Файл: Контрольная работа по дисциплине История государства и права зарубежных стран По теме Государственный строй Древних Афин..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
графэ параномон — жалобе на противозаконие. С обвинением в противозаконии мог выступить каждый афинянин против того, кто, по его мнению, предлагал или уже провел противозаконное, т. е. противоречащее демократической конституции и интересам государства, решение или закон. После этого действие декрета или закона приостанавливалось до вынесения судебного приговора гелиэей. Жалобщик, получивший менее 1/5 голосов судей, приговаривался к штрафу, а вот его жертва, если гелиасты соглашались с жалобщиком, могла быть осуждена даже на смерть.
Основными должностными коллегиями были коллегия архонтов и коллегия стратегов. Коллегия архонтов осуществляла гражданско- административное руководство полисом. Архонты готовили судебные дела (на стадии предварительного слушания), руководили судебными палатами-дикастериями, организовывали празднества, театральные представления, возглавляли религиозные процессии, в их ведении находилась опека сиротского имущества и т. д. В 457/456 г. до н. э. был изменен порядок избрания архонтов: теперь в архонты могли избираться и зевгиты, а фактически и феты. С нач. 80-х гг. V в. до н. э. архонтов выбирали путем жребия. Бывшие архонты заседали в Ареопаге.
Коллегия стратегов комплектовалась по одному стратегу от каждой филы голосованием. Стратеги были единственными из высших должностей, кто выбирался голосованием, а не жребием, не считая казначеев, отвечавших за сохранность казны своим имуществом и потому выбиравшихся из зажиточных афинян. Стратеги командовали армией и флотом, ведали внешней политикой.
Все афинские должности были коллегиальными, ежегодно переизбираемыми (кроме Ареопага); все должностные лица были подотчетны перед Советом и экклесией: несколько раз за служебный год они отчитывались, а в конце года представляли итоговый отчет. Специальные чиновники, назначенные Советом, проверяли финансовую отчетность. Кроме казначеев остальные государственные должности были фактически доступны всем классам, но афиняне, как и 100 лет тому назад, предпочитали избирать на высшие должности представителей аристократических и богатых семей. При Перикле было введено жалованье за исполнение должностей, сначала гелиастам (один или два обола в день, Клеон в 20-х гг. V в. до н. э. повысил его до трех[2]); впоследствии стали платить членам Совета (пять оболов) и другим должностным лицам.
Граждане — полноправные жители афинского полиса, участвовавшие в работе народного собрания, избиравшие и избираемые на должности, т. е. пользовавшиеся всеми политическими правами, составляли меньшинство населения. По новому закону о гражданстве, введенному по инициативе Перикла в 451 г. до н. э., афинским гражданином мог быть только тот, у кого и отец, и мать были гражданами (раньше достаточно было отца — афинского гражданина). Причина нововведения — скорее всего, тогдашняя демографическая ситуация: процветающие Афины привлекали множество переселенцев из других полисов, и на всех привилегий могло не хватить.
Молодой афинянин с 18 до 20 лет проходил службу эфеба — начальную военную подготовку в приграничных крепостях. С 20 лет он становился полноправным гражданином, но на должности, как уже было сказано, избирали по достижению 30-летнего возраста. Гражданин имел право на помощь государства: участие в народных раздачах, выделение ему участка как клеруху за пределами Аттики, на территории союзного полиса, право на бесплатное посещение театра по специальному жетону, теорикону. Главная обязанность гражданина: служить в полисном ополчении и не уклоняться от должностей. Зажиточные афиняне должны были выполнять литургии — общественные повинности: хоре- гия (спонсирование театральных постановок), триерархия (оснащение кораблей), гимнасиархия (организация спортивных состязаний), устройство всенародных угощений и т.п. Фактически государство, возлагая это бремя на состоятельных граждан, использовало систему перераспределения доходов.
Метеки платили особый налог (метойкион), не имели политических прав, не имели права владеть имуществом — только арендовать землю и (или) дом. Право владения предоставлялось отдельным метекам за особые заслуги. Метеки наряду с афинянами привлекались к военной службе, самые состоятельные — к литургиям. Самая ценная награда для метека — предоставление права гражданства.
