Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (Теоретические основы управления организацией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Человеческий фактор представляет собой главный компонент общественного развития, который образуется посредством участия людей в процессе создания материальных и духовных ценностей, оказания социально необходимых услуг. [9, с.74]

Основу любого предприятия составляет человеческий фактор, заключающийся в знании субъектом управления своего дела, в умении организовывать свою деятельность, работу коллектива в целом. Центральной фигурой в организации выступает профессионал - управляющий, который способный видеть перспективы развития данного предприятия, умеющий ставить преодолимые цели, быстро находить выход из сложных, неординарных ситуаций, умеющий быстро оценивать реальную ситуацию, находящий оптимальное решение для поставленных целей.

Основой человеческого фактора является личность: психологический облик человека, как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в обществе.

Цель курсовой работы - выявить влияние человеческого фактора на формирование и деятельность организации.

Для реализации данной цели нами были поставлены следующие основные задачи:

1) изучить роль человеческого фактора в управлении организацией;

2) изучить основы власти руководителя;

3) оценить кадровую политику в организации;

4) изучить роль человеческого фактора в управлении организацией на примере ООО «Хлеб»;

5) дать рекомендации по совершенствованию влияния человеческого фактора в управлении организацией.

Предметом исследования является человеческий фактор в организации, а также управление человеческими ресурсами.

Методы исследования курсовой работы - сбор, обработка и анализ теоретического материала, материала научно-практических статей, а также документов конкретного предприятия.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Без человека ни одно предприятие не может быть организовано. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности работы добиться просто невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы. Объектом исследования является человек, как важнейший элемент производственного процесса в организации.

В работе были использованы двадцать один источник литературы. Была использована научная и учебная литература, составленная ведущими специалистами в данной области, а именно труды таких авторов как: Т.Ю.Базаров; О.С.Виханский; Ю.В.Кузнецов и др. [3, 5, 9 и др.]. Использовались данные с предприятия.


Также в работе использовался нормативно-правовой акт Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г.

1. Теоретические основы управления организацией

1.1 Роль человеческого фактора в управлении организацией

Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой [7, c.16]. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организации (внутренние переменные), а также силы, воздействующие на организацию из вне (внешние переменные), а также учитывать влияние организаций на общество [9, с.174].

Деятельность человека в системе управления можно разделить на две широкие области: управление техническими системами и управление социально-экономическими системами.

В первом случае человек управляет производственными единицами, самолетами, кораблями и т., то есть машины. Эту взаимосвязь можно описать как человеко-машинную систему. В социально-экономических системах, человек управляет коллективами людей. Это можно определить как систему «человек-человеку». К таким системам относятся коллективы различного масштаба: от мелких ячеек до отраслей промышленности и народного хозяйства в целом. В таких системах взаимодействие человека с человеком является главным, а технические средства служат лишь промежуточным звеном, облегчающим сбор и обработку информации, необходимой для принятия решений [10, с.24].

Человек находится в активной связи со своими личными целями, которые не всегда совпадают с целями системы, в которой он работает. У него всегда есть какие-то желания, стремления. А если так, то он действует в соответствии с ними, иногда неожиданно для организаторов разных систем.

В социально-экономических системах, прежде всего, необходимо активизировать людей, использовать внутренние резервы коллектива.

Человеческий фактор - это система физиологических, психологических, социально-психологических свойств и возможностей человека, которые проявляются во взаимодействии людей, с организацией и орудиями труда и которые оказывают существенное влияние на эффективность общественного труда. Речь идет, прежде всего, о потребностях и способностях человека, мотивах его поведения, интересах и творческих возможностях, работоспособности, интеллекте и эмоциях, воле и характере, сознании и самосознании, формировании социальных установок и ценностных ориентаций и др. Это совокупность свойств человека и социальной среды, в которой реализуется его деятельность [5, с.136].


Проявление человеческого фактора иногда бывает неожиданным.

Основой управления является человеческий фактор, который заключается в знании субъектом управления своего дела, в умении организовать собственную работу и работу коллектива, в заинтересованности, в саморазвитии и творческой активности [8, с.82].

Центральной фигурой управления является профессиональный менеджер, способный видеть перспективы развития бизнеса, которым он занимается, умеющий быстро оценивать реальную ситуацию, находя оптимальное решение для достижения поставленной цели.

В связи с этим менеджер должен обладать определенными профессиональными и личностными качествами: высокой компетентностью, гибкостью мышления, способностью идти на риск, напористостью, умением реализовывать планы, быть лидером в команде.

Классическая теория управления оперирует тремя основными факторами-людьми, финансовой политикой, технологиями и технологиями. На первое место ставятся люди, то есть человеческий фактор. Известные менеджеры всех стран мира добиваются завидных успехов в производстве дешевых и качественных товаров благодаря бережному отношению ко всем процедурам управления человеческим фактором (планирование, организация, мотивация и контроль) [4, с.104].

