Файл: Составитель В. В. Яценко Рецензент к ю. н., доцент Н. В. Чуб Актуальные проблемы Конституционного права методические указания для самостоятельной работы и .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2
УДК 342(072)
Составитель В.В. Яценко
Рецензент к.ю.н., доцент Н.В.Чуб
Актуальные
проблемы
Конституционного
права :
методические указания для самостоятельной работы и выполнение курсовых работ по дисциплине «Актуальные проблемы конституционного права» для студентов направления подготовки
40.04.01
«Юриспруденция» магистерской программы
«Конституционное, муниципальное право» / Юго- Зап. гос. ун-т; сост.: В.В. Яценко. Курск, 2017. - с.
Методические указания составлены на основании рабочей программы дисциплины «Актуальные проблемы конституционного права» с использованием учебной литературы, научный, учебно - методических материалов по данной учебной дисциплине.
Предназначены для студентов магистерской программы
«Конституционное. муниципальное право» всех форм обучения.
Текст печатается в авторской редакции
Подписано в печать .Формат60х84 1 /16.
Усл. печ.л. 1,3.Уч.-изд.л. 1,4 .Тираж 50 экз. Заказ. Бесплатно.
Юго-Западный государственный университет
305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Общие положения
1.2 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Разделы и узловые вопросы дисциплины
2.2.Образовательные технологии
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КУРСОВЫХ РАБОТ
3.1.
Особенности подготовки курсовой работы по дисциплине
«Актуальные проблемы конституционного права»
3.2. Примерная тематика и планы курсовых работ
3.3.
Примерные планы тем курсовых работ
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
4.2. Другие учебно-методические материалы

4
1. Организационно-методические положения.
1.1.Общие положения
Данные методические указания подготовлены на основе рабочей программы дисциплины «Актуальные проблемы конституционного права», разработанной в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования направления подготовки
030900.68
Юриспруденция и на основании учебного плана направления подготовки 40.04.01 Юриспруденция, одобренного Ученым советом университета, протокол № 7 от «29» февраля 2016 г.
Целью дисциплины является: формирование целостного представления о конституционном праве как ведущей отрасли права, механизме функционирования его институтов, их правовом оформлении, а также перспективах реформирования конституционно-правовых норм и отношений в
РФ и за рубежом, необходимых для осуществления профессиональной правоприменительной, экспертно- консультационной, организационно-управленческой деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
- овладение методикой обобщения конституционо-правовой практики и разработки проектов нормативных актов;
- изучение методов самостоятельного исследования конституционно-правовых реальностей, их критическая оценка.
- получение опыта участия в антикоррупционных проектных работах в области организации деятельности государственных органов и должностных лиц,
-овладение приемами юридической экспертизы, анализа, разработки и применения актов, являющихся источниками конституционного права
- исследование методологии разработки и принятия конституционно-правовых актов и управленческих и решений
По результатам освоения дисциплины, обучающиеся
должны знать:
- тенденции, проблемы, направления развития и реформирования конституционно-правовой действительности;


5
- методологию разработки конституционно-правовых актов
- систему, виды, правовую основу выявления, пресечения, раскрытия и расследования правонарушений; виды, особенности квалификации преступлений.
- цели, методологию предупреждения правонарушений, основания, условия, способствующие их совершению.
-методологию, виды, субъекты толкования правовых актов.
- условия, риски, особенности коррупционного поведения, методы, правовые основания его пресечения
- систему, цели, сферу применения управленческих решений.
-правовую основу профессиональной деятельности, виды и цели применения управленческих инноваций
- особенности участия в проведении юридической экспертизы проектов нормативных актов, их виды и цель
- процедуру выявления положений нормативных правовых актов, способствующих коррупционным проявлениям
уметь:
- проводить анализ конституционно-правовой практики, ориентироваться в ней; определять направления разработки правовых актов
- правильно квалифицировать, раскрывать, расследовать правонарушения
- выбирать направления предупреждения правонарушения, использовать способы устранения причин совершения правонарушений.
- анализировать, выявлять обстоятельства, способствующие совершению коррупционного поведения, пресекать его совершение
- определять варианты принятия участия в проведении юридической экспертизы проектов нормативных актов
- выявлять положения правовых актов, способствующих коррупционным проявлениям
- определять юридическую силу и виды правовых актов, давать характеристику их действия в процессе толкования,
- консультировать в конкретных сферах юридической деятельности
-обобщать, выбирать, применять управленческие решения
- анализировать, обобщать, реализовывать инновации в профессиональной деятельности
владеть:

