Файл: Анализ влияния факторов внешней среды предприятия на развитие коммерческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 534

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время все процессы, протекающие в обществе, происходят с участием организаций. Организация имеет ряд особенностей в своем определении, которые делают ее зависимым объектом от внешней среды.

Внешняя среда включает политические, экономические, экологические условия и организации, в том числе конкурирующие; поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д.

Предприятие как хозяйствующий субъект является неотъемлемой частью экономической системы, в которой осуществляет свою деятельность с определенной целью – преимущественно извлечение прибыли.

В процессе осуществления своей деятельности предприятие подвергается влиянию целого ряда факторов, которые в свою очередь определяют особенности и специфику его деятельности. Эти факторы определяют и эффективность деятельности предприятия, что напрямую влияет на финансовые показатели деятельности. Ряд факторов и процессов, протекающих как внутри предприятия, так и те, которые создают внешнюю среду деятельности предприятия, определяют эффективность деятельности предприятия. Зная, какие условия и как воздействуют на деятельности предприятия можно грамотно выстроить систему управления предприятием, эта информация очень важна для управленческой деятельности руководителей всех уровней.

Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде - основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев - это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

Актуальность исследования обеспечена различной степенью влияния внешней среды на организацию, что в итоге имеет различные последствия для ее деятельности.

Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.


В условиях рыночной экономики предприятиям и организациям необходимо своевременно реагировать на изменения внешней среды и адаптировать эти организационные структуры к этим изменениям. Поэтому дальнейшее внимание к вопросу о проблеме сущности организации необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных проблем.

Целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов влияния внешней среды на деятельность предприятия и использование навыков, полученных в результате теоретического изучения темы, с целью проведения анализа внешней среды предприятия ООО «Пятерочка».

В соответствии с целью исследования определены его основные задачи:

  • рассмотреть понятие и классификацию факторов влияния на эффективность деятельности предприятия;
  • проанализировать влияние факторов внешней среды на общество с ограниченной ответственностью «Пятерочка».

Объектом исследования являются факторы внешней среды предприятия.

Предмет исследования: влияние факторов внешней среды предприятия на организацию коммерческой деятельности.

В процессе написания курсовой работы были использованы теоретические и эмпирические методы, позволившие наиболее полно рассмотреть данную тему. В работе использовались такие методы исследования, как анализ, сравнение, классификация и исследование. Теоретическо-методологическую базу составили труды российских и зарубежных авторов, рассматривающие влияние внешней и внутренней среды предприятия на развитие коммерческой деятельности. В работе использовалась бухгалтерская отчетность, данные внутреннего аналитического учета компании за 2018-2019 гг.

Структура работы соответствует цели и задачам исследования - первая часть работы посвящена сущности среды организации. В ней детально проанализированы виды среды организации, дана характеристика факторов внешней среды. Во второй части работы анализируется деятельность компании Общества с ограниченной ответственностью «Пятерочка» и влияние на нее внешних факторов.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования факторов внешней среды.

1.1 Сущность внешней среды предприятия


Внешняя среда предприятия - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния.

Следует учитывать, что состав и степень влияния факторов на хозяйственную деятельность индивидуально для каждого конкретного предприятия, поэтому возникает необходимость иметь точное представление об источниках изменения внешней среды, о субъектах, определяющих направление, уровень сложности и предсказуемости, связанных с этим перемен в организации.

Необходимо рассмотреть факторы, которые оказывают влияния на хозяйственную систему предприятия, возникновение которых связано с развитием рыночных отношений:

1. Экономический фактор, т. е. социально-экономические показатели развития страны, отдельных регионов. В частности изменение величины валового внутреннего продукта, темпы развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей, формирующих потребительский рынок, инфляционные процессы, темпы изменения доходов населения, ставки налогов, изменения тарифов за услуги, оказываемые предприятиям торговли и т. п.

2. Политический фактор, т.к. политическая стабильность положительно влияет на экономическое развитие. Наоборот, политическая неустойчивость способствует возникновению кризисных явлений в экономике и на потребительском рынке (несоответствие спроса и предложения товаров, повышение цен и т. п.). Государственные органы регулируют многие процессы развития отношений, затрагивающих деятельность торговых предприятий.

3. Международный фактор с учетом развития интеграционных процессов влияет на инвестиционную политику страны и регионов, объемы экспорта и импорта товаров, на покупательную способность населения, на товарные ресурсы и т. д.

4. Социальные факторы, в частности демографическая ситуация, распределение доходов между группами населения, пенсионное обеспечение, формы предоставления льгот отдельным категориям людей (натуральная, денежная), развитие жилищного строительства и др.

5. Технологические факторы. К ним можно отнести изменения в технологии транспортировки товаров, использовании компьютерных технологий в организации розничной и оптовой торговли, в работе предприятий питания, изменения в технологии организации складского и тарного хозяйства и т. д.


6. Рыночные факторы, в частности развитие рыночной среды, изменения доли товарного и нетоварного потребления, уровня конкуренции, развитие предпринимательства в сфере обращения и т. п.

Все эти факторы связаны между собой, каждый из них влияет на другие факторы. Так, политическая обстановка влияет на развитие экономики, а состояние экономики, в свою очередь, влияет на политическую жизнь.

Характеристики внешней среды

Руководство фирмы обычно стремится ограничить учет действия внешнего окружения в первую очередь теми факторами, от которых решающим образом зависит эффективность деятельности фирмы на конкретном этапе. Принятие решений зависит от широты охвата информации о состоянии внешней среды и действии ее различных факторов.

Классификация факторов и качеств внешней среды вследствие их многообразия довольно различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. Придерживаясь в целом принятой в менеджменте классификации можно предложить следующий перечень характеристик внешней среды:

  • взаимосвязанность факторов;
  • сложность;
  • подвижность
  • неопределенность.

Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора внешнего окружения может обусловливать изменение других.

Внешняя среда обладает определённой сложностью.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Если на организацию давят государственные постановления, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, при отсутствии политических «лобби» и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будут находиться организации, использующие разные технологии, претерпевшие более быстрое развитие, чем организации, которых все это не касается.


Следующая характеристика внешней среды - подвижность.

Подвижность среды - это скорость с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако, при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Считается, что наиболее быстрые изменения во внешней среде затрагивают, прежде всего, фармацевтическую, химическую, электронную, авиационно-космическую отрасли, производство программных продуктов, биотехнологии, а также телекоммуникации. Изменения в этих отраслях столь стремительны, что экспертные прогнозы развития даже на 5-7 лет оказываются нереальными. Учитывая способность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или её подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

Существует ещё одна характеристика внешнего окружения, которую следует выделить - это её неопределённость.

Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес все более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Таким образом, чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

В настоящее время следует помнить, что окружающая среда постоянно трансформируется, поэтому предприятиям при осуществлении своей деятельности следует учитывать изменения окружающей среды и эффективно на них реагировать. Также следует помнить о том, что сами предприятия могут выступать источником изменений во внешней среде, например, выпуская на рынок новые виды товаров или услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, техники и технологий, загрязняя окружающую среду и т.п.

Таким образом, управление организацией должно учитывать необходимость в устойчивом функционировании организации в соответствии с факторами внешней среды, их изменением во времени и динамикой развития организации. Следовательно, необходимо соблюдение баланса между конкретными действиями организации и условиями внешней среды, в которых она функционирует.