Файл: Японская модель менеджмента(Общая характеристика японской деловой культуры и японского менеджмента).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы японского менеджмента и его характеристики
1.1 Общая характеристика японской деловой культуры и японского менеджмента
1.2 Анализ основополагающих принципов и составляющих японского менеджмента
1.3 Особенности практики японского менеджмента в системе азиатского менеджмента
2 Особенности применения принципов японского менеджмента на предприятиях в России и за рубежом
2.1 Сравнение американской и японской модели менеджмента
2.2 Особенности практического применения японского менеджмента на предприятиях
ООО «Компания «Деловые линии» возглавляет генеральный директор, который организует всю работу компании и несет полную ответственность за ее состояние и деятельность. Генеральный директор представляет компанию во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом компании, заключает договора, издает приказы по компании, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников компании, открывает в банках счета компании.
Таким образом, можно выделить еще одну особенность данного предприятия – оно является централизованным, так как генеральный директор имеет необходимые полномочия для принятия важнейших решений.
Организационная структура ООО «Компания «Деловые линии» представлена на рисунке 1.
Охрана
Бухгалтерия
Коммерческий отдел
Генеральный
директор
Гл. бухгалтер
Директор по комм. вопросам
Транспортный отдел
Начальник отдела
Финансовый отдел
Таможенный отдел
Зав. информационно-рекламным отделом
Менеджер по снабжению и логистике
Менеджер по продажам
Финансовый директор
Начальник отдела
Менеджеры по перевозкам
Водители-экспедиторы
Инженер по ремонту авто
Консультанты по тамож. оформлению экспорт.-импортным операциям
Логисты
Фин.менеджеры
Бухгалтера
Кассиры
Рисунок 1 Организационная структура ООО «Компания «Деловые линии»
Перейдем теперь к анализу внутренней и внешней среды компании.
Для оценки внутренней среды ООО «Компания «Деловые линии» необходимо произвести анализ сильных и слабых сторон деятельности, используя SWOT-анализ. Отметим, что при формулировании стратегии компании необходимо четко представлять возможности и угрозы, включая возможности и угрозы на каждом из рынков (если их несколько).
Результаты SWOT-анализа представлены в таблице 1.
Одной из характеристик сильных сторон деятельности ООО «Компания «Деловые линии» является высокое качество обслуживания. Повышение качества обслуживания происходит под влиянием конкуренции на рынке. Понижение цен для ООО «Компания «Деловые линии» не является приемлемым, так как не покроет основных затрат.
По результатам SWOT-анализа наиболее актуальной стратегией на данном этапе является стратегия ST (усиление конкурентоспособности), использование всех сильных сторон для усиления конкурентоспособности на рынке, более тщательная реклама. При этом ООО «Компания «Деловые линии» должно использовать свое конкурентное преимущество для привлечения клиентов и увеличения объемов от оказания услуг.
Таблица 1 – Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны: 1.Цены на услуги ниже, чем у конкурентов; 2.Ассортимент предлагаемых услуг очень широкий; 3.Подход к работе с клиентами на высоком уровне; 4.Менеджеры фирмы имеют высшее образование; 5.Сильная корпоративная культура фирмы. |
Слабые стороны: 1.Нехватка сотрудников (менеджеров), подходящих для работы в данной организации; 2.Имидж компании еще не на высоком уровне |
|
Возможности: 1.Расширение бизнеса; 2.Выход на новые рынки (расширение круга клиентов за счет выхода на регион); 3.Возможности привлечения заемных средств |
Стратегия SO (позиция лидера) |
WO (возможности инвестирования) |
Угрозы: 1.Появление новых сильных конкурентов; 2.Активизация существующих конкурентов; 3.Увеличение законодательного давления. |
Стратегия ST (усиление конкурентоспособности) |
WT (уход с рынка, либо объединение) |
Воздействие внутренней среды обусловлено сильными сторонами с точки зрения клиентов:
- демократичная ценовая политика ООО «Компания «Деловые линии»;
- широкий ассортимент предлагаемых товаров;
- индивидуальный подход и комплексное обслуживание;
- налаженный сервис;
- рентабельность деятельности;
- менеджеры – высококвалифицированные специалисты с соответствующим образованием;
- культура внутри организации.