6
-умениями проводить исследования и обобщения конституционно-правовой практики
-навыками систематизации и разработки конституционно- правовых актов,
-навыками правильной квалификации и расследования правонарушений и преступлений
-методами предупреждения правонарушений, способами выявления причин, способствующих их совершению
- методологией выявления признаков оценки и пресечения коррупционного поведения
- умениями анализировать и определять правовые основания для принятия управленческих решений, прогнозировать их последствия
-навыками систематизации и использования управленческих инноваций
- навыками обобщения и анализа действия нормативно- правовых актов, правильного толкования правовых норм
-навыками участия в проведении юридической экспертизы проектов правовых актов, принятия решений по ней
-навыками выявления положений правовых актов, содержащих коррупционные проявления
-навыками составления квалифицированных юридических заключений
У обучающихся должны сформироваться следующие
компетенции:
- способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1)
- способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4)
- способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5)
- способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6)
- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7)
- способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные


7 юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8)
- способностью принимать оптимальные управленческие решения
(ПК-9)
- способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-
10)
1.2.Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов.
Одним из основных видов деятельности студента (магистра) является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку докладов, выступления в группах, выполнение творческих заданий.
Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и тематика самостоятельной работы определяется с учетом рабочей программы дисциплины и с учетом рекомендаций преподавателя.
Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам. Следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий (лекций).
Затем приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.
Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника.
Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Затем полезно изучить выдержки из первоисточников:
Конституции
РФ,
Федеральных конституционных законов, Федеральных законов и других правовых актов. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.
Во время изучения темы самостоятельной работы при необходимости можно получить на кафедре соответствующие указания и консультации, контрольные вопросы для изучения

8 дисциплины. Желательно изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы в библиотеке в бумажном или электронном виде. Допускается использование специальных и универсальных словарей и энциклопедий для того, чтобы уточнить значения конкретных терминов и понятий.
Всю учебную литературу желательно изучать «под конспект».
Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу и формулированию учебного материала.
Эти навыки важны для юриста, который работает с текстами
(правовыми документами).
Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, но пытаться кратко излагать своими словами содержание ответа, при этом максимально его структурируя и используя символы и условные обозначения. При работе над конспектом обязательно выявляются и отмечаются трудные для самостоятельного изучения вопросы, с которыми уместно обратиться к преподавателю при посещении установочных лекций и консультаций, либо в индивидуальном порядке.
При написании учебного конспекта необходимо указывать все прорабатываемые источники, автор, название, дата и место издания, с указанием использованных страниц.


9
2. Содержание учебной дисциплины
2.1.Разделы и узловые вопросы дисциплины
Номер
темы
Наименование и краткое содержание темы
1.
Конституция как фактор демократического развития
общества.
Понятие Конституции, конституционные модели и основные этапы конституционного развития.
Сущность и содержание конституции. Функции и значение
Конституции. Порядок подготовки Конституции. Способы принятия конституции. Форма и структура конституции.
Методы конституционного регулирования.
Конституционный надзор и конституционный контроль.
Конституционное развитие современных государств.
2.
Развитие конституционализма в истории российской
государственности.
Возникновение и развитие идеи конституционализма в
России. Конституционное развитие России до 1917 года.
Советские конституции: основные ценности и особенности.
Особенности разработки и принятия Конституции РФ 1993 года. Пути возможного совершенствования Конституции
1993 г. Изучение идей конституционализма в отечественной научной литературе.
3.
Конституционные принципы общественного и
государственного устройства в современных
государствах.
Конституционные принципы экономического строя.
Конституционные принципы социальных отношений.
Конституционные принципы политической системы.
Конституционные основы духовной жизни общества.
4.
Конституционно-правовой статус личности в
современном мире.
Всеобщие права человека и конституционный статус личности. Гражданство- российский и зарубежный опыт международного стандарта в области прав человека. Личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Основные этапы развития правового статуса человека в Российском государстве. Особенности