Огромное значение для утверждения афинской демократии как образцовой имела деятельность Перикла. «Век Перикла» — «золотой век» афинской демократии, как называют его некоторые историки. Перикл с 444 по 429 г. до н. э. занимал должность стратега и был фактическим лидером афинского государства, определяя во многом его политику; однако, как говорили в Афинах, это происходило не потому, что он был стратегом, а потому, что был Периклом. Известно высказывание Фукидида: по имени это была демократия, а на деле — правление первого мужа. Тем не менее, хотя личное влияние Перикла было чрезвычайно велико, оно не переходило допустимой при народовластии нормы. Авторитет лидера сдерживал развитие некоторых негативных тенденций афинской демократии, которые проявились в полной мере именно после смерти «первого мужа»: ее склонность к перерождению в охлократию (греч. ochlos — толпа) — власть неразумной, склонной к истерии, ведомой эмоциями толпы, легко поддающейся на провокации со стороны
демагогов — так стали называть народных вожаков после Перикла.
В первую половину V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в греко-персидских войнах, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя. Афинская демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла.
Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции.
С именем Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными гражданами. Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение за исполнение государственных должностей.
На смену патриархальному рабству пришло классическое, античное рабовладение. Рабы, которые начинают рассматриваться как простые орудия труда, превращаются постепенно в основную производительную силу. Противоречие между бесправными рабами и рабовладельцами превратилось в основное антагонистическое противоречие афинского общества.
Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э.
По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.
Основными государственными органами Афинского государства в это время являлись:
Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц, главными из которых были стратеги и архонты.
Народное собрание - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайно. Компетенциянародного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян. Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.
В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления:
Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего. По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.
Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. Гелиэя была судом первой инстанциипо делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц иапелляционнойинстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.
Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:
Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей:
Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.
Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.
Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сборчрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков). К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.
С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко - при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц.
Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.
Высшим судебным органом Афин, как отмечалось, была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления - коллегией одиннадцати. Гражданско-правовые спорыоб имуществе подлежали ведению третейского суда диэтетов и (по мелким делам) коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по делам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало само народное собрание.
Основными должностными коллегиями были коллегия архонтов и коллегия стратегов. Коллегия архонтов осуществляла гражданско- административное руководство полисом. Архонты готовили судебные дела (на стадии предварительного слушания), руководили судебными палатами-дикастериями, организовывали празднества, театральные представления, возглавляли религиозные процессии, в их ведении находилась опека сиротского имущества и т. д. В 457/456 г. до н. э. был изменен порядок избрания архонтов: теперь в архонты могли избираться и зевгиты, а фактически и феты. С нач. 80-х гг. V в. до н. э. архонтов выбирали путем жребия. Бывшие архонты заседали в Ареопаге.
Коллегия стратегов комплектовалась по одному стратегу от каждой филы голосованием. Стратеги были единственными из высших должностей, кто выбирался голосованием, а не жребием, не считая казначеев, отвечавших за сохранность казны своим имуществом и потому выбиравшихся из зажиточных афинян. Стратеги командовали армией и флотом, ведали внешней политикой.
Все афинские должности были коллегиальными, ежегодно переизбираемыми (кроме Ареопага); все должностные лица были подотчетны перед Советом и экклесией: несколько раз за служебный год они отчитывались, а в конце года представляли итоговый отчет. Специальные чиновники, назначенные Советом, проверяли финансовую отчетность. Кроме казначеев остальные государственные должности были фактически доступны всем классам, но афиняне, как и 100 лет тому назад, предпочитали избирать на высшие должности представителей аристократических и богатых семей. При Перикле было введено жалованье за исполнение должностей, сначала гелиастам (один или два обола в день, Клеон в 20-х гг. V в. до н. э. повысил его до трех[2]); впоследствии стали платить членам Совета (пять оболов) и другим должностным лицам.
