Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 2022
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
5. Проанализируйте собственное личностное формирование: какой элемент системы Вашего школьного воспитания был наиболее сильным и оказал на Ваше становление решающее влияние?
6. Какими критериями Вы пользуетесь, когда даете человеку характеристику? Что, на Ваш взгляд, позволяет Вас лично характеризовать как достойного человека?
7. Рассмотрите влияние на школьника телевидения с точки зрения представленной картины воспитательного процесса.
8. Что Вы скажете тем, кто утверждает, будто воспитание -это воздействие педагога на ребенка? А тем, кто говорит, что воспитание - это организованная деятельность? А тем, кто считает, что воспитание не что иное, как сама жизнь ребенка?
9. Оцените работу Вашего классного руководителя (когда Вы были школьником) по критериям культуры. А затем оцените то же самое через обращение к Вашей воспитанности, избрав критерии достойного Человека.
10. Поиграйте: "Если бы директором был я..." - что бы назвали в качестве обязательного в устройстве школы?"
Литература для самостоятельной работы
Апраушев А.В. Воспитание оптимизмом. М., 1983.
Выготский Л. С. Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
Елканов СБ. Основа профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.
Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. М., 1991.
Новикова Л.И. Школа и среда. М., 1985.
401
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993. Семейное воспитание. Краткий словарь. М., 1990. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997.
Глава 15
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
15.1. Характеристика закономерностей воспитания
Научная картина воспитательного процесса предполагает описание закономерностей, управляющих ходом воспитания ребенка. Педагогические закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.
Определить закономерность — значит выявить основу идеального плана педагогической деятельности, получить общие регуляторы воспитательной практики. Пренебречь закономерностями — значит заведомо обречь профессиональную деятельность педагога на низкую продуктивность. И приходится признавать, что до сих пор огромная затрата физических и духовных сил школьных учителей приносит мизерные результаты. Вместо того, чтобы проанализировать причины такого несоответствия, декларируется самоотверженность педагога как обязательное условие его работы с детьми и жертвенность как непременная характеристика его жизненной позиции: отдавать всего себя детям, забыть о собственном существовании, служить средством, материалом для жизни других людей. Аналогией тому могло быть следующее допущение: строители корабля, не владея физическими законами, соорудили судно кубической формы, и, жертвуя своим временем, здоровьем, духовным развитием, отдают всего себя на то, чтобы все-таки доставить по реке судно к намеченной цели.
402
Постижение закономерностей открывает дорогу к сво • бодному достижению цели, освобождает человека от колоссальных усилий, придает профессиональной работе легкость и изящество. А главное — радость, за которую не надо платить собственной жизнью.
Но определить и точно сформулировать объективно протекающие процессы так, чтобы не допускалось многозначного их понимания, нелегко. В сфере воспитания — особенно, где, на поверхностный взгляд, все индивидуально, конкретно, персонализировано и никак не поддается обобщению. К тому же, закономерности социологические, психологические, социально-этические и философские, всегда принимаемые во внимание педагогом, заслоняют собственно педагогические объективные явления и, претендуя на замещение, создают ложное мнение, что собственно педагогических закономерностей не существует. Остановимся кратко на характеристике собственно педагогических закономерностей.
Первая закономерность. Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Он может только то, что он может на данный момент его развития, однако в процессе активной деятельности происходят физические и духовные приобретения, они позволяют повысить меру усилий ребенка. Воспитательный процесс, с этой точки зрения, выглядит образно как непрекращающееся движение вверх, требующее все новых и больших усилий.
Любая воспитательная задача решается через инициирование активности: физическое развитие — через физические упражнения, нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное — через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач, и любовь к красоте тоже формируется в процессе активного взаимодействия с красотой, будь это восприятие, воссоздание или изучение красоты.
"...великвя М. Тальони после урока, данного ей отцом, упала на пол без чувств. Это была реакция на исключительное напряжение всех физических и духовных сил артистки... Та самая Тальони, которая вызывала восхищение петербургских критиков. "Неужели этот танец сопряжен с трудностями, неужели эти воздушные па аыучены и вытвержены? - удивлялся рецензент "Северной пчелы"... Наивысшего совершенствования достигает тот танцоащик, который вирту-
403
озно владеет своим ремеслом," - твк пишет М. Гобович (см. "Душой исполненный полет". - М., 1966. С.100), внвлизируя творчество и талант как высшие достижения деятельности человека, подчеркивая, что корень самого удивительного талвнта в труде, в усилии, в напряженном преодолении человеком самого себя и в этом преодолении возвышении себя до свободы.
Как ни странно, но об этой закономерности прежде всего знают сами дети. Они любят "строгих" учителей, они просят иногда: "Вы с нами построже", и они благодарны всегда тому педагогу, кто выдвигал высокие требования и тем содействовал интенсивному развитию их способностей.
