Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 2010
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
406
Смена актуальных потребностей в общих чертах описана в психологической литературе, поэтому педагогу нетрудно предвидеть и ломку привычного. Но все-таки индивидуальность личности и своеобразие формирования непредсказуемы, а значит, педагог не может целиком положиться на предупреждения психологов, упуская из внимания динамику развития потребностей конкретных воспитанников.
Директор школы вместе со своими коллегами тщательно подготовил и внедрил в школьную жизнь традиционные бвлы для старшеклассников, с программой, билетами, костюмами, ритуалами, хореографическими и этическими консультациями, - теперь нв жв-луются родители, что дети часами пропадвют на дискотеках непристойного психологического климате. Учитель адруг неожиданно для учащихся ствл обрвщвться к ним на "Вы" - подростки не допусквют по отношению к нвму грубости, хотя не исключают такой формы поведения в вдрес других преподавателей. Все это примеры учета трансформации потребностей у растущей личности.
Такой учет позволяет педагогу входить в контекст культуры без страданий, подавления желаний, воспитательных мучений.
Согласно данной закономерности, хороший педагог — это педагог, умеющий видеть, что происходит с растущим ребенком и что для ребенка кажется самым главным на данный момент его жизни, и не отвергать "неудобство" развития, а направлять особенности роста по пути культуры.
Основное противоречие жизни человека, сопровождающее его до самой смерти, — противоречие материального и духовного, плотского и социального, первичных витальных (vita — "жизнь" — лат.) потребностей и вторичных духовных.
Господство над натурой - вечная борьба духв, на которую обречен человек, ибо материальное и духовное неразрывны и взаимно обусловливают друг друга: ребенок устал и голоден - он капризничает; перестраивается гормональная система в подростковый период - усложняются взаимоотношения подростка с людьми; познал юноша роскошь -посвятил свою взрослую жизнь погоне за роскошью.
Твло - друг сомнительный, твк как производит ввщи, которые нам нв всегда нрввятся... Иногда оно просто сущий скелет в шквфу, от которого каждый, естественно, хочет избавиться", - писал К. Юнг (Юнг К. Аналитическая психология. М., 1994. С. 28.).
Биологически наследуемая программа развития ребенка разворачивается последовательно во времени и требует
407
соответствующих изменений в содержании организуемой педагогом жизни ребенка.
Следствием данной закономерности явится педагогический постулат: "Необходимо учитывать новые потребности и интересы воспитанника на каждый момент его развития, предъявляя детям новую деятельность и новый объект для взаимодействия в согласии с реальными их интересами.
Третья закономерность. Развитие личности через деятельность и только через деятельность самой личности ставит педагога и ребенка перед проблемой неподготовленности ребенка к деятельности: он не обладает от природы ни умениями, ни соответствующими навыками для самостоятельной жизни (как, например, цыпленок, теленок, детеныш рыбы). Следовательно, необходимо специальное оснащение человеческого детеныша деятель-ностной готовностью. Совместно разделенная деятельность выступает решением данного противоречия. Суть ее заключается в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности. На начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка. Например, мать моет посуду, ребенок лишь ставит тарелки на полку, а считается, что он на равных, "вместе с мамой" моет посуду. Педагог поет целиком всю музыкальную фразу, а ребенок лишь подхватывает и завершает ее. Но очень скоро доля активности ребенка увеличивается и, в конце концов, доводится до максимального уровня, когда субъектом деятельности выступает ребенок, а педагог как бы в стороне, наблюдает, оценивает, сопровождает незаметной инструкцией по совершенствованию продукта деятельности. Педагог все больше и больше отходит в тень, кажется, он не нужен детям: они сами рисуют, решают задачи, лепят, ставят спектакль, выпускают рукописный журнал, поют, танцуют, сажают цветы, протирают мебель, встречают гостей. Первоначальный момент забыт, и дети, чаще всего, уверены, что именно им принадлежит инициатива в организации и проведении какого-то дела. Совместно разделенная деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности.
Нелегко определить меру соотношения "совместной" и "разделенной" деятельности. По уверенности ребенка, по его активности, по радости, отраженной на его лице,
408
по увлеченности им работой педагог может судить о той минуте, когда следует уменьшить свои усилия, отдать инициативу воспитаннику, переложив трудности работы на его плечи. Если это сделать раньше, он совсем бросит дело. Если чуть позже, он так и не приобретет необходимых умений, полагаясь на исполнительность педагога.
Конечно же, практика воспитания выработала целый комплекс педагогических приемов, которые осуществляют момент выхода педагога из совместной деятельности (например, ослабить действия, сослаться на сиюминутно возникшие дополнительные проблемы, инструментовать неумение и т.д). Но это тактическое решение. Совместно разделенная деятельность осуществляется и стратегически: через проекцию постепенно расширяющихся прав и обязанностей воспитанника в учреждении и в семье, через передачу полномочий, ранее принадлежавших педагогу, через приобщение к планированию деятельности и созданию программы школьной жизни. Проиллюстрируем сказанное.
В начале учебного года педагог всегда работал аместе с детьми по уборке классной комнаты. Время от времени он уходил ("по делам*) и очень скоро возвращался, корректируя действия детей. Однажды, уйдя, он не пришел, пока класс не был убран. Похвалив детей, педагог предложил им выработать какую-либо удобную систему дежурства. На следующий день прошло обсуждение. Полномочия диспетчера были вручены одному ученику. Остальные разбились на группы и определили своего группового организатора. Но и а последующее время педагог приходил к детям, когда они принимались за труд, помогал, работая на равных. Но все время к концу уборки у него появлялись неотлагетэльные дела, он исчезал, и дети, самостоятельно завершив программу, закрывали класс на ключ, полностью чувствуя свою ответственность за проделанное. В итоге, совместно-разделенная деятельность приводит к необычной, на взгляд обывателя, картине: педагог ничего не делает - работают сами дети, и присутствие педагога как бы необъяснимо.
