Файл: Японская модель менеджмента(Общая характеристика японской деловой культуры и японского менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Я прочла разные научные статьи и мнения различных ученых. В основном все считают японскую модель менеджмента самой надежной и продвинутой. Но для чего тогда мне сравнивать её с американской? Потому что хоть они и в корни различны, Америка не отстает от Японии и пытается конкурировать с ней. Каждая модель зарекомендовала себя на международном уровне и имеет свои достоинства и недостатки.

Теперь давайте изучим подробнее плюсы и минусы Японской и Американской моделей менеджмента:

• в японской̆ фирме имеет место более низкая степень специализации, по сравнению с американской̆. Американская фирма стремится к эффективности путем высокой̆ специализации и жесткого разграничения обязанностей̆, в то время как японская фирма акцентирует внимание на способности групп рабочих самостоятельно решать локальные проблемы;

• в американской̆ фирме задачи координации и непосредственного управления производством как на цеховом, так и на межцеховом уровнях четко разделены и специализированы, в то время как в японской̆ фирме эти две задачи имеют тенденцию интегрироваться в одну. Отсутствие централизованной̆ службы для контроля и распределения потока материалов между цехами является отличительной̆ чертой̆ сборочного завода японской̆ фирмы;

• в американской̆ фирме размер вознаграждения рабочего определяется категорией̆ рабочего места. Японская фирма пытается стимулировать работников по­средством системы заработной̆ платы, которая учитывает трудовой̆ стаж и заслуги последних; продвижением по службе отдельных работников на основе их ин­дивидуальных заслуг; единовременными выплатами в момент выхода на пенсию (система стимулирования, объединяемая понятием «пожизненный̆ найм»);

• в японской̆ фирме поведение работника формируется с учетом необходи­мости его соответствия долгосрочной̆ ориентации всей̆ организации. Американ­ская же фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равно­правие. Соответственно рабочие здесь являются более мобильными, легко меня­ют место своей работы в поисках лучших индивидуальных возможностей;

• заключение на рынке труда Японии контракта о пожизненном найме отли­чается значительно более высокой̆ неопределенностью относительно теории полноценных трудовых контрактов, используемых в США. Их продолжительность может составлять несколько лет, сама же работа по таким контрактам стандартизована под контролем со стороны профсоюза;

• количество уровней̆ управления в японской̆ промышленности более чем в два раза меньше, чем в американской̆, что является одной̆ из причин более высокой̆ производительности. Так в японской̆ автомобильной̆ промышленности имеется всего лишь пять уровней̆ управления по сравнению с 11-12 уровнями управления в американском автомобилестроении. Таким образом, хорошее управление- причина ведущей̆ роли Японии в области производительности труда;


• лидирующему положению в мировой̆ экономике Японии способствовали три важных принципа стратегии производства: производство по принципу «точно вовремя»; использование концепции «делать с первого раза»; применение принципа комплексного профилактического обслуживания;

• использование американскими фирмами системы «поточного производства» является мощнейшим рычагом поддержания американской̆ экономики в лидирующей̆ группе мировых экономически развитых стран;

• на японских заводах ответственность за решение производственных проблем фактически находится в среднем более чем на одну ступень ниже в управленческой̆ пирамиде, чем уровень менеджеров, обладающих формальной̆ властью, что коренным образом отличается от ситуации на американских заводах;

• в США подавляющее большинство коллективных соглашений в обрабатывающей̆ промышленности достигаются на уровне предприятия, в то время как в Японии соглашения на уровне предприятий одной̆ отрасли часто координируются отраслевой̆ федерацией̆ профсоюзов предприятий.

Хоть и системы управления в Америке и Японии в корни разные, обе эти страны лидируют в менеджменте. Лично мне японская система менеджмента ближе. Их сплоченность, честолюбие, отношение в коллективе и помощь друг другу в коллективе заставляет задуматься, почему мы не можем работать так же? По-моему, нам есть чему учится и у японцев, и у американцев. И это касается не только “пожизненному найму” или дружеским отношениям начальник-подчиненный, но и уважению в коллективе, стремлению карьерного роста и многому другому

2.2 Особенности практического применения японского менеджмента на предприятиях

Далее во второй главе рассмотрим особенности применения японской системы менеджмента на предприятиях.