Решающим в следовании данной закономерности будет умение педагога вести наблюдение за состоянием воспитанника: не переутомился ли он или не слишком ли легкой является для него работа, не сказывается ли перегрузка или недогрузка на его негативном отношении к деятельности. Соблюдение меры в дозировании активности составляет педагогическое искусство, но и вовлечь ребенка в активную деятельность тоже требует профессионализма, потому что ребенок не живет в жажде усилий и преодолений. Всякая работа становится для него напряжением. Чтобы облегчить для ребенка напряжение, не надо делать за него работу, а следует лишь педагогически инструментовать ее. Например, педагог сообщает детям, что они пойдут во время урока (тихонько!) в школьный сад и там "на деревьях и кустах" найдут части речи и запишут на "исследовательских карточках" свои находки. "Как?! — изумились дети. — Прямо во время урока?" "А что, — спросили другие дети, — части речи размещены на ветвях?"
Игровая инструментовка, элементы состязательности, ролевая ситуация, положительное подкрепление и прочие методические приемы обеспечивают щадящий режим целенаправленной активности ребенка, скорее, отвлекая внимание ребенка от усилий, чем снимая эти необходимые для его развития усилия. Формируется общая привычка к какому-либо усилию, ребенку легко будет в жизни в последующем, когда профессиональный труд, семья, воспитание детей, дружеское общение — все будет требовать от него духовного и физического напряжения.
Согласно данной закономерности, хороший педагог — это педагог, умеющий организовать деятельность детей, ведущую их к развитию способностей.
404
Пренебрежение закономерностью "вхождения в культуру только через активные усилия самого воспитанника" дорого обходится педагогу — его профессиональная работа безрезультативна, а поведение детей становится хуже с их возрастанием, потому что милая непосредственность ребенка (не знает, не умеет, не понимает, не привык) очень скоро преобразуется в общественном восприятии как поведение дикаря, грубияна, лентяя. Стремительный переход от малыша к подростку, от подростка к юноше столь же стремительно повышает требования к ребенку, и, если не оснастить его элементарными навыхами социальной жизни на уровне современной культуры, он будет поставлен неотвратимо в положение человека, выпадающего из контекста культуры, а значит, получающего сопроводительную характеристику невоспитанного человека и, как следствие, негативное отношение окружающих.
Взрослому легче самому приложить усилия и исполнить необходимое. Педагог совершает ту же ошибку: сам говорит, сам показывает, сам открывает и закрывает, сам моет, убирает, украшает, думает, формулирует, помогает, благодарит, приветствует... — позволяя ребенку лишь наблюдать за всем этим, оставаясь в положении пассивного потребителя. Потом, когда от него потребуется говорить, показывать, открывать и закрывать, мыть, убирать, украшать, думать, формулировать, помогать, благодарить, приветствовать... — он оказывается недееспособным. И тогда педагог оценивает детей: "Какие вы невоспитанные!" — укоряя их за то, в чем сам виноват как профессионал, не реализовавший своих профессиональных функций.
Перввя закономерность выдвигает и первый постулвт1 воспи-твния:"Оргвнизовать воспитвние - это организовать жизнь ребенка в соответствии требованиям культуры нв квждый двнный момент жизни и деятельности".
Вторая закономерность. Содержание деятельности детей в процессе их воспитания обусловлено изменяющимися потребностями детей и потому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Педагог выстраивает систему деятельности в полном соответствии с этим ансамблем актуальных по-
1 Постулат - (лат. postulatum требуемое) требование, принимаемое в качестве исходного, не нуждающегося в доказательствах.
405
требностей, придавая им окультуренную форму и направляя это развитие по лестнице общечеловеческих ценностей. Пренебрежение актуальными потребностями приводит достаточно часто ребенка на асоциальную либо антисоциальную дорогу — тогда мы вынуждены констатировать так называемое девиантное ("уклоняющееся от дороги" — лат.) поведение воспитанников.
Малыш с его жаждой игры, младший подросток с избытком энергии и потребностью движения, раздумчивая юность с острыми вопросами мировоззрения и мучительными половыми проблемами ставят профессионала-педагога перед необходимостью подбрасывать материал в костер природного огня. Искусство будет состоять в том, чтобы предложить вовремя, не раньше, не позже. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если педагог запоздал с материалом для актуальных потребностей, то "господин случай" выполнит свою формирующую функцию и подбросит жизненный материал для острой нужды молодого человека, но этот материал не всегда будет добрым и достойным.
Поэтому педагог улавливает малейшие показатели, свидетельствующие о смене системы потребностей. Эти показатели фиксируются в особенностж поведения ("стал грубым" или "не слушается"), в одежде ("постоянно наряжается"), в предпочтительности занятий ("с утра до вечера гоняет футбол" или "допоздна гуляют"), в речи ("такая болтушка стала" или "ужасный жаргон у сына"), в манерах ("такая медлительность и томность" или "некоторая развязность"), в ситуациях, дотоле не возникающих в жизни ребенка ("взял без спросу деньги" или "собрал на вечеринку полкласса, опустошил весь холодильник").
Педагогический учет актуальных потребностей — это разрешение острого противоречия между природным и социальным в личности, между тем, что на данный момент развития ребенка требует природа, и тем, что должно быть с позиций социальной жизни этого ребенка. Позже, когда ребенок станет взрослым и субъектом собственной жизни, он самостоятельно станет разрешать противоречия такого порядка, но теперь, когда он еще маленький, педагог помогает ему в ситуации такого столкновения.