ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА»
(САМАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
И.О. ПАВЛОВА, М.А. СКОРОХОД
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Рекомендовано редакционно-издательским советом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» в качестве учебного пособия для обучающихся по основной образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов
САМАРА
Издательство Самарского университета
2021
2
УДК 338.47(075)
ББК 65.37я7
П121
Рецензенты: д-р экон. наук, проф. М . И . Г е р а с ь к и н , д-р экон. наук, проф. В . А . Х а й т б а е в
Павлова, Ирина Олеговна
П121 Основы менеджмента: учебное пособие / И.О. Павлова,
М.А. Скороход. – Самара: Издательство Самарского университета,
2021. – 80 с.: с ил.
ISBN 978-5-7883-1652-9
В пособии рассмотрены классические и современные теории управления, методы управления, описаны основные принципы планирования, организации и контроля работы менеджера, изло- жены способы анализа производственных ситуаций и принятия рациональных управленческих решений, эффективные методы ра- боты с персоналом.
Предназначено для обучающихся по направлению подготовки
23.03.01 Технология транспортных процессов.
Подготовлено на кафедре организации и управления перевоз- ками на транспорте.
УДК 338.47(075)
ББК 65.37я7
ISBN 978-5-7883-1652-9
© Самарский университет, 2021
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................... 5
Глава 1. Сущность, объект и предмет управления ...................... 6 1.1. Понятие управления и его объект ........................................ 6 1.2. Типы и модели экономических систем и их отличительные особенности ........................................................ 7 1.3. Цели и задачи менеджмента ............................................... 10 1.4. Законы и закономерности менеджмента ........................... 11 1.5. Принципы менеджмента ..................................................... 12
Глава 2. Управленческий труд и его специфика ........................ 14 2.1. Цели, задачи и особенности управленческого труда ....... 14 2.2. Специфика деятельности менеджера и требования, предъявляемые к ним………………………………………….. 16
Глава 3. Значение и роль управленческих решений в
менеджменте ...................................................................................... 18 3.1. Сущность управленческих решений, их классификация и характеристика ......................................................................... 18 3.2. Этапы принятия управленческих решений ....................... 19 3.3. Механизмы принятия управленческого решения ............. 21
Глава 4. Организационные структуры менеджмента ............... 23 4.1. Сущность и признаки организации .................................... 23 4.2. Классификация организации .............................................. 24 4.3. Организационная структура и ее типы .............................. 27
Глава 5. Внутренняя и внешняя среда организации ................. 37 5.1. Внутренняя среда организации .......................................... 37 5.2. Внешняя среда организации ............................................... 38
Глава 6. Функции управления ....................................................... 43 6.1. Функция планирования и прогнозирования ...................... 43 6.2. Функция организации .......................................................... 46 6.3. Функция координирования и регулирования .................... 46 6.4. Функция мотивации и стимулирования ............................ 47 6.5. Функция контроля и учета .................................................. 53
4
Глава 7. Методы управления менеджментом ............................. 55 7.1. Экономический метод ......................................................... 55 7.2. Административный метод управления .............................. 61 7.3. Социально-психологические методы управления ............ 64
Глава 8. Лидерство и власть........................................................... 67 8.1. Лидерство и теории лидерства ........................................... 67 8.2. Стили управления ................................................................ 70 8.3. Власть и типы власти........................................................... 72 8.4. Делегирование ...................................................................... 74
Глава 9. Формальные и неформальные группы ........................ 76 9.1. Формальные группы ............................................................ 76 9.2. Неформальные группы ........................................................ 77
Библиографический список ........................................................... 80
5
ВВЕДЕНИЕ
Переход к новой экономической формации постсоветского периода развития России обуславливает поиск и применение со- временных методов и подходов к регулированию экономики стра- ны, отдельных отраслей и предприятий. В настоящее время недо- статок квалифицированных и профессиональных менеджеров в
России очень велик. Необходимы специалисты, обладающие зна- ниями, практическими навыками управления в условиях рыночной экономики.
Менеджмент – это искусство управления, проявляющееся в умении принимать решения, находить индивидуальные подходы, использовать нововведения, создавать атмосферу ответственности на основе общих ценностей. В основе менеджмента как учебной дисциплины лежат теории и практики, накопленные за последние годы отечественными и зарубежными специалистами.
Данное пособие предназначено для изучения и освоения сту- дентами основных понятий и узловых вопросов современного управления, овладения основными практическими навыками в этой области, формирования у них профессионального мышления, способствующего приобретению компетенций, необходимых эф- фективному менеджеру.
В пособии подробно изложен теоретический материал, помо- гающий студенту ознакомиться с классическими и современными теориями, методами управления и применения их на практике, описаны основные принципы планирования, организации и кон- троля работы менеджера, изложены способы анализа производ- ственных ситуаций и принятия рациональных управленческих ре- шений, эффективные методы работы с персоналом для достижения конкретных целей и результатов.
Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения по направлению подготовки 23.03.01 Технология транс- портных процессов.
6
Глава 1. СУЩНОСТЬ, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ
УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие управления и его объект
Перемены в сфере экономики, в частности поворот от адми- нистративно-командной системы к системе рыночных отношений, неизбежно коснулись человека и его деятельности и потребовали овладения многими знаниями в различных областях науки и тех- ники. Для осуществления рыночных преобразований большое зна- чение приобретают знания в области менеджмента.
Английское слово «менеджмент» (management) в переводе на русский язык означает «управление». В современных условиях термины «менеджмент», «менеджер» легко вошли в наш словар- ный обиход на смену терминам «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», что вполне оправдано, так как ме- неджмент – это управление в условиях рыночной экономики, в которых субъект хозяйствования должен:
использовать экономические методы управления;
ориентироваться на спрос и конъюнктуру рынка;
производить те виды товаров, которые пользуются боль- шим спросом у покупателей и могут гарантировать полу- чение намеченной прибыли;
постоянно стремиться к получению оптимальных результа- тов при минимальных затратах;
постоянно ориентировать производственные программы на потребности рынка.
