Файл: Контрольная работа по дисциплине История государства и права зарубежных стран По теме Государственный строй Древних Афин..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине
«История государства и права зарубежных стран»
По теме
«Государственный строй Древних Афин.»
Выполнил(-а):
студент(-ка)1 курса бакалавриата
очно – заочной формы обучения
группа № ЮозБ-22/1
Долотцева Анастасия Владимировна
Преподаватель:
Доктор юридических наук,
Профессор кафедры теории и истории государства и права
Хабибулина Наталья Ивановна
Дата представления работы:
«09» декабря 2022 г.
Москва
2022
Государственный строй Афин в V–IV вв. до н.э.
Высшим органом власти считалось народное собрание (экклесия) полноправных афинских граждан мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание созывалось два-три раза в месяц, для избирания должностных лиц, принятия или отклонения законов. Роль народного собрания была весьма значительной. Формально на обсуждение мог быть поставлен любой вопрос войны и мира, внешней политики, финансов, правосудия. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности. Каждый гражданин мог выступить и высказать свое мнение по всем вопросам, обладая правом внесения законопроектов. Закон вступал в силу лишь после рассмотрения советом пятисот и судом присяжных. Текст закона вывешивался для всеобщего обозрения. Всякий афинский гражданин мог добиваться через народное собрание отмены любого закона, особенно если последний нарушал принципы демократии. Если обвинение подтверждалось, автора законопроекта могли лишить гражданских прав. Афинский гражданин мог предъявить обвинение любому должностному лицу в злоупотреблении властью и, если это подтверждалось судом, виновный немедленно отстранялся от занимаемой должности.
С 462 г. до н.э. на высшие государственные должности, кроме должностей стратегов и казначеев, могли избираться все граждане независимо от имущественного ценза. Наиболее важным по значению органом был совет пятисот. Его члены избирались по жребию народным собранием, которое вели притоны (члены дежурной филы). К избранию допускались граждане не моложе 30 лет, если они платили налоги, оказывали почтение родителям. Кандидат проходил проверку на политическую зрелость
(докимасию). Совет являлся высшим, постоянно действующим правительственным органом. Он действовал как муниципалитет по управлению всеми службами Афин; в его ведении находилась казна, государственная печать, контроль за должностными лицами. Совет предварительно рассматривал вопросы, которые решало народное собрание, следил за точным исполнением принятых собранием законов и при желании мог в любой момент сдержать радикальные намерения народного собрания.
Важные судебные дела рассматривал суд присяжных – Гелиэя. В нем насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог стать каждый гражданин, достигший 30 лет. Суд был открытым и гласным. Допускались прения сторон. Приговор определялся на основе результатов голосования, который гелиасты осуществляли путем бросания белых и черных камешков в урны. Решения суда присяжных обжалованию не подлежали.
В ряде случаев Гелиэя решала политические вопросы, являлась участником законодательного процесса, могла одобрить или отклонить законопроект. При вынесении решений и приговоров суд не всегда был связан законом. Он мог руководствоваться обычаями своей страны и фактически сам создавал нормы права.
Гелиэя рассматривала дела о государственной измене, о покушении на демократию, тяжкие уголовные преступления (взяточничество, ложный донос, дело о возврате или возмещении собственности и т.д.). Суд мог приговорить к смертной казни, конфискации имущества, объявить врагом народа, запретить хоронить изменника родины, лишить гражданских прав и т.д. Обвиняемый, не дожидаясь вынесения приговора, мог избавить себя от наказания добровольным изгнанием. Некоторые категории уголовных дел рассматривались ареопагом, судом эфоров (коллегия одиннадцати).
Гелиэя как наиболее демократический орган, была использована для борьбы с аристократией. Многие противники Афинского строя, в том числе члены ареопага, были осуждены с помощью этого суда за злоупотребление властью, взяточничество, растраты.
По реформе Эфиальта в 462 г. до н.э. политические функции ареопага были разделены между народным собранием, советом пятисот и судом присяжных. Ареопаг же стал выполнять роль судебного органа.
Важным органом исполнительной власти являлась
коллегия десяти стратегов, главное место принадлежало первому стратегу. Ее члены избирались не жеребьевкой, а народным собранием путем открытого голосования. Разрешалось переизбрание на следующий срок. Это правило в первую очередь распространялось на военачальников. Лицо, претендующее на должность стратега, должно было иметь определенное имущественное положение. В ведении коллегии были казна, внешние сношения. Стратеги готовили для народного собрания проекты наиболее важных законов, при этом они не давали собранию отчетов о своих действиях, отвечая перед ним только за должностные преступления.
С середины V в. до н.э. роль этой коллегии в системе государственных учреждений резко возросла. Возвышение коллегии стратегов означало умаление роли ареопага. Последний стал судом по умышленным убийствам, тяжким телесным повреждениям и поджогам. Члены суда заседали ночью, во время процесса надевали на глаза повязки. Из девяти членов коллегии архонтов приоритет имели архонт-эпоним, базилевс и полемарх. Первый архонт рассматривал жалобы афинских граждан и направлял их для рассмотрения по существу. Базилевс ведал культами и привлекал к ответственности за святотатство, следил за нравственностью жрецов. Полемарх следил за жертвоприношениями, устраивал поминки в честь павших воинов. Под его началом находились дела, субъектами преступлений которых были метеки (иностранцы). Фесмофеты (остальные архонты) определяли порядок рассмотрения дел в суде. Один из архонтов наблюдал за общественным порядком. Ему подчинялась полиция, обеспечивающая правопорядок. На должности полицейских зачисляли метеков и рабов. Полицейская служба предоставлялась свободному афинянину настолько унизительной, что он предпочитал дать себя арестовать вооруженному рабу, лишь бы самому не заниматься таким позорным делом.
Дела разбойников, похитителей рабов, грабителей рассматривала коллегия одиннадцати. Она избиралась советом. В ее функции входили надзор за тюрьмами, исполнение приговоров. Именно здесь совершалась пытка рабов, если они являлись свидетелями по делу.
Политическое устройство Афин было самым передовым в странах Древнего мира: граждане участвовали в принятии законов, отправлении правосудия; действовали принципы выборности, сменяемости и подотчетности должностных лиц; управление отличалось относительной простотой; вопросы решались коллегиально; отсутствовал бюрократизм. Формула закона начиналась словами: "Совет и народ решили".
На протяжении всего V в. до н. э. прослеживается тенденция перераспределения власти в Афинском государстве в пользу демоса, т. е. радикализации афинской демократии. Важными вехами на этом пути стали: «морская программа» Фемистокла и ее следствие — рост политического влияния фетов; реформа Ареопага; постоянное усиление роли народного суда — гелиэи, которая в период 80—60-х гг. превратилась в суд первой инстанции. Примерно в первой половине — середине V в. до н. э. стал использоваться термин «демократия». Возможно, сначала он имел нейтральный или даже пейоративный (неодобрительный) оттенок и употреблялся скорее противниками народовластия, но уже во второй половине века отчетливо прослеживается его положительный смысл.
Самая блестящая эпоха афинской и греческой истории названа по имени лидера афинской демократии «веком Перикла». Под стать растущему могуществу афинской демократии меняется внешний облик Афин: город, в котором работали лучшие греческие архитекторы, скульпторы, художники, украшается замечательными храмами, статуями, портиками. В значительной степени средства на это убранство шли из союзной казны. Афиняне полагали, что раз они несут за союзников «повинность крови», то вправе распоряжаться их взносами по собственному усмотрению, имеют моральное право тратить форос во славу Афин и в конечном счете во славу архэ.
Афинская демократия, ставшая итогом векового развития этого греческого полиса, считается наиболее полным воплощением идеи античной прямой демократии. Ее тремя основами были: исономия — равенство перед законом, исополития — равенство в осуществлении гражданских (избирательных) прав, исегория — равные возможности выступления в народном собрании. Основные государственные органы оставались те же, что были при Клисфене. Народное собрание (эккле- сия) — высший орган власти, в котором решаются все важнейшие вопросы общественной жизни. По составу оно формально равно всему демосу, но фактически участвуют примерно 1/4, чаще — 1/5 граждан; собиралось народное собрание около 40 раз в году. Основные функции экклесии: издание декретов (псефизм) и законов (греч. номос). Голосование чаще всего было открытым, поднятием рук, считали «на глазок», но, например, по вопросам предоставления афинского гражданства [1]
или при проведении остракофории голосование было тайным. Право выступить имел каждый участник собрания.
Совет 500, или буле, постоянно работавший орган, управлял текущими делами в перерывах между заседаниями экклесии. Одной из его основных функций была подготовка
пробулевмы — проекта решений по вопросам, выносимым на обсуждение в народном собрании. Кроме того, Совет осуществлял контроль за армией, флотом, финансами, торговлей; за должностными лицам, проводя докимасию (проверку) кандидатов в архонты и булевты и выслушивая их отчеты. Совет 500 также принимал заявления по государственным преступлениям (исангелии); частично пользовался судебной властью: мог приговаривать к штрафу до 500 драхм. Совет пополнялся ежегодно по жребию из граждан, достигших 30-летнего возраста; делился на 10 частей — пританий, по 50 человек от каждой филы. Каждая притания дежурила 1/10 часть года (и днем, и ночью). Ежедневно из состава дежурных пританов избирался председатель — эпистат пританов, которому вручали ключи от храмов, где хранились государственная казна, архив и государственная печать. Он же председательствовал в народном собрании, если оно приходилось на этот день. Таким образом, больше половины членов Совета в течение года проходили через эту должность и могли ощутить себя главой государства, правда, на одни сутки.
Важнейшим органом афинской демократии был народный суд, гелиэя. Пять тысяч основных и 1000 запасных судей (гелиастов, или дикастов) выбирались ежегодно жребием из граждан старше 30 лет. Если верить комедиографу Аристофану, гелиэя заседала чуть ли не 300 дней в году (Осы, 663). Для избегания подкупа в дни судебных заседаний жребием дикасты распределялись по судебным палатам — дикастериям; в дикастерии заседало обычно от 200 до 500 судей; полным составом гелиэя собиралась крайне редко. Суд был гласным, решения выносились тайным голосованием простым большинством. Защищаться ответчик должен был сам, адвокаты не допускались, но можно было заказать речь логографу (даже известные ораторы не гнушались этим ремеслом), выучить ее наизусть и произнести в суде. В гелиэе выступать могли только мужчины; женщину защищал ее отец, муж, сын. Процесс длился один день, правда, было еще предварительное слушание у архонта, когда приносилась жалоба. Стороны должны были сами позаботиться об уликах, доказательствах, свидетелях, взяв у них заранее письменные показания; в суде свидетели их только подтверждали (в более ранние времена свидетели выступали в суде)-
Гелиэя осуществляла не только судебные функции. Она участвовала в раскладке фороса; рассматривала дела союзников (апелляции на тяжелые приговоры); осуществляла контроль над должностными лицами (если возникали претензии по отчету, дело передавалось в суд); имела отношение и к законодательной деятельности, благодаря процедуре