Установлено, что главным отличием отечественной экономики от экономики развитых стран является значительно (на порядок) меньшее использование человеческого творчества. Отсюда следует, что ключевым аспектом менеджмента для России является - управление персоналом.

Управление персоналом - это специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которой является человек, принадлежащий к определенным социальным группам [7, с.215].

Термин «персонал» объединяет сотрудников всех подразделений организации. Существуют различные подходы к классификации персонала: по профессии или должности работника, по уровню управления, категориям работников и др. Основная классификация проводится по категориям работников в зависимости от их участия в производственном процессе: рабочие и служащие.

У производственного персонала в трудовой деятельности преобладает физический труд.

Управленческий персонал осуществляет трудовую деятельность с преобладающей долей умственного труда.

Управление персоналом для всех успешных организаций больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и работающих в сфере услуг - имеет решающее значение. Несомненно, управление человеческими ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления [9, с.78].


Управление персоналом, трудовыми ресурсами - деятельность, осуществляемая в организациях, способствующая наиболее эффективному использованию способностей работников для достижения организационных и личностных целей. Система управления персоналом неотделима от системы управления организацией. Таким образом, система управления персоналом является ядром системы управления любой организацией [4, с.106].

Концепция управления персоналом - это система взглядов на трактовку сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом и механизма его реализации в конкретных условиях.

Современные концепции управления персоналом базируются, с одной стороны, на принципах и методах административного управления, а с другой - на возрастающей роли личности работника, знании его мотивационных установок, умении формировать и направлять их в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Поэтому необходимо переориентировать руководителей и сотрудников на новые ценности: главное внутри организации - рабочие и внешние организации, интересы потребителя. Приоритетными ценностями для компании являются: эффективность работы персонала, инициативность, заинтересованность, развитие творческого потенциала, чувство ответственности. В основе концепции управления персоналом в настоящее время лежат: возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение формировать и направлять их в соответствии с целями и задачами, стоящими перед организацией [3, с.35].

В соответствии с этой целью формируется система управления персоналом организации.

Роль человека в общественном производстве:

- человек как ресурс производственной системы (трудовой, человеческий, человеческий) - важный элемент производственного процесса и управления;

- человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями - главный субъект управления.

Учитывая, что эти подходы к анализу роли человека в производстве представляют собой взгляды с разных сторон на одно и то же явление, рассмотрим более подробно понятие «человеческий фактор» [4, с.67].

«Человеческий фактор» - это внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания, ориентации и т.д. Без знания законов деятельности и поведения людей трудно добиться высокой эффективности управления. Они необходимы руководителю современного производства не меньше, чем, например, знания в области техники и экономики. Непонимание человеческого фактора является причиной различных производственных неурядиц: конфликтов, текучести кадров, снижения качества продукции и производительности труда [9, с.129].


В основе человеческого фактора лежит личностно-психологический облик человека как способного члена общества, осознающего свою роль в обществе [6, с.312].

Впервые это понятие было введено в научный оборот Тейлором, который поставил перед собой задачу создания системы повышения производительности труда путем ее интенсификации. Он пришел к выводу, что основная причина низкой производительности труда кроется в несовершенной системе стимулирования работников.

Генри Файоль первым разработал достаточно последовательную систему принципов учета закономерностей человеческого фактора в управлении. Файоль разработал вопросы стимулирования труда применительно к деятельности высшего руководства.

Позднее Майо открыл эффект Хоторна (Хоторн, город близ Чикаго). Эксперименты Хоторна показали, что производительность труда и качество продукции зависят не от условий труда, не от физиологического состояния работника и не от формы оплаты его труда, а от социальных и психологических факторов. Если работники экспериментальных групп осознавали, что они являются объектом внимания со стороны руководства и их непосредственного начальства, то они с радостью откликались на намерение руководителей повысить эффективность работы. Причиной положительной реакции рабочих были не изменения материального порядка, а социально-психологические аспекты ситуации [15, с.46].

Условия человеческого фактора:

- уровень квалификации рабочей силы;

- социальная деятельность;

- производственная инициатива;

- уровень профессиональной и общей подготовки человека;

- гражданская ответственность;

- состояние здоровья, физическая подготовка работника.

С помощью такого понимания человеческого фактора проводится анализ, который можно считать экономическим и социологическим. Здесь обсуждаются пути активизации и оптимизации деятельности человека преимущественно в производственном процессе, исследуются закономерности, прежде всего экономического поведения индивида [6, 301].

Как бы ни понимался человеческий фактор, с каких бы позиций к нему ни подходили, это бесспорно: человеческий фактор - это деятельность людей [9, с.98].

Три фактора, которые влияют на людей в организации:

- иерархическая структура организации, где основным средством воздействия являются отношения власти - подчинение, давление на человека сверху, через принуждение, контроль за распределением материальных благ;

- культура, то есть выработанные обществом, организацией, группой людей общие ценности, социальные нормы, установки поведения, регулирующие действия индивида, заставляют индивида вести себя именно так, а не иначе без явного принуждения;