Граждане — полноправные жители афинского полиса, участвовавшие в работе народного собрания, избиравшие и избираемые на должности, т. е. пользовавшиеся всеми политическими правами, составляли меньшинство населения. По новому закону о гражданстве, введенному по инициативе Перикла в 451 г. до н. э., афинским гражданином мог быть только тот, у кого и отец, и мать были гражданами (раньше достаточно было отца — афинского гражданина). Причина нововведения — скорее всего, тогдашняя демографическая ситуация: процветающие Афины привлекали множество переселенцев из других полисов, и на всех привилегий могло не хватить.
Молодой афинянин с 18 до 20 лет проходил службу эфеба — начальную военную подготовку в приграничных крепостях. С 20 лет он становился полноправным гражданином, но на должности, как уже было сказано, избирали по достижению 30-летнего возраста. Гражданин имел право на помощь государства: участие в народных раздачах, выделение ему участка как клеруху за пределами Аттики, на территории союзного полиса, право на бесплатное посещение театра по специальному жетону, теорикону. Главная обязанность гражданина: служить в полисном ополчении и не уклоняться от должностей. Зажиточные афиняне должны были выполнять литургии — общественные повинности: хоре- гия (спонсирование театральных постановок), триерархия (оснащение кораблей), гимнасиархия (организация спортивных состязаний), устройство всенародных угощений и т.п. Фактически государство, возлагая это бремя на состоятельных граждан, использовало систему перераспределения доходов.
Метеки платили особый налог (метойкион), не имели политических прав, не имели права владеть имуществом — только арендовать землю и (или) дом. Право владения предоставлялось отдельным метекам за особые заслуги. Метеки наряду с афинянами привлекались к военной службе, самые состоятельные — к литургиям. Самая ценная награда для метека — предоставление права гражданства.
Огромное значение для утверждения афинской демократии как образцовой имела деятельность Перикла. «Век Перикла» — «золотой век» афинской демократии, как называют его некоторые историки. Перикл с 444 по 429 г. до н. э. занимал должность стратега и был фактическим лидером афинского государства, определяя во многом его политику; однако, как говорили в Афинах, это происходило не потому, что он был стратегом, а потому, что был Периклом. Известно высказывание Фукидида: по имени это была демократия, а на деле — правление первого мужа. Тем не менее, хотя личное влияние Перикла было чрезвычайно велико, оно не переходило допустимой при народовластии нормы. Авторитет лидера сдерживал развитие некоторых негативных тенденций афинской демократии, которые проявились в полной мере именно после смерти «первого мужа»: ее склонность к перерождению в охлократию (греч. ochlos — толпа) — власть неразумной, склонной к истерии, ведомой эмоциями толпы, легко поддающейся на провокации со стороны
демагогов — так стали называть народных вожаков после Перикла.
В первую половину V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в греко-персидских войнах, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя. Афинская демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла.
Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции.
С именем Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными гражданами. Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение за исполнение государственных должностей.
На смену патриархальному рабству пришло классическое, античное рабовладение. Рабы, которые начинают рассматриваться как простые орудия труда, превращаются постепенно в основную производительную силу. Противоречие между бесправными рабами и рабовладельцами превратилось в основное антагонистическое противоречие афинского общества.
Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э.
По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.
Основными государственными органами Афинского государства в это время являлись:
-
народное собрание; -
Совет пятисот; -
гелиэя.
Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц, главными из которых были стратеги и архонты.
Народное собрание - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайно. Компетенциянародного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян. Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.
В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления:
-
осуществление дипломатических сношений с другими государствами; -
управление финансами; -
надзор за арсеналами, доками, флотом; -
регулирование торговли; -
контроль за должностными лицами.
Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего. По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.
Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. Гелиэя была судом первой инстанциипо делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц иапелляционнойинстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.
Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:
-
внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин; -
предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания; -
принятие законопроекта народным собранием; -
принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.
Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей:
-
выборность; -
срочность; -
возмездность; -
подотчетность; -
коллегиальность.
Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.
Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.
Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сборчрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков). К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.
С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко - при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц.
Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.
Высшим судебным органом Афин, как отмечалось, была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления - коллегией одиннадцати. Гражданско-правовые спорыоб имуществе подлежали ведению третейского суда диэтетов и (по мелким делам) коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по делам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало само народное собрание.