Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ СДЕЛОК ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность коммерческих сделок в сфере торговли
1.2 Классификация контрагентов и методы их поиска
1.3 Основные направления совершенствования контрактной работы в сфере торговли
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ СДЕЛОК НА ПРИМЕРЕ ИП «ГАГЛОЕВ»
2.1 Краткая характеристика деятельности ИП «ГАГЛОЕВ»
2.2 Анализ основных направлений договорной работы ИП «ГАГЛОЕВ»
2.3 Рекомендации по оптимизации заключения коммерческих сделок и контрактных соглашений ИП «ГАГЛОЕВ»
Доходность торговой сделки это характеристика предполагаемого размера прибыли, которую предприятие получит на один рубль собственных средств, отвлеченных из оборота для осуществления этой сделки.
Алгоритм расчета доходности зависит от типа сделки[11].
Все коммерческие сделкипринято делить на разовые, повторяющиеся и непрерывные.
Выбирая нового контрагента, предприятие подвергается определенному риску. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть срывы в выполнении планов по продажам или же прямые финансовые потери.
В связи с этим предприятия изыскивают различные способы, позволяющие выявлять ненадежных поставщиков. Европейские компании зачастую используют в своей деятельности услуги специализированных агентств для сбора информации о потенциальных поставщиках [16].
Отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на самостоятельный сбор информации. В рамках крупных предприятий создаются службы безопасности, которые собирают информацию о потенциальных поставщиках. В большинстве торговых предприятий, имеющих несколько поставщиков, формируется список надежных, заслуживающих доверия поставщиков. Утверждение договоров с этими поставщиками, решение по предварительной оплате намеченных к поставке товаров осуществляется по упрощенной системе.
В плане совершенствования заключения коммерческих сделок предприятия используют программное обеспечение для автоматизации учета договорной работы. Одним из представителей данного обеспечения является программа «Респект: учет договоров», которая позволяет оптимизировать деятельность, связанную с подготовкой, согласованием, подписанием коммерческих договоров.
Для оптимизации заключения коммерческих сделок и контрактных соглашений на предприятиях должна быть выстроена четкая работа по управлению и контролю договорной дисциплины, которая должна соблюдаться как самим хозяйствующим субъектом, так и контрагентами.
Управление контрактной работы имеет первостепенное значение для результативного функционирования предприятия и его устойчивого положения на соответствующем рынке [18].
Таким образом, в первой главе нами рассмотрены теоретические аспекты сущности и содержания коммерческих сделок и контрактных соглашений, которые являются незаменимым элементом любого предприятия розничной (оптовой) торговли.
В условиях конкурентной борьбы от правильного выбора контрагента и заключения с ним долговременного взаимовыгодного контракта зависит успех и прибыльность предприятия.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ СДЕЛОК НА ПРИМЕРЕ ИП «ГАГЛОЕВ»
2.1 Краткая характеристика деятельности ИП «ГАГЛОЕВ»
Предприятие ИП «ГАГЛОЕВ» было создано в 2013 году в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ и действующим законодательством[1].
Индивидуальное предприятие является коммерческой организацией, по обязательствам которого, собственник отвечает всем своим имуществом.
Уставный капитал предприятия составляет 10000 рублей. Целями деятельности ИП «ГАГЛОЕВ» являются расширение рынка розничной продажи строительных материалов, а также извлечение прибыли, дальнейшее развитие предприятия в условиях рыночных отношений. Предметом деятельности являются хранение и реализация строительных материалов.
Данное ИП вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством, в том числе:
- оптовая и розничная торговля строительными материалами;
- оптовая и розничная торговля промышленными и продовольственными товарами;
- посредническая деятельность;
- лизинговая деятельность;
- и иные виды деятельности, не запрещенные законодательством.
Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются предприятием после получения соответствующей лицензии [2].
Правовым документом, закрепляющим коммерческую сделку на предприятии, является договор. ИП «ГАГЛОЕВ» заключает такие договора, как договор купли-продажи; договор поставки; трудовой договор и т.д.
Образец договора на поставку керамической плитки от ООО «Лаверна» приведен в Приложении А.
Организационная структура ИП «ГАГЛОЕВ» относится к линейно-функциональной структуре и представляет собой совокупность основных и вспомогательных элементов, которые выполняют определенные функции, обеспечивающие ритмичность и непрерывность работы предприятия (рисунок 2).
Директор (1) |
Начальник отдела закупок (1)
Администратор (1)
Товаровед (1)
Главный бухгалтер (1)
Продавец –консультант (8)
Кладовщик (2)
Кассир (2)
Грузчики (3)
Менеджер по закупкам (2)
Рисунок 2. Организационная структура ИП «ГАГЛОЕВ»
Общая численность работников 22 человека. Директор является центральным звеном структуры управления предприятия. Его основными функциями является: сбор полной, обработанной информации, которая поступает из подчиненных ему отдела закупок, администратора, товароведа, бухгалтерии.
На основе полученной информации директор определяет дальнейшую направленность работы подчиненных, обеспечивает контроль и управление за их деятельностью.
Бухгалтерия собирает и обрабатывает информацию о хозяйственной деятельности предприятия, делает ее обработку, рассчитывает финансовый результат деятельности предприятия, производит начисление заработной платы, контролирует основные и оборотные средства, издержки предприятия и представляет все данные в форме отчета в налоговые органы.
Кассир контролирует управление и обработку информации о торгово-кассовой деятельности предприятия.
Отвечает за приемку, качество товаров, сроки реализации – товаровед 1 человек. Закупочную деятельность осуществляют 3 сотрудника.
