Файл: Анализ влияния факторов внешней среды предприятия на развитие коммерческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 554

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономическая среда не менее важна, чем демографическая. Помимо самих людей для предприятия важна еще их покупательская способность. Общий уровень покупательской способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита, что в свою очередь зависит от темпов роста экономики, издержек, уровня инфляции, уровня безработицы. Экономическая среда во многом обуславливается соотношением спроса и предложения, доходами и ценами на товары, состоянием рынка. Если она развивается благополучно, то можно легче предвидеть спрос, определить его структуру и тенденции.

Политическая среда. Как правило, экономическая деятельность предприятий осуществляется в рамках существующего законодательства. Эта среда слагается из законов, нормативных документов, государственных учреждений, различных общественных организаций и объединений. Предприятиям необходимо отслеживать изменения в политике и законодательстве, которые помогают или наносят ущерб их бизнесу. Наиболее важными являются законодательные акты и нормативы, регулирующие взаимоотношения с потребителями и отношения с другими фирмами, поставщиками, посредниками. Знание законов помогает предприятиям правильно ориентироваться на рынке, изыскивать различные возможности повышения эффективности производства, торговли в рамках существующего законодательства.

Научно-техническая среда. Научно-техническая среда напрямую связана с научно-техническим прогрессом - одним из наиболее крупномасштабных факторов прямого воздействия, определяющих спрос. Научные достижения существенно меняют среду функционирования предприятий: появляются новые технологии, новые товары, более дешевые виды сырья, что, безусловно, усиливает конкуренцию. Любое научно-техническое новшество чревато крупными долговременными последствиями, которые не всегда удается предвидеть. Товары, созданные на основе научно-технических разработок, меняют образ жизни потребителей, повышают качество удовлетворения потребителей, сокращают время жизни товаров на рынке.

Культурная среда. Люди живут в обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности, нормы поведения. В рамках конкретного общества люди придерживаются множества взглядов и ценностей. Причем для них характерна высокая степень устойчивости. Например, многие верят в то, что необходимо работать, быть честным, вступать в брак. Традиционные взгляды и ценности передаются от родителей к детям и подкрепляются законами, государственной властью, церковью. Задача фирмы состоит в выявлении тенденций в культурной среде и учете их в деятельности предприятий.


Природно-климатические условия. В последнее время серьезное влияние обращается на среду обитания человека. Промышленность почти всегда наносит вред природной среде. Экологические проблемы, связанные с производством и потреблением, оказывают существенное влияние на деятельность предприятий, увеличивая их расходы, в том числе на научные исследования. Изменения экологической обстановки сказываются на товарах, которые предприятия предлагают на рынке. Ухудшение экологической обстановки заставляет многие правительства ужесточать законы об охране окружающей среды. Государство также вмешивается в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Так, серьезные опасения возникают в связи с истощением таких не возобновляемых ресурсов, как нефть, каменный уголь и другие полезные ископаемые.

Подводя итоги первой главы можно сказать, что внешняя среда предприятия – это совокупность внешних субъектов и факторов, активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность ее деятельности. Внешняя среда разделяется на микросреду - это система и факторы, которые непосредственно воздействуют на предприятие и подвержены его прямому воздействию, и макросреду - системы и факторы, которые косвенным образом воздействуют на предприятие через его микросреду и не подконтрольны ему.

Глава 2. Анализ факторов внешней среды предприятия ООО «Пятерочка»

2.1 Организационно экономическая характеристика предприятия

Объектом исследования является ООО «Пятерочка».

Компания общество с ограниченной ответственностью "Пятерочка" с ИНН 7825706086 зарегистрирована 28.12.1998.

Организации присвоен ОГРН 1027809237796. Организации присвоен КПП 784101001

Учредители - Общества с ограниченной ответственностью "Корпоративный центр ИКС 5", Компания СПИК ГЛОБАЛ ЛИМИТЕД.

Размер уставного капитала составляет 28 740 768 876 ₽. Статус компании на 01 декабря 2020 – Действует.

Юридический адрес Общества с ограниченной ответственностью «Пятерочка» - город Санкт-Петербург Невский проспект 90/92.


Основной вид деятельности (ОКВЭД) Пятерочка - Розничная торговля.

Организационно-правовая форма — общества с ограниченной ответственностью. Тип собственности — частная собственность.

Задачи организации:

  • получение дохода владельцем предприятия;
  • обеспечение потребителей продукцией (услугами) предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;
  • обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
  • создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;
  • недопущение сбоев в работе предприятия

Основные цели организации:

  • Рост доходов
  • Своевременно предлагать продукты, обладающие высоким качеством и низкой ценой
  • Своевременная доставка товаров
  • Улучшение качества товаров

Предприятие создано в виде общество с ограниченной ответственностью, что отразилось на организационной структуре предприятия. В соответствии с Гражданским Кодексом ООО «Пятерочка» полностью соответствует занимаемому им статусу юридического лица, имеет собственный юридический адрес и адрес места расположения предприятия, обладает уставом, имеет свой расчетный счет в банке, имеет право выступать истцом и ответчиком в суде.