Хонда.

Ответственность фирмы содержится как в философии управления, так и в ее практической деятельности. Установка здесь на уважение к личности. Ответственность начинается с гарантии безопасного и удобного рабочего места для всех занятых. Каждый работник фирмы ответственен как в отношении клиентов, приобретающих продукцию фирмы (самое высокое качество, удовлетворение, превышающее нормальные ожидания), так и в отношении внутренних клиентов – других сотрудников, работа которых зависит от качества работы всего коллектива. Ответственность фирмы проявляется также во множестве других вещей, например, в трудных ситуациях для фирмы оплата руководства урезается в первую очередь, равно как и в первую очередь происходят передвижки в этой группе, и лишь потом могут последовать увольнения рядовых работников.


Сони.

Цель фирмы – поддержать занятость и улучшить условия труда и жизни всех работников. Менеджеры здесь не получают таких больших премий, вознаграждений, как на западе: они должны делить свою судьбу со всеми семейной атмосферы на фирме. Ответственность за сотрудников (в частности, за их психическое здоровье) проявляется также и в том, что каждые два или три года каждый работник, в том числе и менеджер, меняет рабочее место и должность (часто по его собственной просьбе). Это повышает не только эффективность труда, но и противодействует изнурительной профессиональной рутине и способствует развитию личности [12, с.133].

Canon.

В целом мире известна философия управления этой фирмы, название которой происходит от имени Боддхисатвы Канон (Будды Безграничного Сочувствия), это кёсэй. Это понятие в значительной степени идет от религиозного климата Японии. Кёсэй означает симбиоз, кёсэй – это нечто объединяющее вместе работающих людей, что делает их неким целым. Кёсэй означает сотрудничество и совместное существование людей там, где работает фирма, это также чувствительность к природной среде. Кёсэй это также предложение новой, ответственной системы деятельности, системы, внедряющей новый порядок в мире с помощью экономики. Указанный принцип появился также во время всемирной встречи бизнесменов в Швейцарии, и стал одним из фундаментальных понятий прошедших там обсуждений. Всеобще известные замечательные экономические результаты фирмы Canon были достигнуты благодаря принципу кёсэй.

Экономическая история Японии указывает на то, что японцы демонстрировали в своей деятельности на протяжении 150 лет коллективистские установки, они стремились к социальной гармонии, спаянности, отличались ответственностью за судьбу страны. Принимая достижения западной цивилизации, в том числе и экономическую теорию, теорию управления и организации труда, они старались освобождаться от рутины, отличались изобретательностью, не копировали готовых «универсальных решений» или «законов развития экономики», пытаясь творчески применить эти идеи к местным культурным условиям, но при этом всегда имели в виду сохранение культурной идентичности и достижение общего блага для граждан своей страны. Эти действия, направляемые социальной ответственностью, несомненно, оказали влияние на рост доверия в обществе, на создание общественного капитала, который вылился в японское экономическое чудо 80-х годов, став мировым событием. Эти действия, в плане морального развития индивидов, невозможно переоценить. Миллионы японцев, эмоционально и интеллектуально вовлеченных в развитие страны, в преумножение общего блага, имели неоценимую возможность всестороннего развития своей личности, в том числе и в моральном смысле, в смысле развитие «широкого я»23, возвышенных чувств, познания высших моральных ценностей благодаря альтруистическим действиям.


Как отмечалось ранее, ответственность имеет и свои подводные камни, ловушки. Не убереглась от них и Япония, и как нам представляется, состоят они в чрезмерном чувстве ответственности правительственных сфер за состояние экономики страны. С 1980 по 1991 годы процент банковского кредита в Японии держался на уровне 2-6%. После этого периода отмечается резкое ослабление показателей экономического роста. Причина стагнации – в нарастании бюджетного дефицита вследствие правительственной финансовой помощи банкам, находящимся под угрозой банкротства.