К слабым сторонам деятельности относятся:
- слабая информированность потенциальных потребителей о деятельности ООО «Компания «Деловые линии»;
- невысокие капиталовложения в рекламу.
Что касается внешней среды ООО «Компания «Деловые линии», то для ее оценки был использован PEST-анализ, представленный в таблице 2.
Таблица 2 – PEST-анализ внешней среды компании
Политика 1.Возрастание роли России в мировой экономике 2.Изменение законодательства РФ 3.Отношения организации с правительством и федеральной властью в целом 4.Государственное влияние в отрасли 5.Государственное регулирование конкуренции в отрасли |
Экономика 1.Уровень инфляции, мировой финансовый кризис 2.Динамика курса рубля к доллару США 3.Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ 4.Инвестиционная активность 5.Динамика занятости населения 6.Платежеспособный спрос населения 7.Платежеспособный спрос главных потребителей услуг |
Социум 1.Изменения в базовых ценностях 2.Изменения в уровне и стиле жизни 3.Экологический фактор 4.Здоровый образ жизни 5.Отношение к работе и отдыху 6.Демографические изменения 7.Изменение структуры доходов 8.Изменение структуры расходов 9.Изменения основных потребительских предпочтений на услуги 10.Коммерциализация образования 11.Нехватка квалифицированных кадров |
Технология 1.Государственная технологическая политика 2.Значимые тенденции в области транспортных перевозок 3.Новые патенты 4.Оценка скорости изменения и адаптации новых технологий 5.Развитие Интернета 6.Появление новых видов конкурентов |
Следующим этапом анализа внешней среды ООО «Компания «Деловые линии» является оценка уровня конкуренции.
Конкурентная среда влияет на формирование активной и пассивной составляющих конкурентоспособности компании: чем выше интенсивность конкуренции (и, следовательно, более агрессивная конкурентная среда), тем сильнее должна быть развита пассивная конкурентоспособность (для адаптации к конкурентной среде), так как у организации меньше возможностей для влияния на конкурентную среду в силу несопоставимости внутренних сил фирмы с внешними воздействиями.
Для степени интенсивности конкуренции используют обычно модель Майкла Портера. Она описывает функционирование конкурентной среды в рамках пяти основных конкурентных сил.
1. Угроза выхода на рынок новых компаний. Выход на рынок новых транспортных компаний в настоящее время осуществляется за счет выделения транспортных подразделений от крупных холдингов.
2. Рыночная власть поставщиков. Рыночная власть поставщиков влияет на величину партии закупки, что отражается на рентабельности отрасли.
3. Рыночная власть покупателей. Рыночная власть покупателей выражается в их способностях понижать цены в отрасли, ввиду снижения цен на бензин и под влиянием мирового финансового кризиса.
4. Угроза появления товаров-заменителей. ООО «Компания «Деловые линии» не грозит появление товаров заменителей.
5. Конкуренция между существующими компаниями в отрасли. Интенсивность конкуренции между фирмами можно оценить как высокую, так как в отрасли присутствуют: большое количество фирм, небольшая степень их дифференциации.
Таким образом, можно сделать вывод, что конкуренция на рынке в настоящее время высокая, кроме того, в будущем конкуренция будет усиливаться. Но в ближайшие 5 лет спрос на транспортные услуги ООО «Компания «Деловые линии» будет постоянным.
Элементами системы управления качеством перевозки грузов, основными на принципах японской модели менеджмента, в ООО «Компания «Деловые линии» являются:
- планирование (определение цели, стратегии, стандартов и требований, разработка методов, программ качества, регламентирующих конкретные меры по его обеспечению);
- текущее управление, направленное на достижение установленных требований к нему (контроль, испытания, выявление отклонений, принятие оперативных мер воздействия, проведение организационных и технических мероприятий, стимулирование);
- обеспечение качества – создание системы внутренних (у производителя) и внешних (у потребителя) его гарантий;
- стимулирование улучшения качества;
- борьба с нарушениями качества.
Система менеджмента качества, построенная в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9004:2008, основывается на механизмах процессного управления и целях эффективности в области качества.