В своей повседневной деятельности предприятие неукоснительно руководствуется собственной нормативно-правовой документацией (внутренней и внешней). Все операции с нормативно-правовой документацией производятся строго согласно требованиям и нормам организации документооборота. Как правило, все новые документы такого характера составляются в соответствии с ранее принятыми. Все операции, производимые в процессе деятельности общества, анализируются и сопоставляются с документами, регламентирующими им проведение (с планами, сметами, программами, приказами, распоряжениями и т.д.) Благодаря согласованной работе всех служб предприятие имеет возможность грамотно и рационально вести документооборот на предприятии, что закономерно сказывается на эффективности использования документов, а также на результативности коммерческой работы в целом. «ООО Пятерочка» - общество с ограниченной ответственностью представляет собой сеть магазинов розничной торговли «Пятёрочка».

Организационная структура управления ООО «Пятерочка» представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Организационная структура управления ООО «Пятерочка»


Генеральный директор осуществляет оперативное руководство деятельностью ООО и наделяется в соответствии с законодательством РФ всеми необходимыми полномочиями для выполнения этой задачи. Генеральный директор осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.

В составе персонала компании "Пятёрочка" выделяют три категории работников:

а) персонал управления;

б) специалисты;

в) торгово-оперативный персонал;

г) вспомогательный персонал.

Деление персонала по категориям работников представляет собой общую форму функционального разделения их труда.

В составе персонала управления выделяются должности руководителей (менеджеров), специалистов и т.п. В составе торгово-оперативного персонала выделяются профессии продавцов, кассиров, контролеров-кассиров и т.п. В составе вспомогательного персонала - профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков и т.п. В составе должностей специалистов выделяют экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров и т.п.

Рисунок 2. Организационная структура магазина "Пятёрочка"

«Пятёрочка» основана в 1998 г., первый магазин торговой сети открылся в 1999 г. в Санкт-Петербурге. В 2019 г. была представлена новая концепция торговой сети и открыт первый обновленный магазин в Москве, а также стартовала масштабная программа обновления торговой сети. Количество магазинов «Пятёрочка» составляет 16 096 (данные на 30.06.20 г.), из них в новой концепции - 1 120. Экономическая стабильность организации, её выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с её непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.

Отчет по показателям хозяйственной деятельности ООО Пятерочка. На основе данных бухгалтерского баланса (таблица 1) приведено сравнение ключевых финансовых показателей ООО "Пятерочка" за 2017-2019 года.

Таблица 1.

Отчет о финансовых результатах (в тыс.руб)

Наименование показателя

2019

2018

Отклонение+,-

2019/2018

Темп роста

Выручка

1 234 350 406

1 035 979 233

198 371 173

16,1%

Себестоимость продаж

(914 450 043)

(757 696 482)

156 753 561

17,2%

Валовая прибыль

319 900 363

278 282 751

41 617 612

13,1%

Коммерческие расходы

(263 778 846)

(218 550 674)

45 228 172

20,6%

Прибыль от продаж

56 121 517

59 732 077

-3 610 560

-6%

Чистая прибыль

7 206 061

10 127 918

-2 921 857

-28,9%

Рентабельность продаж (прибыли от продаж в каждом рубле выручки)

4.5%

5.8%

-1,3%

Уменьшилась на 1,3%


В сравнительном анализе финансовых показателей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах ООО "Пятерочка" за 2018-2019 года, содержащихся в базе данных ФНС видно, что к 2019 году прибыль предприятия значительно сократилась.

2.2 Анализ микросреды предприятия

Факторы имеющие ключевое значение для предприятия являются стратегическими и обозначаются аббревиатурой SWOT, содержащую в себе первые буквы английских названий важных факторов. На русский они переводятся, как сила, слабость, возможность и угроза. После оценивания стратегических факторов определяется корпоративная миссия. Для осуществления процесса формулировки стратегии, необходимо исследовать выявленные стратегические факторы с учетом ситуации, сложившейся на момент анализа. Этот процесс принятия стратегических решений часто упоминается в литературе как ситуационный анализ.

SWOT- матрица является приемом обобщения стратегических факторов предприятия и иллюстрирует, как внешние благоприятные возможности и угрозы, кои могут быть сопоставлены с внутренними силами и слабостями конкретного предприятия. На основе этого создаются стратегические альтернативы, учитывающие четыре набора стратегических факторов. Целью ситуационного анализа является нахождение стратегического соответствия внешних возможностей и внутренних сильных сторон организации, учитывая внешние угрозы и внутренних слабости. И в определении на основании этого, сравнительных конкурентных преимуществ организации, то есть специфических профессиональных навыков и ресурсов, находящихся в распоряжении компании и обеспечивающих ее конкурентоспособность.

Таблица 2

SWOT-анализ ООО «Пятерочка»

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Известность бренда организации на рынке
  • Большой ассортимент продукции
  • Стабильная клиентская база
  • Большой опыт в данной сфере
  • Высокий уровень удовлетворенности потребителей
  • Устойчивое финансовое положение фирмы на рынке
  • Барьеры в использовании онлайн-сервиса для старшего поколения и в малых городах
  • Зависимость от курсов валют

Возможности

Угрозы

  • Оказание дополнительных услуг, связанных с логистическим сервисом
  • Применение новых технологий в обслуживании клиентов
  • Привлечение новых клиентов, за счёт рекламных мероприятий
  • Новые возможности завоевания доли рынка конкурентов, при использовании конкурентных преимуществ
  • Замедление роста рынка ввиду экономического кризиса
  • Снижение уровня платежеспособности населения