Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (Теоретические основы управления организацией).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
Организационной основой единой кадровой службы, как отмечалось, является интеграция функций по управлению организацией труда, подбором и расстановкой кадров, их обучением и повышением квалификации, социальным развитием трудовых коллективов, что определяется общей социально-психологической направленностью названных подразделений. Данное утверждение – является следствием решения центрального вопроса о принципах распределения сфер влияния в процессе управления производством: кто должен контролировать состояние и развитие работников на предприятии? Инженерно-технологические службы занимаются управлением и обеспечением производственных процессов; человек для них является функциональным звеном [12, с.156].
Общественные организации по своей сути не способны выполнять основные производственные функции, к которым относится и управление кадрами. Структуру социально-психологической подсистемы производственной организации в разрезе функциональных обязанностей подразделений, занимающихся проблемами организации и управления персоналом. Следует отметить, что в этих условиях назрела острая необходимость реорганизовать механизм управления социально-психологической подсистемой производственной организации. Такая реорганизация должна проводиться, как отмечалось, в направлении интеграции функций управления персоналом. Сегодня на производстве сложилась ситуация, когда единым процессом кадровой работы контролируется одновременно несколькими подразделениями: отдел кадров (подчиняется заместителю руководителя по кадрам); отдел подготовки кадров (подчиняется главному инженеру); служба социального развития (подчиняется как правило, непосредственно руководителю организации); отдел труда и заработной платы (подчиняется главному экономисту или заместителю руководителя по экономике). На основе анализа экономической практики и перспектив развития общественного производства с достаточной степенью точности можно предположить, что будущее в управлении персоналом будет принадлежать именно таким мощным кадровым службам, способным эффективно использовать в практической деятельности современные научные разработки и новейшую электронно-вычислительную технику. Представляется целесообразным объединить перечисленные отделы в единую кадровую службу под началом первого заместителя директора по человеческим ресурсам [4, с.89]. Формирование в этой службе необходимых научно-исследовательских и учебно-методических подразделений позволит обеспечить комплексное управление работников в соответствии с современными требованиями кадровой политики в период перехода к рыночным отношениям.
Процесс подбора персонала нецелесообразно рассматривать изолированно в отрыве от процессов кадрового планирования, документационного обеспечения управления и трудовой адаптации персонала, поэтому перечисленные процессы формируют более широким понятием «формирование кадрового потенциала» [2, с.318].
Этапами формирования кадрового потенциала можно считать:
1) создание базы данных соискателей, управление потоком резюме;
2) документация о приеме на работу;
3) анализ работы и деятельности работника, должностная инструкция;
4) определение источника найма, каналов привлечения кандидатов;
5) рекламирование должности, маркетинг персонала (обеспечение спроса на рабочие места в организации, внешний пиар организации);
6) кадровое планирование, определение потребности в персонале;
7) оценка кандидатов, отбор, определение финалистов;
8) формулирование критериев и определение методов отбора персонала;
9) внедрение, адаптация работников;
10) анализ испытательного срока нового работника, принятие окончательного решения [2, с.320].
Формально процесс найма персонала завершается документальным оформлением на работу, но в действительности существует вероятность увольнения работника в период испытательного срока. Это крайне невыгодно для организации, так как приводит к удорожанию процедур подбора и адаптации. Следовательно, фактически подбор завершается только при успешном прохождении испытательного срока новым работником [13, с.26].
Подбор и расстановка, подготовка и рациональное использование кадров - сложная социально-экономическая и психолого-педагогическая задача, требующая от организаторов кадровой работы и руководителей всех уровней определенных социальных качеств, способностей, личностных черт, необходимых профессиональных знаний, умений и навыков. Изучение особенностей работы с персоналом позволяет создать систему профессионального отбора и непрерывного образования организаторов управления кадрами различных уровней и отраслей общественного производства, целью которой является оказание помощи работникам профессионально овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками и одновременно сформировать у них профессионально значимые качества личности [11, с.12].
Важнейшим средством управления системой работы с персоналом на производстве и основное звено всего хозяйственного механизма -планирование, к которому в современных условиях предъявляются высокие требования. Теоретической основой кадрового планирования работы являются правительственные решения по вопросам социально-экономической политики, а также результаты хозяйственной деятельности и научных исследований в области подбора, подготовки и использования кадров. Практической основой планирования работы с персоналом являются планы экономического и социального развития коллективов объединений, предприятий и организаций [10, с.302].
План работы с кадрами на предприятии содержит три основных раздела: мероприятия по совершенствованию кадрового состава организации; мероприятия по обучению и повышению квалификации персонала; мероприятия по воспитанию и развитию персонала [15, с.106].
Итак, на современном этапе наблюдается значительный рост интереса к человеку как к главному фактору производства, фактору дохода, повышающему производительность труда, как к ценному ресурсу, наследию организации в конкурентной борьбе. Управление человеческими ресурсами охватывает все управленческие решения, влияющие на взаимоотношения между организацией и ее сотрудниками. Это означает, что управление человеческими ресурсами тесно связано с бизнес-стратегией. Стратегия управления человеческими ресурсами основана на единстве целей управления человеческими ресурсами с бизнес-стратегией.