Согласно данной закономерности, хороший педагог — это педагог, чувствующий границы меры собственного участия в деятельности детей, умеющий отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор, но также умеющий быстро и незаметно выполнить за ребенка ту часть работы, которая ребенку не по силам или которую тот еще не усвоил.
Овладение современной культурой происходит успешно для ребенка, если педагог предоставляет ему возможность войти в контекст культурной деятельности на уровне достаточной трудности, когда берет на себя основные
409
усилия в совместной деятельности, но увеличивает долю активности ребенка в разделенной деятельности.
Постулат, вытекающий из данной закономерности, следующий: первоначальный этап культуросообразной деятельности необходимо обеспечивать собственными усилиями педагога как центрального субъекта деятельности".
Четвертая закономерность. Решающим для благоприятного развития личности при самой интенсивной ее деятельности будет внутреннее состояние ребенка, определяющее его ценностные отношения к объектам деятельности. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения и не боится складывающихся отношений. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, чтобы он был спокоен в отношении к нему близких людей, чтобы это спокойствие обеспечивалось наглядным образом любви, когда он слышит в речи доброе отношение к себе, когда он видит мимико-пластическую расположенность к себе, когда он проживает вместе с педагогом взаимную симпатию. Проявление любви — это условие чувства защищенности в этом мире, где ребенок так слаб и бесправен, так неопытен и несведущ.
О любви к ребенку написаны горы литературы, искусством любить детей владеют немногие. Я. Корчак точно выразил соль вопроса в заголовке книги - "Как любить детей", переводя решение вопроса в русло педагогической технологии, педагогического искусства -умения любить.
Что значит для самого ребенка любовь к нему? Очень немного помогать, быть великодушным и прощать оплошности, стараться понять, защищать от бед и напвдений, быть ласковым, нежным, открывать бесконечно интересный мир и себя в этом мире. Профессионально педагог обладает готовностью к такой любви. Не следует сопоставлять ве с материнской любовью - это святое, необъяснимое, уникальное чувство. Педагог и не может претендовать на что-то подобное. Его любовь - скорее, отношение сильного к слабому, мудрого к неразумному, старшего к молодой новой жизни.
Порицая детей, высмеивая их недостатки, раздавая клички, подчеркивая их невежество, ошибочно рассчитывать на актуализацию самосовершенствования и на более усердную их работу. Многочисленные негативные воспоминания взрослых людей о школе базируются на фундаменте неудовлетворенности, сопровождающей все шаги ребенка в школе. Чем ниже педагогические оценки, тем
410
ниже успехи ребенка и слабее его общее и личностное развитие.
Положительное подкрепление — ключевая операция выражения любви к ребенку. Оно заключает в себе либо поощрение, либо комплимент, либо приятный сюрприз, подарок, сувенир, либо веселую радость, либо лакомство, игрушку, педагог должен уметь производить положительное подкрепление, возвышая духовные силы ребенка. Помимо этого, необходимо снимать страх ребенка перед неуспехом ("ничего страшного"), авансировать ребенка ("у тебя непременно получится"), усилить мотив деятельности ("это так важно для нас и для тебя"), отмечать исключительные черты личности ребенка, позволяющие надеяться на успех ("ведь ты...", "ведь у тебя...").
Как видим, учет данной закономерности зависит от ряда профессиональных умений педагога. Если он владеет всеми названными умениями, то вызвать к реальности ситуацию успеха, группа ли это детей или один ребенок, нетрудно.
Недостаточно уметь выражать положительное отношение к ребенку — ему этого мало. Для его максимального развития необходима атмосфера любви в группе, где находится ребенок. Педагог должен позаботиться, чтобы группа "любила" ребенка, принимала его, чтобы статус ребенка в группе был высоким, вне зависимости от его сейчас-ных успехов.
Любить ребенка — значит признавать за ребенком право на существование его таким, каков он есть, со своими характерологическими особенностями. Это уважение истории жизни ребенка, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, учет его психического состояния, особенностей физического и психического здоровья специфическими чертами, вкусами, привычками. Зная, что человек — продукт сложнейшего процесса и довольно длительного, было бы бессмысленным требовать немедленной ломки характера, отказа от пристрастий и привычных способов деятельности. Было бы странным требовать, чтобы ребенок немедленно отказался от своих сейчасных переживаний, мыслей, если они не соответствуют нормам общества.
Принять ребенка как данность — это признать ценность его личности на данный момент его развития, признать в нем достоинства человека, сохранять по отноше-
411
нию к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважение как к личности. Воспитание таким образом принимает характер этический, ибо оно пронизывается идеей уважения человека как такого, безотносительно к его предметному и социальному положению.
Е практической ситуации педагог реагирует на данность личности, учитывая ее состояние "здесь и сейчас". Например: "...Вы заметили, что класс ваш устал, расклеился и дело не идет на лад, — выберите песню и пусть они ее пропоют хором, или еще лучше, если можете, пропойте ее с ними вместе, и вы увидите, как освежится, оживет ваш класс, все встрепенутся, расправятся как истомленные цветы после грозового дождя", — писал К.Д. Ушинский (Собр. соч., т. 11. С. 81-82).
Принять как данность — значит признать право на самобытность, не сравнивать ни с кем, даже с выдающейся личностью, и не призывать быть похожим на кого-то. Учить быть самим собою.
Вспомним, как возмущался Пушкин, когда Ломоносова называли "русским Бэконом". Он говорил: "не достаточно ли считаю, что он есть русский Ломоносов".