Файл: Теории агрессии и подражания (Понятие агрессии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные положения этой теории звучат так: «фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме; агрессия всегда является результатом фрустрации. В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора: степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели; сила препятствия на пути достижения цели; количества последовательных фрустраций.»[7] То есть, чем большее субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет импульс к агрессивному поведению.

Много критики данной гипотезы со стороны зарубежных авторов шли по ряду векторов. Прежде всего, критика касалась характера реакций на фрустрацию. Антропологи, например, указали, что в некоторых культурах агрессия не является типичной реакцией на фрустрацию. А. Маслоу и А. Бандура отмечали, что фрустрация - не единственный фактор, приводящий к выражению агрессивности. Например, оскорбление или угроза с большей вероятностью вызовут агрессивную реакцию, чем блокирование поведения.

Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что данное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего, из-за угрозы наказания. В этом случае происходит "смещение", в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

Таким образом, со временем не подтвердилось положение о необходимой связи агрессии и фрустрации, т.е. агрессия не всегда результат фрустрации, в свою очередь фрустрация не ведет неизбежно к агрессии.

Важно сказать, что также существуют факторы, ослабляющие агрессивную мотивацию. Процесс катарсиса, т.е. такие выплески агрессии, которые не приносят большого ущерба, но снижают уровень побуждения к агрессивному поступку. Например: оскорбление и негативные фантазии- акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к более сильной агрессии.

Другим важным аспектом теоретических конструктов Миллера и Долларда является проблема подражания, или имитации. Миллер и Доллард в работе "Социальное научение и подражание" (1941 г.) отказываются от старой концепции определять подражание как инстинкт. Они рассматривают подражание как объект инструментального научения и объясняют его соответствующими законами. Проблема первых социально-психологических теорий переносится ими на экспериментальный уровень.


Миллер и Доллард раскрывают неоднозначность термина "подражание". По их мнению, он используется в трех случаях. Для обозначения "тождественного" поведения. Такое поведение лишь внешне выглядит подражанием, а в действительности может представлять одинаковые реакции на одинаковые стимулы у двух индивидов, причем каждый из них безотносительно к другому научился такому реагированию, т.е. схожее поведение может быть результатом подражания, а может и не быть им. Второй случай - "парнозависимое" поведение. В данной ситуации наблюдатель вознаграждается за ту же реакцию, что и модель. И третий случай - копирующее поведение, которое предполагает специфическое руководство со стороны модели поведением наблюдателя. Модель говорит и показывает наблюдателю, какие реакции приемлемы задаче, и через коррекцию тренирует его представлять ту же реакцию, что и модель.

Основной тезис Миллера и Долларда следующий: подражающее поведение имеет место, если индивид вознаграждается, когда он подражает, и не вознаграждается, когда не подражает[8]. Авторами особенно подчеркивается роль позитивного подкрепления как необходимого условия приобретения имитирующего поведения.

2.4 Теория научения А. Бандуры

Теория социального научения (бихевиоральная модель). В отличие от предыдущих, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, т.е. обучение и транслирование на себя через чужой образ. Эта теория была предложена А. Бандурой и объясняет усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения.

Агрессия, приобретаемая посредством:

- биологических факторов (например, гормоны, нервная система);

- научения (например, непосредственный опыт, наблюдение).

Агрессия провоцируется:

- воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание);

- неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация);

- побудительными мотивами ( например, деньги, восхищение);

- инструкциями (например, приказы).

Эксцентричными убеждениями (параноидальными убеждениями)

Агрессия регулируется:

- внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия);

- викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других);


- механизмами саморегуляции (например, гордость, вина).[9]

С точки зрения А. Бандуры, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: способов усвоения подобных действий; факторов, провоцирующих их появление; условий, при которых они закрепляются.

Поэтому, ключевое значение в этой теории уделяется влиянию родителей на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого поведения. Вместе с тем, важное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение личного успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя самостоятельно.

Таким образом, с самого начала Бандура выступил противником столь характерных для бихевиоризма экстраполяции данных из мира животных на социальный мир.

Кроме того, исследователь улучшил предшествующий подход касательно его неспособности решить проблему возникновения новых форм поведения. По его мнению, «инструментальное обусловливание и подкрепление должны рассматриваться скорее как выбор реакции среди уже имеющихся в поведенческом репертуаре индивида, нежели как ее приобретение». Это характерно для позиций Миллера и Долларда: «способность личности к реакции существует прежде, чем она научилась ей через подражание.» [10] С точки зрения Бандуры, фрустрация - это только один и необязательно наиболее важный фактор, влияющий на агрессивное поведение. «Фрустрация наиболее вероятно должна провоцировать агрессию в людях, которые научены отвечать на отвратительное обхождение (aversive treatment) агрессивными установками и действиями...»[11] - замечает Бандура. По его мнению, агрессия лучше объяснима на основе вознаграждающих ее последствий, чем на основе фрустрирующих условий и наказаний, которые она навлекает.