В компании было создано Управление качества (УК), в задачу которого входят:
- организация, координация и управление работами по совершенствованию внутриорганизационной системы менеджмента качества услуг;
- внедрение и соблюдение требований стандартов СМК;
- анализ и оценка результативности и эффективности функционирования СМК во всех процессах жизненного цикла услуг компании;
- постоянное совершенствование СМК.
С целью вовлечения персонала в разработку и внедрение СМК, а также для решения текущих задач, анализа и оценки был создан Совет по качеству и сформированы рабочие группы по разработке документации и внутреннему аудиту. В компании идентифицированы процессы СМК, определены их взаимосвязи и атрибуты, разработана карта процессов СМК услуг, в которую входят:
- основные процессы;
- процессы управленческой деятельности руководства по качеству услуг;
- вспомогательные процессы (управления документацией и записями, управления ресурсами и производственной средой, воспитательной деятельностью, международной деятельностью);
- процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения.
Систему менеджмента качества услуг в ООО «Компания «Деловые линии» при этом можно рассмотреть через ряд следующих компонентов.
1. Процессы. Описание того или иного процесса СМК приводится в Руководстве по качеству, в документированных процедурах управления в виде структурного модуля, в общих сведениях.
2. Ресурсы. Необходимые ресурсы определяются при планировании работ и обеспечиваются при их выполнении.
3. Документация. Иерархическая структура документации, в которой проведен анализ и определено место каждого документа, выглядит следующим образом:
- первый уровень – документы, представляющие согласованную информацию о СМК (миссия, политика в области качества услуг, цели и задачи в области качества, руководство по качеству услуг);
- второй уровень – документы, описывающие установленный способ осуществления деятельности или выполнения определенной работы/процесса (документированные процедуры, положения, регламентирующие различные виды деятельности компании, положения о коллегиальных совещательных органах);
- третий уровень – документы, необходимые для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими, документы, регламентирующие деятельность структурных подразделений и должностных лиц, реализующих процессы СМК (положения о структурных подразделениях, должностные и рабочие инструкции, организационная структура, штатное расписание и номенклатура дел подразделения);
- четвертый уровень – документы (записи по качеству услуг), свидетельствующие о достигнутых результатах осуществленной деятельности;
- пятый уровень – документация, регламентирующая деятельность компании в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что ООО «Компания «Деловые линии» занимается предоставлением услуг по автомобильным, железнодорожным, морским, авиационным, смешанным (мультимодальным, интермодальным) перевозкам, складированию и экспедированию (сопровождению) грузов. Проведенный анализ показал, что развитие компании подвержено влиянию внешних факторов, а складывающаяся на рынке под влиянием мирового финансово-экономического кризиса ситуация оказывает в настоящее время негативное влияние на развитие компании. Однако в будущем ожидается увеличение спроса, что не позволит внешней среде оказывать значительное негативное влияние на деятельность предприятия в целом. На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что внешняя среда в настоящее время оказывает негативное влияние на деятельность предприятия, но с учетом положительных факторов внутренней среды благодаря совершенствованию системы менеджмента качества (разработанной согласно принципам японской модели менеджмента) предприятие имеет возможность развивать конкурентоспособность за счет повышения качества оказания услуг и совершенствования процессов внутри компании.
Таким образом, изучив и проанализировав выше предоставленные материалы, я выделила три основные черты характерные для японской модели менеджмента:
1. Практика “пожизненного найма”
Компании нанимают человека прямиком из университета, распланирует их будущее обучение и развитее в рамках этой компании, гарантируя им тем самым работу на постоянной̆ основе. Я считаю, что это мощная мотивация, так как у “пожизненно нанятых” работников всегда есть уверенность в завтрашнем дне и счастливой старости.
2. Патернализм
Так как компания нанимает работника “пожизненно”, его достижения зависят только от него, даже карьерный рост, стаж, опыт работы. Молодые сотрудники медленно и аккуратно поднимаются по карьерной лестнице, с помощью более опытных работников, наставников. Молодые сотрудники заинтересованы в качестве своей работы и делают все, чтобы их рост по карьерной лестнице продвигался быстрее.