10 института прав и свобод человека и гражданина в РФ.
5.
Модели организации государственной власти.
Конституционные основы организации государственной власти. Теория разделения властей и ее реализация в современных государствах. Единство государственной власти и государственный суверенитет. Основные принципы и модели разграничения полномочий в современных государствах. Особенности и проблемы реализации принципа разделения властей в современной России.
6.
Формы государственного устройства современных
государств.
Территориальное устройство государства.
Конституционное регулирование формы государственно- территориального устройства.
Формы политико- территориального устройства. Проблемы и особенности функционирования унитарных и федеративных государств.
Проблемы функционирования и развития федерации в современной России. Стратегия разграничения предметов ведения, полномочий и функций в РФ.
7.
Формы осуществления непосредственной демократии.
Избирательное право. Основные этапы развития института выборов в РФ. Избирательная система и ее план.
Референдум. Иные формы волеизъявления граждан.
Особенности избирательного процесса в РФ на современном этапе.
8.
Основные модели организации законодательной власти.
Роль, структура и полномочия законодательной власти.
Формирование и роспуск парламента.
Статус парламентариев.
Парламентская этика.
Механизм функционирования парламента и парламентские процедуры.
Парламентский контроль. Идея народного представительства в политико-правовой литературе России. Государственная дума и становление российского парламентаризма. Советы как органы народного представительства. Особенности статуса, полномочий и функционирования Федерального
Собрания РФ.
9.
Основные модели исполнительной власти.
Понятие, место, роль и полномочия главы государства.
Монарх. Президент. Понятие, роль, состав и формирование


11 правительства. Полномочия и порядок деятельности правительства. Развитие системы исполнительной власти в
России. Система исполнительной власти в современном государстве. Статус и особенности функционирования исполнительной власти в современной России.
10.
Основные модели организации судебной власти.
Общие положения о судебной власти и судебной системе.
Основные принципы организации и деятельности судебной власти. Проблемы становления судебной власти в РФ.
Охрана Конституции: российский и зарубежный опыт.
11.
Основные модели организации власти на местах.
Сущность и система местного управления и самоуправления.
Компетенция и формы деятельности местных органов.
Эволюция местного самоуправления в России. Реформа местного самоуправления в РФ на современном этапе.
12.
Пути совершенствования российского государства на
современном этапе.
Понятие модернизации государственности. Основные этапы модернизации российской государственности. Основные черты современной российской государственности.
Проблемы совершенствования современного Российского государства.
Виды самостоятельной работы по всем темам:

изучение учебной литературы;

работа с нормативными правовыми актами;

изучение судебной практики;

изучение дополнительной научной литературы;

решение задач и казусов;

подготовка эссе, тезисов докладов;

подготовка презентаций Power Point;

рецензирование научных статей;

подготовка проектов правовых актов;

подготовка юридических заключений;

составление схем, таблиц и пр.;

выполнение заданий преподавателя

12
2.2. Образовательные технологии
В процесс обучения по дисциплине «Актуальные проблемы конституционного права» применяется компетентностный подход, который акцентирует внимание на результате образования. В качестве результата образования выступает способность выпускника действовать в правовых ситуациях различного характера. Используемые в процессе обучения дисциплине
«Конституционное право» образовательные технологии, направлены оптимизацию и на повышение эффективности учебной работы студента-магистра в целях формирования у него необходимых конечных результатов обучения, т.е. компетенций.
Для достижения поставленных целей изучения дисциплины
«Актуальные проблемы конституционного права» используется традиционные и нетрадиционные образовательные технологии. В последнем случае в учебном процессе широко используются интерактивные формы проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых, ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков. В рамках дисциплины предусмотрены встречи с ведущими экспертами и практиками в области конституционного права.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% аудиторных занятий согласно УП.
Указанные методы обучения позволяют активизировать мышление студентов, вовлечь их в учебный процесс; стимулируют самостоятельное, творческое отношение студентов к предмету; повышают степень мотивации и эмоциональности; обеспечивают постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей с помощью прямых и обратных связей.
Групповая дискуссия (групповое обсуждение) используется для выработки разнообразных решений в условиях неопределенности или спорности обсуждаемого вопроса.
Предметом групповой дискуссии, могут быть: спорные вопросы из области профессиональной деятельности участников дискуссии; противоречивые интересы участников группы; проблемные ситуации, в том числе предложенные к обсуждению самими