Также стоит отметить, что автором проводился ряд экспериментов, но, к сожалению, был не учтен социальный контекст или экологическая валидность, из-за чего полученные данные не играют ключевой роли в реальной ситуации.


Данная теория оставляет больше возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Этому есть две причины: согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения; социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях. В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения.

Заключение

В обыденном понимание слово агрессия обозначает действия, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Существуют разные представления о природе агрессивности, некоторые полагают что она имеет исключительно биологическое происхождение, другие считают, что она связана главным образом с проблемами воспитания и современной культурой в целом. Деструктивная агрессия всегда ассоциировалась с таким философско-нравственным понятием как зло. Дискуссии о том, является ли зло присущем для человека, или он по природе своей добр, продолжались в течение многовековой истории человечества. Исследователи, работающие в социально-психологической науке пришли к такому выводу, что наиболее важное влияние на формирование и развитие агрессивного поведения оказывают средовые факторы. К таковым можно отнести негативное воспитание, включающее моральное унижение, социальную изоляцию, запрет на эмоциональные проявления, современные методы отдыха за монитором и в медиа.

Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности и подражания, можно сделать следующие выводы: проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы; агрессивность может быть не только жестокой, но и совершенно нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание; агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, концентрация человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии; имитирующее поведение возможно либо через позитивное подкрепление либо в стихийных факторах социума.


Список литературы

        1. Андреева Г.М., Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы: учебное пособие для вузов / Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 287 с.
        2. Бандура А.,Принципы социального научения//Современная зарубежная социальная психология: учебник/ Бандура А., Уолтерс Р. М., 1984. –
        3. Бандура А. Теория социального научения: учебник / Бандура А., - СПб.: Евразия, 2000. -320 с.
        4. Воронцова М.В., Теория деструктивности: Учебное пособие/ Воронцова М.В., Макаров В.Н., Бюндюгова Т.В. Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2014. – 360
        5. Выготский Л. С. Психология: учебник / Выготский Л. С. - М.: 2000. -1008 с.
        6. Гальперин П. Я., Хрестоматия по истории психологии: монография / Гальперин П. Я., . Ждан А. Н.. - М., академический проект, 2005. – 833 с.
        7. Гуманистическая психология // Иностранная психология. 1993. Т. 1.
        8. Ждан А.Н., История психология: учебник для вузов / А.Н. Ждан А.Н., М., Академический проект 2004. – 576 с.
        9. Зинченко В. П., Психологический словарь: учебник / Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г., СПБ.: Прайм-Еврознак, 2003. – 632 с.
        10. Лоренц К., Агрессия: книга / Лоренц К., – М., Римис, 2009. – 352 с.
        11.  Немов Р. С., Психология: Учебник. / Немов Р. С., В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Владос, 2017. – 243 с.
        12. Почебут Л.Г., Социальная психология. Учебное пособие/ Почебут Л.Г., Мейжис И.А,. Изд-во «Питер». - 2010. 54 с.
        13. Сухов А. Н. Социальная психология: учебное пособие для вузов / Сухова А. Н., Деркача А. А. М., 2001. – 600 с.
        14. Фрейд 3. Психология бессознательного: книга/ Фрейд 3. - М.: Просвещение 1990. – 448 с.
        15. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: книга/ Фромм Э., -М.: АСТ, 2017. – 736 с.
        16. Хьелл Д., Теории личности: учебник / Хьелл Д., Зиглер Д. - СПб.: Питер Пресс, 1997. – 607 с.
        17. Шибутани Т., Социальная психология: учебник/ Шибутани Т., - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 544 с

Эссе

Говорят, что мы живем во времена агрессии и насилия. Войны, терроризм, растет количество преступлений, пугающая статистика случаев жестокого обращения с детьми доказывает, что насилие в семье стало обычным делом. Кроме того, насилие стало чаще отображаться в средствах массовой информации, как в развлекательных, так и информационных программах. Агрессивное поведение стало восприниматься не просто как норма, а как образец для подражания.

В основном под агрессией понимается деструктивное поведение, несущее в себе разрушительный характер и нацеленное на причинение ущерба людям либо вызывающее у них психологический дискомфорт. Причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от таких, как злые шутки, враждебные фантазии, до убийств. Учитывая пагубность влияния агрессивного поведения на общество и его распространенность, неудивительно, что наибольшее значение в исследовании придается природе этого действа.