Файл: Теории агрессии и подражания (Понятие агрессии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Агрессия — Индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. В качестве объекта могут выступать и неодушевленные предметы. Служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.[1] Существует некоторое количество теоретических концепций возникновения агрессии и факторов, влияющих на ее проявление. Актуальность связана с необходимостью поддержки и захвата областей влияния (главенство в семье, лидерство в компании, достижение личных интересов за счет других людей). Такая форма защиты обеспечивает так же сохранение меры своей свободы от влияния с внешней стороны.

Цель курсовой работы: рассмотреть сущность и особенности теорий агрессии и подражания от различных теоретиков.

Объект исследования – теория агрессии и подражания.

Предмет исследования – особенности теории агрессии и подражания.

Задачи, вытекающие из цели, следующие:

  • дать понятие агрессии
  • рассмотреть исследования подражания в психологии
  • учения об агрессии в социально-психологическом развитии
  • охарактеризовать: фрустрационную теорию агрессии Н. Миллера и Д. Долларда, теорию научения А. Бандуры, теорию влечения З. Фрейда, экологический подход К. Лоренца.

Глава 1. Социально-психологическая составляющая агрессии

1.1 Понятие агрессии

Слово агрессия берет свое происхождение от латинского "aggredi", что в переводе на русский означает "нападать". Оно давно существует в европейском лексиконе, однако, значение ему придавалось не одинаковое. До начала XIX века агрессией считалось любое активное поведение, вне зависимости от его характера. Позднее, значение этого слова изменилось на враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон, полагают, что агрессия в любой ее форме представляет собой поведение, направленное на причинение вреда другому живому существу, который в свою очередь пытается избежать данного действия. Это определение включает в себя следующие положения: агрессия всегда подразумевает целенаправленное причинение вреда жертве; в качестве агрессии рассматривается только поведение направленное на причинение вреда живым организмам; жертвы обладают мотивацией избегания подобного поведения.


Под агрессией, согласно Э. Фромму и его «Анатомии человеческой деструктивности», следует понимать любые действия, причиняющие или имеющие намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба неживому объекту.

Агрессивность, по Р.С. Немову, понимается как враждебность – поведение либо негативный настрой человека в отношении других людей, которые отличаются стремлением нанести неприятности.

"Психологический словарь" предлагает следующее определение: Проявления агрессии очень разнообразны. Различают два основных типа ее проявления: целевая агрессия и инструментальная агрессия. Целевая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Последняя совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом [2].

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Заградова Й., Осинский А. К., Левитов Н. Д. Их точка зрения следующая:

1) По направленности: агрессия, направленная наружу; аутоагрессия, направленная на себя.

2) По цели: интеллектуальная; враждебная.

3) По методу выражения: физическая; вербальная.

4) По степени выраженности: прямая; косвенная.

5) По наличию инициативы: инициативная; оборонительная.[3]

Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. В случае периодичности повторения агрессивных действий, следует говорить об агрессивном поведении. Сама же агрессивность подразумевает ситуативное психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Следует отметить, что каждая личность должна обладать степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой чатью активности и адаптивности человеческого характера.

В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые необходимы для деятельной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении своей цели. Это лидерские качества.

Согласно Р. С. Хомансу, агрессию может вызвать ситуация, связанная с желанием справедливости.

А. А. Реан, К. Бютнер и другие рассматривают случаи агрессивного проявления как адаптивного, связанного с избавлением от состояния фрустрации. Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующееся наличием потребности, которая не нашла удовлетворения. Это состояние подкрепляется отрицательными эмоциями: раздражением, отчаянием.


Т.Р. Румянцева считает, что сегодня на первый план выдвигается нормативный подход. Согласно ее точке зрения, в определении поведения как агрессивного центральное место принадлежит понятию нормы. Нормы определяют механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Отсюда, поведение можно назвать агрессивным при наличии двух обязательных условий: когда существуют негативные для жертвы последствия и когда нарушены нормы поведения.

Важнейшую роль в становлении агрессивного поведения играет воспитание. Р. Кратчфилд и Н. Левинсон считают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с социализацией. Социализацией агрессии называют процесс обучения контролю собственных агрессивных эмоциональных выплесков и выражения их в более приемлемой в обществе форме. Другие же остаются весьма агрессивными и, либо проявляют эти импульсы в форме оскорблений, либо в физическом насилии. И здесь ключевую роль играет воспитание в конкретной культурной среде, традиции, ценности и эмоциональный фон отношения взрослых к ребенку.