1997 год – время финансового кризиса, роста налогов, что привело к спаду производства и слому старой системы пожизненного найма, безработица достигла уровня 4,7%. Япония полностью зависит от импорта горючего, сырья, частично – от импорта продовольствия, на это накладывается проблема старения японского общества.

Япония оказалась также в петле глобализации: не полностью до сих пор открыта внешнему миру ее экономика, что затрудняет преодоление экономической стагнации. Следует, однако, заметить, что вопреки мнению экспертов, пророчащих Японии трудные времена, экономика страны восходящего солнца до сих пор относится к числу самых передовых. С 1897 года до 2000 года Япония переместилась с 9 места в мире на 3 в ряду мировых экономических держав. В 1999 году Япония находилась сразу после США на втором месте, а с учетом покупательной силы валюты, - на третьем. Доля Японии в валовом мировом производстве – 7,3%, в мировом экспорте – 7,0%, и это при том, что в Японии проживает 2,1% населения планеты. Все это продолжает склонять серьезных исследователей к изучению связи культурных и экономических феноменов этой страны. Пример Японии может свидетельствовать о том, как много хорошего может сделать народ, объединенный идеей общего блага, когда в основе его действий перфекционизм, ответственность и доверие.

2.3 Исследование практической реализации принципов японского менеджмента на примере ООО «Деловые линии»

ООО «Компания «Деловые линии» – предприятие, созданное в 1997 году на территории Российской Федерации. Полное наименование организации: общество с ограниченной ответственностью «Компания «Деловые линии». C 1999 года компания является членом Ассоциации Международных Автомобильных Перевозчиков (АСМАП).


ООО «Компания «Деловые линии» берет на себя организацию грузоперевозок и предоставляет услуги по доставке сборных грузов из Европы; услуги по автоперевозкам, авиаперевозкам, железнодорожным, морским и смешанным (мультимодальным, интермодальным) перевозкам; а также услуги по логистике (оптимизации перевозки), экспедированию (сопровождению и охране) груза, таможенному оформлению экспортно-импортных операций. В комплекс услуг компании входит также перевозка негабаритных и опасных (ADR) грузов.

Полный комплекс услуг по доставке включает:

- доставку грузов из любой точки Европы до склада в Германии;

- консолидацию, обработку и хранение грузов на складе;

- страхование;

- таможенную очистку.

Использование всех видов транспорта позволяет оптимизировать доставку груза из любой точки мира. Для перевозки грузов компания использует собственные автомобили и автомобили перевозчиков-партнеров. Это позволяет быстро и качественно выполнять требования клиента по доставке груза. Компания располагает собственным парком большегрузных магистральных тягачей с различными видами тентованных полуприцепов объёмом от 82 кубических метров. При этом основными направлениями международных автоперевозок являются страны Европы, дополнительными направлениями – Россия, страны СНГ и Азии.

ООО «Компания «Деловые линии» – достаточно перспективное предприятие, осуществляющее свою деятельность вот уже более 10 лет. Общество с ограниченной ответственностью «Компания «Деловые линии» успело зарекомендовать себя как успешно развивающаяся компания. Ценовая политика фирмы включает расчет цены на грузоперевозки по двухставочному тарифу, который предусматривает формирование цены из стоимости пробега автомобиля и стоимости затраченного на работу времени, измеряемого в машино-часах. В компании также существует система скидок.

Управление ООО «Компания «Деловые линии» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также Уставом предприятия. В процессе деятельности на предприятии сформировался порядок выполнения должностных обязанностей, определенные правила и нормы по решению производственных задач и реализации основных целей предприятия. Организационная структура управления ООО «Компания «Деловые линии» – это целостная система, разработанная таким образом, чтобы работники предприятия могли с большим эффектом достигать поставленных перед ними целей. Организационная структура предприятия определяет его состав и систему подчинения в общей иерархии управления. В данной организации организационная структура управления – линейная.