Файл: Составитель В. В. Яценко Рецензент к ю. н., доцент Н. В. Чуб Актуальные проблемы Конституционного права методические указания для самостоятельной работы и .pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13 участниками групповой работы; совместные или привнесенные проекты, модели, типологии; разнообразные технологии и пути их применения.
Ситуационно-ролевая или деловая игра – это имитационное моделирование профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем. Основная цель проведения игры - дать студентам практику принятия решений в условиях, максимально приближенным к реальным. Игра позволяет моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения
Научная дискуссия - научно-исследовательская деятельность студентов путем подготовки докладов на научные студенческие конференции, «круглые столы» и т.п. Она предполагает четкое сопоставление различных точек зрения по крупным актуальным вопросам с целью установления путей их разрешения и, в идеале, общего согласия. Непременным условием ее является четкое сопоставление альтернативных точек зрения по актуальным вопросам с целью установления путей их решения.
В процессе изучения дисциплины «Актуальные проблемы конституционного права» предусматривается взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов, направленной на изучение теоретических положений, анализ изменяющегося и дополняющегося законодательства, регулирующего сложный комплекс правовых отношений.
Студенты могут при самостоятельном изучении отдельных тем и вопросов дисциплин пользоваться учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием и методическими разработками кафедры в рабочее время, установленное Правилами внутреннего распорядка работников.
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по данной дисциплине организуется:
библиотекой университета:
библиотечный фонд укомплектован учебной, методической, научной, периодической, справочной и художественной литературой в соответствии с УП и рабочей программой дисциплины;
имеется доступ к основным информационным
14 образовательным ресурсам, информационной базе данных, в том числе библиографической, возможность выхода в Интернет.
кафедрой:
путем обеспечения доступности всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
путем предоставления сведений о наличии учебно- методической литературы, современных программных средств;
путем разработки: методических рекомендаций, пособий по организации самостоятельной работы студентов; заданий для самостоятельной работы; вопросов к зачету; методических указаний к выполнению практических работ и т.д.
15
3 .Методические рекомендации по выполнению курсовых
работ.
3.1. Особенности подготовки курсовой работы по дисциплине
«Актуальные проблемы конституционного права».
При написании курсовой работы по дисциплине Актуальные
проблемы конституционного права студент должен руководствоваться требованиями, изложенными в «Методических указаниях по подготовке и выполнению курсовых работы» , разработанных на кафедре конституционного права
Написание курсовой работы — это систематизированное, обстоятельное изложение студентом материала по теме, содержащее анализ научных концепций, отражающий понимание и оценку студентом соответствующих проблем, его предложения по их решению.
Основные задачи выполнения курсовой работы:
1. Обоснование актуальности и значимости выбранной курсовой работы.
2. Изучение состояния и степени научной разработанности темы.
3. Сбор, анализ и обобщение информации по данной теме.
4. Разработка практических рекомендаций и предложений по тематике курсовой работы.
Известно, что научная работа не может быть написана по одному источнику. Это касается курсовой работы, которая предполагает творческий, исследовательский характер. При
16 подготовке курсовой работы рекомендуется использовать максимально широкий круг источников: монографии, учебники, учебные пособия, справочники, сборники научных трудов, статей и материалы научно-практических конференций, статьи в журналах, газетах, а также материалы информационной сети Интернет.
Необходимо начать подготовку курсовой работы с подбора учебной, монографической и научно-исследовательской литературы по проблеме исследования, при этом необходимо обратить внимание на ссылки, которые составят библиографическую базу для будущей работы.
Необходимо в библиотеке Университета ознакомиться с алфавитным, предметным и систематическим каталогами, имеющими отношение к теме работы.
Курсовая работа выполняется студентом на основе анализа действующего законодательства, нормативных актов, правоприменительной практики, научной и методической литературы.
При изучении литературы и законодательства следует обратить внимание на изменения и дополнения, внесенные с момента издания соответствующего источника до времени подготовки курсовой работы. Для этого необходимо использовать такие информационно-правовые систем, как
«Гарант»
(www.garant.ru),
«Консультант
Плюс»
(www.consultant.ru),
«Кодекс» (www.kodeks.net), «Референт» (www.referent.ru).
17
Информационно-правовые системы полезны и в поиске статей правовой направленности, комментариев к нормативным правовым актам, а также результатам правоприменительной деятельности.
Оперативный доступ к новейшим документам возможен также на сайте
«Российской газеты»
(www.rg.ru).
Отдельные нормативные правовые акты размещены на официальных сайтах органов государственной власти
Президента
РФ
(http://president.kremlin.ru/),
Правительства
РФ
(www.government.ru),
Государственной
Думы
Федерального
Собрания
РФ
(http://www.duma.ru/),
Совета
Федерации
Федерального
Собрания
РФ
(http://www.council.gov.ru/),
Конституционного Суда РФ (http://ks.rfnet.ru/), Верховного Суда
РФ (http://www.supcourt.ru/), Центральной избирательной комиссии
РФ
(http://www.fci.ru/), сайтах
«Официальная
Россия»
(http://www.gov.ru/),
«Система арбитражных судов»
(http://www.arbitr.ru/), Уполномоченного по правам человека в РФ
(http://ombudsman.gov.ru), ФСИН России (http://www.fsin.su/), МВД
России (http://www.mvd.ru/).
Информация о деятельности международных организаций и международно-правовых документах размещена на сайтах
Организации
Объединенных
Наций и ее органов
(www.un.org/russian), ЮНЕСКО (www.unesco.org/general/russian),
Международной организации труда (www.ilo.org), Международной организации здравоохранения (www.who.int), Всемирного банка
[вместе с Международным банком развития, Международной финансовой корпорацией (www.woldbank.org)], Совета Европы
18
[вместе с Европейским Судом по правам человека (www.coe.int)],
ОБСЕ (www.osce.org), Интерпола (www.interpol.int), Европейского союза и его органов (http://europa.eu.int).
Кроме того, Интернет дает возможность доступа к научной информации, в том числе о проходящих научных конференциях, семинарах, симпозиумах по различным проблемам и отраслям права. Для поиска научной правовой информации можно пользоваться наиболее известными поисковыми системами типа
«Яндекс» (www.yandex.ru), базами данных на них (например, www.rambler.ru/db/law), специализированными правовыми каталогами
(www.pravopoliten.ru), отдельными online- библиотеками, как правовыми («ЮрЦентр» http://text.jurcenter.ru,
«Юридический
Клуб» http://lawyerclub.kodeks.net, портал
«LawFirm» www.lawfirm.ru, «образовательный юридический портал» http://law.edu.ru), так и общеотраслевыми (www.elibrary.ru), online-версиями журналов «Право и жизнь» (www.law-n-life.ru),
«Право и политика» (www.law-and-politics.com), «Государство и право»
(доступны указатели материалов
– www.igpran.ru/rus/magazine), сайтами отдельных вузов.
Работа с источниками информации – это умение правильно оценить сущность и значимость информации, разобраться в структуре материала, в удобной форме зафиксировать все необходимое для последующей работы.
Поскольку основным источником информации будет книга, рассмотрим некоторые особенности работы с ней.
19
Работая с литературными источниками, необходимо делать выписки наиболее важных положений, что поможет накопить нужные сведения и облегчит запоминание. При этом необходимо четко фиксировать источник, откуда взята информация (фамилию и инициалы автора, полное название книги, статьи, издательство, год издания, страницу).
При изучении литературы не следует стремиться только к заимствованию материала. Необходимо осмыслить найденную информацию, при этом целесообразно письменно фиксировать свои размышления. Этот процесс должен продолжаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.
Выдержки из нормативных правовых актов, авторские высказывания цитируются дословно либо излагаются своими словами. После каждого цитирования, использования фактических и статистических данных обязательна ссылка на автора и источник место издания, год издания, номер страницы.
Любой источник, на который ссылается автор курсовой работы, должен быть внесен в библиографический список.
Курсовую работу, особенно ее теоретическую часть, следует наполнять современным научным материалом, а каждую проблему освещать с учетом отечественных и зарубежных научных достижений, имеющегося практического опыта.
Студенту, приступающему к выполнению работы, надлежит овладеть не только основным содержанием, но и
20 методологическими основами исследования, что позволит ему провести системный анализ фактического материала, установить связи и закономерности, сделать теоретические и практические выводы.
3.2. Примерная тематика и планы курсовых работ.
1.
Конституция как фактор демократического развития общества.
2.
Развитие конституционализма в истории российской государственности.
3.
Конституционные принципы общественного и государственного устройства в современных государствах.
4.
Конституционно-правовой статус личности в современном мире.
5.
Модели организации государственной власти.
6.
Формы государственного устройства современных государств.
7.
Формы осуществления непосредственной демократии
8.
Проблемы функционирования законодательной власти
9.
Основные модели исполнительной власти.
10. Проблемы функционирования судебной власти
11. Проблемы функционирования местного самоуправления
12. Проблемы развития РФ на современном этапе
13.Гражданство в РФ и за рубежом
14. Конституционно-правовое регулирование деятельности
Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) в РФ и за рубежом.
15. Институт Президента в РФ и зарубежных странах
16. Конституционное правосудие: российский и зарубежный опыт
21
3.3. Примерные планы тем курсовых работ.
Тема 1. Конституция как фактор демократического развития
общества:
1.
Понятие и сущность Конституции.
2.
Функции Конституции.
3.
Классификация Конституции.
4.
Конституционное развитие современных государств.
Тема 2. Развитие конституционализма в истории российской
государственности:
1.
Возникновение идей конституционализма в России.
2.
Конституционное развитие России до 1917 г.
3.
Советские Конституции.
4.
Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г.
5.
Пути возможного совершенствования Конституции РФ 1993 г.
Тема 3. Конституционные принципы общественного и
государственного устройства в современных государствах.
1. Конституционные принципы экономического строя.
2. Конституционные принципы социальных отношений.
3. Конституционные принципы политической системы.
4. Конституционные основы духовной жизни общества.
Тема 4. Конституционно-правовой статус личности в
современном мире.
1. Международные стандарты в области прав человека.
2. Основные этапы развития правового статуса человека в
Российском государстве.
3. Гражданство- российский и зарубежный опыт.
Тема 5. Модели организации государственной власти.
1.
Конституционные основы организации государственной власти.
2.
Теория разделения властей и ее реализация в современных государствах.
3.
Особенности и проблемы реализации принципа разделения властей в современной России.
22
Тема 6. Формы государственного устройства современных
государств.
1.
Территориальное устройство государств.
2.
Проблемы и особенности функционирования унитарных и федеративных государств.
3.
Проблемы функционирования и развития федерации в современной России.
Тема 7. Формы осуществления непосредственной демократии.
1. Основные этапы развития института выборов в России.
2. Особенности избирательного процесса в РФ на современном этапе.
3. Референдум.
Тема 8. Проблемы функционирования законодательной власти.
1. Роль, структура и полномочия законодательной власти.
2. Особенности статуса, полномочий и функционирования
Федерального Собрания РФ.
3. Статус парламентария. Парламентская этика.
4. Парламентский контроль.
Тема 9. Основные модели исполнительной власти.
1. Понятие, место и роль главы государства.
2. Полномочия и порядок деятельности правительства.
3. Развитие системы исполнительной власти в Российском государстве.
4. Особенности функционирования исполнительной власти на современном этапе: российский и зарубежный опыт.
Тема 10. Проблемы функционирования судебной власти.
1. Основные принципы организации и деятельности судебной власти.
2. Проблемы становления судебной власти в РФ.
3. Охрана Конституции: российский и зарубежный опыт.
Тема 11. Проблемы
функционирования
местного
самоуправления.
1. Сущность и система местного самоуправления.
2. Этапы развития местного самоуправления в РФ.