Менеджмент – это управление производственным процессом в любой сфере деятельности, результатом которой является полу- чение прибыли как конечного результата, т.е. управление в усло- виях рыночной экономики.
7
Содержание менеджмента можно рассматривать в трех направлениях: наука и практика управления, организация управ- ления и процесс принятия решения.
1. Менеджмент как область науки, человеческих знаний со- ставляет теоретическую базу практики управления.
2. Менеджмент как организация управления предприятием подразумевает установление постоянных и временных взаимосвя- зей между подразделениями предприятия, определения порядка и условий функционирования.
3. Менеджмент как процесс принятия управленческих реше- ний рассматривает поддержание непрерывности процесса произ- водства, когда менеджер несет моральную и материальную ответ- ственность за принятое решение, что побуждает его подходить к принятию решения творчески, реалистично и экономично.
Менеджмент имеет экономический механизм, направленный на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психоло- гических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятель- ности [1]. Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков: внутрифирменное управление, управление производством, управление персоналом [2].
1.2. Типы и модели экономических систем
и их отличительные особенности
В основе любой экономической системы лежит совокупность экономических факторов, в частности отношение к собственности, имущественные отношения и т.д.
В настоящее время в мире действуют следующие типы эконо- мических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство: рыночная экономика свободной конкуренции
(чистый капитализм) и современная рыночная экономика (совре- менный капитализм), и две нерыночные системы: традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономиче- ской системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.
8
Рыночная экономика свободной конкуренции имеет следую- щие отличительные черты: частная собственность на инвестици- онные ресурсы, рыночный механизм регулирования макроэконо- мической деятельности, основанный на свободной конкуренции, наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара. Экономическое регулиро- вание идет через рынок и цены.
Колебания цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводи- тель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.
Современная рыночная экономика более гибкая система: она способна перестраиваться, приспосабливаться к внутренним и внешним условиям.
С ростом научно-технической революции стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструк- тура, государство стало активней воздействовать на развитие национальной экономики, в связи с этим изменился хозяйствен- ный механизм, организационный формы хозяйственной деятель- ности, экономические связи между хозяйствующими субъектами.
Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управле- ния. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связанно с государственным регулированием экономики.
Планомерность выступает как средство активного приспособ- ления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи эко- номического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализы приоритетных направлений НТП, прогнозы развития обществен- ных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет за- благовременно сокращать выпуск устаревших товаров и перехо- дить к качественно новым моделям и видам продукции.
Традиционная система существует в экономически слабораз- витых странах. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда,
9 многоукладности экономики. Многоукладность экономики озна- чает существование при данной экономической системе различ- ных форм хозяйствования.
В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные, культурные ценности, кастовые и сослов- ные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.
Решение ключевых экономических задач имеет специфиче- ские особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государ- ство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения.
Административно-командная система (АКС) (централизо- ванно-плановая, коммунистическая) господствовала в СССР, стра- нах восточной Европы и ряде азиатских государств.
Характерными чертами этой системы являются обществен- ная (государственная) собственность на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики, центра- лизованное экономическое планирование как основа хозяйствен- ного механизма.
Особенности административной системы:
управление всей хозяйственной деятельностью из одного единого центра – это высший эшелон государственной вла- сти;
полный контроль государства над производством, распре- делением продукции, таким образом самостоятельность хозяйственных субъектов отсутствует полностью;
государственный аппарат руководит хозяйственной дея- тельностью с помощью, преимущественно, администра- тивно-распорядительных методов, что подрывает матери- альную заинтересованность.
Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продук- ции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведом- ствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении но- винок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефи-
10 цитной экономики характерно отсутствие нормальных материаль- ных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.
На решение общеэкономических задач огромное влияние имели идеологические установки господствующего строя. Центра- лизованное распределение материальных благ, трудовых и финан- совых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбран- ными как «общественные» целями и критериями на основе цен- трализованного планирования.
Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а так- же централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного под- хода к оплате труда. Отличительной особенностью распределения продукции в АКС являлось привилегированное положение пар- тийно-государственной элиты.
1.3. Цели и задачи менеджмента
Главная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыль- ности предприятия, путем рациональной организации производ- ственного процесса, включая управление производством и разви- тие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повы- шении творческой активности и лояльности каждого работника.
Именно прибыльность является индикатором производствен- но-сбытовой политики предприятия, т.е. максимизация прибыли при минимизации затрат и максимизации доходов от результатов производства – выпуска продукции и услуг.
Важнейшей задачей менеджмента является организация про- изводства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспече- ние рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке [3].
11
К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:
определение конкретных целей развития фирмы;
выявление приоритетности целей, их очередности и после- довательности решения;
разработка стратегии развития фирмы – хозяйственных за- дач и путей их решения;
выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
определение необходимых ресурсов и источников их обес- печения;
установление контроля за выполнением поставленных задач.
Выполнение задач менеджмента по регулированию организа- ции, координации и контролю за производственным процессом и достижение намечаемых целей получают оценку на рынке. Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объе- мами ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и др.
1.4. Законы и закономерности менеджмента
В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений [4]. Законы и закономерности носят объективный ха- рактер, т.е. не зависят от воли людей. Различают общие и специ- фические законы управления.
К общим законам управления относятся:
закон специализации управления;
закон интеграции управления;
закон экономии времени.
Закон специализации управления. Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким произ- водством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению