Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 2001
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Недостаточно самому педагогу уметь принимать ребенка как данность — такому же умению следует научать и детей в школе, корректируя незаметно их взаимоотношения.
...В первом классе появился мальчик Алеша. Он нв уроках иногда громко звпеввл: "Ой, мороз, мороз, не морозь меня-я-я..." Дети смеялись. Алеша угрюмо замолкал, но потом вновь затягивал песню. И тогда учительница сказела: "Так уж устроена душа Алеши -ему необходимо петь, иначе ему плохо. Давайте позволим ему это делать и будем спокойно реботать под его песню." Впрочем, может быть, она произнесла какие-то другие слоев. Но дети согласились принять Алешу как данность. Он иногда еще пел на уроке - потом перестал. Школу он успешно окончил.
Человек слаб и не всегда способен справиться со своей натурой. Тогда его поведение вызывает нарекания окружающих: он невыносим, необъясним, дурно воспитан. Принять человека как данность - это значит принять его в противоречии и противоборстве, в преодолении, сомнении, поражении и победах над собой. Таким, каков он есть сейчас, в момент общения с ним.
Бесспорно, границы принятия данности существуют, они заданы содержанием общечеловеческой культуры.
Ребенок совершает вхождение в культуру, а значит, развивается как личность и индивидуальность, только бу-
412
дучи уверен в доброжелательности и любви к нему мира культуры в лице всех взрослых, его окружающих.
Педагогический постулат: необходимо внешне проявлять уважение, доброжелательность и любовь к ребенку, вне зависимости от свершения им позитивного либо негативного действия, направляя меняющуюся оценку не в адрес ребенка, а в адрес производимых им действий.
Пятая закономерность. Развивающаяся автономия и психологическая эмансипация ребенка предписывают воспитанию так называемый "скрытый характер". Целевые воспитательные влияния, планируемые во имя социализации личности, духовного обогащения ее и приготовленное™ к культурной жизни современного общества, остаются в ограниченной сфере педагогического профессионализма. Дети не могут и не должны чувствовать себя объектом приложения профессиональных сил. Об этом еще предупреждал А. С. Макаренко, возглавлявший колонию, как известно, специально созданную для детей, лишенных воспитания. Но именно здесь, где, казалось бы, воспитательные цели могут быть открытыми, великий педагог утверждает гуманистическое положение о том, что ребенок не должен постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям. И до Макаренко, в истории педагогической мысли, не раз раздавалось предупреждение: ребенок живет, а не готовится к жизни!
Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личностной свободы, совместным осмыслением жизни и ее устройства, а также уважительным к нему отношением и демократичностным стилем общения. К тому же, ориентация ребенка на предметную деятельность и предметные цели (читать, путешествовать, кататься на велосипеде, встречать гостей, поздравлять с днем рождения и т.п.) заслоняет его внимание от того, что он в школу ходит, чтобы "воспитываться", а в кружке "Умелые руки" формируют его эстетический вкус, и тренер озабочен тем, чтобы сформировать "мужской характер". Ребенок проживает взаимодействие с миром и это составляет его счастье жизни как субъекта, обретающего свой внутренний мир и свою душу. "Открыть" замысел воспитания — значит поставить ребенка в позицию объекта. Объект не имеет своего лица; не имея лица,
413
не выступает личностью, оставаясь особью, индивидом. Не более того.
Даже в тот период ранней юности, когда школьник принимается за самосовершенствование, то есть, воспитание переливается в процесс самовоспитания, даже и в этот период "скрытый характер" позиции педагога сохраняется. Можно оказать помощь ученику в самовоспитании, можно вовлечь в эффективные методики аутотренинга, но при этом все-таки остаться старшим другом, помощником, наставником, откликнувшимся на просьбу о помощи. Более того, диагностируя воспитанность детей, педагог мог бы раскрыть результаты диагаостики: ведь подростку и юноше интересно зеркало диагностирования — он в него глядится. Опорой для сохранения скрытой позиции станет ярко выраженный интерес педагога к получаемым результатам, выявляющим сложный личностный мир разных людей.
Открытое педагогическое воздействие невольно провоцирует сопротивление воспитанника, озабоченного своей свободой более всего именно в подростковый период, когда желание утвердить свое отдельное "Я", проявить свою "самость" не обеспечиваются ни уровнем сознания, ни уровнем умения, ни уровнем ответственности за себя и самооценки. Но начавшаяся психологическая эмансипация чрезвычайно значима для становления субъекта, и педагог вынужден поддерживать первые неровные и часто ошибочные шаги воспитанника к самостоятельности.
Учитывая двнную звкономерность, примем педагогический постулат: "В рвботе с детьми необходимо педагогически инструменти-роввть внимвние и звботу, нвпрввленные нв достижение предметной цели, нв последствия организуемой деятельности, нв ход событий, влияющих нв самочувствие людей, в твкже нв последствия плвнируемого и совершвемого воспитвнниками, но ни в коем случве не нв профессиональную заботу о достижении цели воспитвния".
Таким образом, педагогические закономерности (разумеется, тесно связанные с психологическими, социальными, физиологическими) выдвигают для педагога-практика ряд четких и ясных общих требований, определяющих педагогическую позицию по отношению к ребенку. Можно легко заметить, что и закономерности, указанные выше, и постулаты, вытекающие из них, составляют некое синкретическое явление (гр. sunkretismos — соединение), представляют собою нерасчленимое в такой степени, что одно существует в другом и рядом с другим, что
414
одно не может позволить себе игнорировать одну закономерность и учитывать другую. Как же педагог помнит об этих закономерностях? Он изучает их. А помнит и реализует в своей работе с детьми принципы воспитания.