Проблема управления персоналом в организации не ограничивается взаимодействием работника и руководителя.
Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по формированию и использованию рабочей силы. Подбор, расстановка, подготовка и рациональное использование кадров - сложная проблема, требующая от организаторов кадровой работы и руководителей определенных качеств, способностей, личностных черт, необходимых профессиональных знаний, умений и навыков.
Роль человеческого фактора в управлении организацией на примере ООО «Хлеб»
Общая характеристика ООО «Хлеб»
Компания ООО «Хлеб» зарегистрирована 01 июля 2014 года. Находится данное предприятие в Алтайском крае на территории Табунского района.
ООО «Хлеб» имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.
ООО «Хлеб» является предприятием, работающим с целью удовлетворения общественных потребностей и извлечения прибыли.
Предметом деятельности общества является:
- производство хлебобулочных и кондитерских изделий, полуфабрикатов на расширение реализации покупных товаров и на этой основе удовлетворение спроса населения на продукцию общественного питания;
- торговля хлебобулочными и кондитерскими изделиями;
- предоставление услуг предприятиям общественного питания и другим предприятиям на договорной основе;
- обеспечение основными видами продовольственных товаров и по доставке этих продуктов;
- другие услуги.
Производство выпекаемых изделий основано на современном оборудовании с соблюдением передовых технологий. Вся вырабатываемая продукция сертифицирована, ежемесячно проходит проверку на соответствие стандартам качества. Не содержит красителей, консервантов, ароматизаторов, пищевых добавок и ГМО.
Общая структура предприятия состоит из организационной и производственной структуры.
Организационная структура предприятия - совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений [3, с.259].
Производственная структура предприятия - совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений предприятия [3, с.261].
На территории предприятия оборудовано два цеха: основной цех по изготовлению хлебобулочных изделий и кондитерский цех.
Общее описание функций структурных звеньев:
Бухгалтерия - организация правильного документооборота, соблюдение установленных форм бухгалтерской документации и их правильное ведение, организация учета и обеспечение сохранности информации. Составление сводных ведомостей отклонений от норм; ведение сводного учёта затрат на производство; учёт потерь от брака в производстве; составление калькуляций фактической себестоимости изделий; составление отчётности о затратах на производство и себестоимости продукции; методическое руководство документальным оформлением и процессом выявления отклонений от норм затрат в производственных подразделениях; разработку или уточнение номенклатуры-ценника на все виды материальных ресурсов; составление графиков документооборота.
Отдел главного технолога - разработка и ведение технической документации изготовления изделий, нормах расхода материалов в соответствии с требованиями государственных стандартов и распространением обязанностей между подразделениями предприятия; анализ причин отклонений от установленных норм и разработка мероприятий по ликвидации перерасходов.
Отдел главного энергетика - разработка и пересмотр расходных норм и нормативов на энергию всех видов и топлива для технологических целей и хозяйственных нужд; выписка извещений об изменениях этих норм; участие в составлении номенклатур-ценников на топливо и энергию всех видов; анализ отклонений от норм расхода топлива и энергии, принятие соответствующих мер по предупреждению их перерасхода.
ООО «Хлеб» самостоятельно определяет направления, и порядок использования прибыли, руководствуясь учредительными документами и действующим законодательством.
Оперативный бухгалтерский и статистический учет и отчетность общества осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Финансовые результаты деятельности общества определяются на основе годового бухгалтерского баланса. По месту нахождения ООО «Хлеб» ведется полная документация в объеме, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрим анализ деятельности ООО «Хлеб» за период 2016-2018 годов.
Таблица №1
Анализ эффективности деятельности ООО «Хлеб»
Наименование показателя |
За 2016 год |
За 2017 год |
За 2018 год |
Выручка за минусом НДС, тыс.рублей |
26803 |
29660 |
32480 |
Себестоимость продаж, тыс.рублей |
26302 |
29142 |
31954 |
Валовая прибыль, тыс.рублей |
501 |
518 |
526 |
Прибыль от продаж, тыс.рублей |
501 |
518 |
526 |
Прочие доходы, тыс.рублей |
463 |
637 |
612 |
Прочие расходы, тыс.рублей |
208 |
201 |
186 |
Прибыль до налогообложения, тыс.рублей |
756 |
954 |
985 |
Текущий налог на прибыль, тыс.рублей |
655 |
737 |
746 |
Чистая прибыль, тыс.рублей |
101 |
217 |
239 |
Как мы видим их таблицы №1 за период 2016-2018 г. выручка ООО «Хлеб» увеличивается. Прибыль от продаж продукции растет, если в 2016 году составляла – 501 тысяч рублей, в 2017 году – 518 тысяч рублей, то в 2018 году прибыль составила 526 тысяч рублей. Чистая прибыль в 2018 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 2,2%.
Руководство предприятия отличает современное мышление, высокий уровень квалификации, ответственность, понимание необходимости дальнейшего развития организации и благосостояния работников и, конечно же, собственников.
ООО «Хлеб» своевременно рассчитывается с работниками по оплате труда. В целом организация поддерживает достаточно тесные связи не только с промышленными, бюджетными и сельскохозяйственными предприятиями района, но и сотрудничает в своей деятельности с крупнейшими предприятиями края и России.