По мнению Й. Заграфовой, податливость к агрессивным действиям формируется по мере накопления недостатков в процессе социализации. То есть, при недостаточном сбалансирование.

Таким образом, многие специалисты указывают на проявление агрессии, при внутренних или внешних мотивационных стимулах.

1.2 Исследования подражания в психологии

Изначальный повышенный интерес психологов к проблеме подражания не случаен. Подражание является важнейшим механизмом взаимодействия, причастным к появлению целого ряда феноменов, характеризующих, в частности, социализацию, конформность («податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.»[4]). Главная заслуга основателей зарубежной социальной психологии состояла в вычленении феномена подражания, нежели в объяснении его природы. Вряд ли определение подражания как инстинктивного явления МакДуголла раскрывает суть природы этого понятия.

Исследование механизмов агрессии и подражания стали предметом специальной теории, разработанной в рамках необихевиористской ориентации Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой. Опираясь на понятие «подкрепление», А. Бандура описал три способа следования подкрепленному моделью поведению, т.е. образцу для подражания:


«1. когда посредством наблюдения модели могут возникать новые реакции;

2. когда наблюдение за вознаграждением или наказанием модели может усиливать или ослаблять сдерживание поведения;

3. когда наблюдение модели может способствовать актуализации тех образцов поведения, которые и ранее были известны наблюдающему» [5].

Понятно, что все эти способы подражания могут проявляться и в ситуации массового поведения. В данном случае механизм подражания выступает в тесной связи с механизмами заражения и внушения.

Во всех этих случаях осуществление воздействия при помощи указанных способов наталкивается на разные степени критичности личностей, составляющих массу. Воздействие вообще не рассматривается как однонаправленный процесс: всегда существует и обратное движение - от личности к оказываемому на нее воздействию. Особое значение все это приобретает в стихийных группах. Стихийные группы и демонстрируемое в них массовое поведение и массовое сознание являются существенным компонентом различных социальных движений.

Глава 2. Структура агрессии в социально-психологическом развитии

Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на проявление. Но все они соотносятся со следующими четырьмя категориями: врожденными побуждениями; потребностями, активизируемыми внешними стимулами; познавательными и эмоциональными процессами; актуальными социальными условиями с предшествующим обучением.

2.1 Теория влечения З. Фрейда

В теории влечения (психоаналитический подход), основоположником которой является Зигмунд Фрейд, полагается, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. «В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни.»[6] Он утверждал, что человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия постоянно напряженных между собой инстинктов. Ввиду того, что существует постоянный конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) направляют энергию танатоса от себя. А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Из этого следует, что танатос освобождает агрессию и она направляется на других. Уменьшить вероятность проявления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию.


2.2 Экологический подход К. Лоренца

Экологический подход К. Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З. Фрейда, полагает, что агрессия берет свое начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание (Ч. Дарвина), который присутствует у людей ровно так же, как и у других животных. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно и непрерывно, регулярно накапливаясь с течением времени. Но, чем большее количество агрессивной энергии существует в данный момент, тем меньше стимул нужен для ее выплеска, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно. Также Лоренц отмечал, что все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, в свою очередь, люди обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные. Любовь и дружеские отношения, по мнению Лоренца могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и будут блокировать ее проявления.

2.3 Фрустрационная теория Д. Долларда и Н. Миллера

Фрустрационная теория (гомеостатическая модель) - это теория, предложенная Д. Доллардом и Н. Миллером. Она противопоставляется двум, выше описанным теориям. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс.

Основные используемые в теории понятия определяются следующим образом. Под понятием фрустрация понимается любое условие, которое блокирует достижение цели. Агрессия определяется как поведение, цель которого - разрушить либо сместить фрустрирующий блок. Понятие "сдерживание" относится к тенденции сдерживать действия ввиду ожидаемых негативных последствий вовлечения в них, что, кстати, является источником дополнительной фрустрации. Кроме того, если другие условия препятствуют уничтожению или смещению фрустрации, это побуждение к агрессии может быть реализовано на других объектах. Для обозначения данного феномена используется понятие "смещенная агрессия", т.е. агрессия, направленная не против непосредственного источника фрустрации, а на какой-либо другой, как правило, "безобидный" объект. Эта черта агрессивного поведения обстоятельно анализируется в модели конфликта Миллера. "Смещение", или перенос (термин из психоаналитической теории), в данном контексте, по Миллеру, как случай генерализации стимулов. Многие виды социального поведения, например этнические и расовые предрассудки, интерпретируются в зарубежной социальной психологии с позиций данного подхода.