15.2. Характеристика принципов воспитания
Принцип — общее руководящее положение, требующее последовательности действий, не в значении "поо-чередности", а в значении "постоянства" при различных условиях и обстоятельствах. Предположим, принципом жизни человек избрал "быть самим собою", это значит, что никакая сила лукавых, глупых, жестоких насильников не заставит его изменить данному принципу. Или: если учитель в качестве принципа избрал "не кричать на детей", то не остается места никаким изворотливым оправданиям для нарушения этого положения.
Понятно, что принципы — это очень высокая степень обобщения, иначе принцип не может быть реализован в неповторимых частных ситуациях, при уникальности событий, в необычных группах детей, при их яркой индивидуальности. Общий характер позволяет руководствоваться принципом всегда и везде, профессионально правильно выстраивать тактику работы, не совершая роковых ошибок.
Понятно и другое: количество принципов при их максимально широком обобщении небольшое, их не нужно запоминать, сознание постоянно держит их в памяти как некоторые исходные установки.
Однако, как избежать субъективности этих установок? Ложности общего руководства? Допустим, учитель пришел к выводу, что главное в работе с детьми — держать их в страхе, потому что страх сохраняет порядок, а порядок, в свою очередь, способствует усвоению знаний. Нескоро этот педагог разочаруется в бесплодном принципиальном выводе: пока дети не вырастут и не перестанут его бояться, он не обнаружит скрытого отвращения к учению, ненависти к школе, неуважения к учителям, нелюбви к себе — целого комплекса негативных отношений, распускающихся, к удивлению учителя, в ранней юности, когда улетучится страх.
Принцип — положение, проистекающее из цели воспитания и из природы воспитания. Как бы предвосхищая своевольность выдвигаемых целей, принцип устанавливает соответствие того, что планирует педагог ("чего хочу?") и того, что возможно достигнуть в условиях социально-
415
психологического климата ("что могу?")- Принцип — мое тик из теории в практику. Его реализация — воплощени теоретических основ. Оттого уровень научно-теоретического мышления сразу обнаруживается, стоит познакомиться с принципами работающего с детьми педагога.
Итак, первый принцип воспитания, вытекающий к цели воспитания, учитывающий природу воспитательного процесса, — ориентация на ценности и ценностные отношения.
Данный принцип означает постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию... и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте.
Такая установка помогает видеть за обыденными действиями детей и вообще всех людей драму отношений: занял самое удобное кресло, отказался от лакомства, нарядился вопреки неприятностям, спрятался за спину соседа, обрадовался оплошности товарища, отдал последние рубли пострадавшему, замер перед распустившейся розой.
Осуществляется принцип благодаря тому, что организуемая педагогом деятельность принимает философский характер: за фактом обнаруживается явление, за явлением — закономерность жизни, за закономерностью — основы человеческой жизни. Это позволяет преобразовать каждый момент совместной деятельности в проживание ценностных отношений: решение задач — в поиск истины, уход за цветами — в заботу о красоте, участие в дискуссии — в интерес к индивидуальности, подметание школьной дорожки — в наведение порядка на планете.
По данному принципу происходит "вочеловечивание" всех объектов мира, одухотворение. "Еочеловечить"— значит посмотреть на объект с точки зрения значимости его для человеческой жизни: скамья — для отдыха усталого путника, кусочек мела — средство общения многих людей в аудитории, дверь — чтобы хранить тепло, тишину, одиночество, тайну. И далее: перед нами старик — мы видим этап жизни каждого человека; перед нами одуванчик - мы общаемся с природой; а вот самолет — отдаем дань человеческому творчеству.
Тогда для ребенка весь мир приобретает значимость, а его взаимоотношения с миром возвышаются до уровня со-
416
временной духовной культуры. О поведении можно не говорить — оно есть внешняя форма этих ценностных отношений. Поэтому ребенок не станет таскать кошку за хвост (она живая!), не будет царапать доску (на ней мы работаем), постарается сдержать свое недовольство на приятеля (он другой, непохожий на меня).
Принцип ориентации на ценностное отношение помогает учителю справиться с осложненным поведением детей через интерпретацию их дурных действий как отношений. Например, в ответ на недостойное действие учитель спрашивает: "Вы хотели меня обидеть? Нет? Хотели кого-то оскорбить? Тоже нет? Может быть, выразили недовольство собою? Ах, так. А получилось, что все мы растеряны и обижены..."
Ориентация на отношение преобразует любую деятельность детей в проживание ими отношений, формирует личностную жизненную позицию "быть" (см. Фромм Э. Революция надежды. Е кн.: Психоанализ и этика. — М., 1993), когда для человека важно, что с ним происходит, и этим наполняется его жизнь, составляя ее содержание.
Условием же реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская подготовленность педагога, психологическая подготовка и личностная позиция "быть", им занятая, которая только и позволяет педагогу распознавать отношения там, где их не видно за предметностью мира, позволяет за фактом увидеть явление, за явлением — закономерность, за закономерностью — основания жизни.
Педагогическая арена, в отличие от арены мира, всегда утверждает добро, истину и красоту. Но нельзя завязать детям глаза, закрывая от них бушующие на мировой арене зло, ложь и безобразие. С помощью педагога дети проходят школу добра, истины и красоты, но это вовсе не зна чит, что их выбор предопределен. Отправляясь в самостоятельную жизнь, они сами произведут выбор тех оснований, которые заложат в конструируемую ими судьбу. Однако, чтобы выбор состоялся, педагог реализует второй принцип воспитания.
Второй принцип воспитания, вытекающий из природы воспитательного процесса и учитывающий поставленную цель воспитания, — принцип субъектности. Согласно этому принципу, педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с дру-
х « -241
417
гими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.