В торговом зале предприятие работает посменно 10 человек:
- продавец консультант – 8 (закрепленные по группам товаров);
- кассир – 2;
Координирует работу всех работников зала администратор, в полномочия которого входит: организация работы обслуживающего персонала (продавцов), обеспечение соблюдения правил продажи товаров, выкладка товаров, соблюдение товарного соседства и т. д.
Персонал, работающий на складе, представляет собой коллектив в количестве 5 человек: кладовщики – 2, грузчики – 3.
Торгово-технологический процесс на торговом предприятии ИП «ГАГЛОЕВ» представляет собой следующие операции: поставка товаров на предприятие осуществляется по контрактам, заключаемым отделом закупок, по всем группам товаров.
Поставка осуществляется непосредственно в магазин от поставщиков, что сокращает путь продвижения товаров от поставщика к потребителю и как следствие значительно экономит расходы по приемке, хранению товаров, а также обеспечивает сохранности качества товаров.
Приемка товаров по количеству и качеству производятся непосредственно на предприятие ИП «ГАГЛОЕВ». Для этого организован склад (площадью до 100 кв.м.).
Продажа товаров производится двумя формами обслуживания покупателей:
-индивидуальное обслуживание через прилавок, этим методом осуществляется торговля товарами в мелкой фасовке;
-продажа товаров по образцам.
Расчеты за товары независимо от способа продажи производится покупателями в отдельно специально оборудованном контрольно - кассовом узле. Торговые площади предприятия составляют 40 м2.
Ассортимент магазина представлен строительными товарами, которые расположены по отделам: сантехника, керамическая плитка, сухие строительные смеси, обои, инструмент.
Основными поставщиками являются ПАО «Лаверна» г. Самара; ООО «Гранит» г. Самара; ООО «Керамин» г. Самара; ООО «Блиц» г. Тольятти; ООО «Ярославские краски» г. Ярославль; ООО «Голден Групп» г. Тольятти; ООО «Сантехник» г. Москва.
При анализе коммерческой деятельности важным является анализ структуры видов продукции, и изменение (таблица 1).
Таблица 1. Структура продукции в динамике за 2017 -2019 гг.
Виды работ |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Изменения, % к 2019 г. |
|
2017 г. |
2018 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Керамическая плитка, тыс. руб. |
31440 |
35088,1 |
39716,2 |
126,32 |
113,23 |
Инструмент, тыс. руб. |
31630 |
33611,9 |
39095,8 |
123,61 |
116,36 |
Унитазы, тыс. руб. |
20638,2 |
29144,3 |
30872,4 |
149,64 |
105,92 |
Раковины, тыс. руб. |
28255,8 |
36115,7 |
40439,6 |
143,14 |
112,11 |
Смесители, тыс.руб. |
23258,6 |
30543,9 |
35240 |
151,93 |
115,42 |
Сухие строительные смеси, тыс. руб. |
11133,4 |
12504,1 |
20864,2 |
187,29 |
166,86 |
Краски, тыс. руб. |
14949,5 |
3792,6 |
5720 |
38,26 |
146,95 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Обои, тыс. руб. |
2694,5 |
3199,4 |
3951,8 |
146,66 |
123,52 |
Всего, тыс. руб. |
164270 |
184000 |
215900 |
131,4 |
117,34 |
Для наглядности представленной информации, рассмотрим структуру видов продукции на диаграмме (рисунок 3).
Рисунок 3. Удельный вес видов продукции в общем коммерческой деятельности по итогам 2019 г., %
В результате данных таблицы 1 и рисунка 3 видим, что большую часть составили такие категории товаров, как «керамическая плитка», «унитазы» и «инструменты».
Для проведения анализа основных показателей, характеризующих деятельность предприятия ИП «ГАГЛОЕВ» используется внутренняя информация за период 2017-2019 г, представленная в таблице 2.
Таблица 2.Основные экономические показатели деятельности ИП «ГАГЛОЕВ»
Показатели |
2017 |
2018 |
2019 |
Темп роста, проц, 2019 г. |
|
2017 |
2018 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Товарооборот розничный, тыс. руб. |
15080 |
18850 |
23374 |
155 |
124 |
2. Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. |
11068,7 |
13383,5 |
15894,3 |
143,5 |
118,8 |
3. Среднесписочная численность, чел: |
17 |
18 |
22 |
129,4 |
122,2 |
4. Выработка товарооборот, тыс. руб./чел: |
887,1 |
1047,2 |
1062,5 |
119,8 |
101,5 |
5. Валовая прибыль, тыс. руб. |
4011,3 |
5466,5 |
7479,4 |
186,5 |
136,8 |
6. Издержки обращения, тыс. руб. |
2889,7 |
3476,6 |
4308,7 |
149,1 |
123,9 |
7. Уровень издержек обращения, проц |
19,2 |
18,4 |
18,4 |
-0,8 |
0 |
8. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
1121,6 |
1989,9 |
3171 |
283,0 |
159,4 |
9.Текущий налог на прибыль, тыс. руб. |
224 |
398 |
634 |
283,0 |
159,4 |
10. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
897,6 |
1591,9 |
2537 |
283,0 |
159,4 |
11.Рентабельность продаж, проц. |
7,44 |
10,56 |
13,57 |
+6,13 |
+3,01 |
12.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
14960 |
14918 |
14876 |
99,4 |
99,7 |
13. Фондоотдача |
1,01 |
1,26 |
1,57 |
+0,56 |
+0,31 |
14. Фондоемкость |
0,99 |
0,79 |
0,64 |
-0,35 |
-0,15 |
15. Фондовооруженность |
880 |
828,8 |
676,2 |
-203,8 |
-152,6 |