Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
− средства обязательного социального страхования – денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся:
− юридические лица;
− физические лица и индивидуальные предприниматели, нанимающие работников;
− адвокаты, нотариусы, индивидуальные предприниматели, добровольно вступившие в правоотношения по социальному страхованию и начисляющие взносы сами за себя.
С 2010 года страхователи уплачивают в ФСС РФ страховые взносы по ВниМ и по НС. Для уплаты взносов по ВниМ применяются стандартная ставка 2,9% и 1,8% в отношении выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации. Также для отдельных категорий плательщиков в переходный период 2011-2018 годов предусмотрены пониженные тарифы в размере 2,0% и 0,0%. Категории плательщиков оговорены в статье 58 Закона №212-ФЗ[11].
Сама база для начисления страховых взносов рассчитывается как сумма выплат, начисленных страхователями в пользу работников, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами. Перечень таких выплат определен статьей 9 Закона №212-ФЗ и статьей 20.2 Закона №125-ФЗ. В рамках социального страхования полученные ФСС РФ взносы (доходы) расходуются на следующие выплаты застрахованным:
− пособие по временной нетрудоспособности в общим связи с заболеванием; − пособие по беременности и родам;
− единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; − единовременное пособие при рождении ребенка;
− ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
− социальное пособие на погребение;
− пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;
− единовременная страховая выплата застрахованному − ежемесячные страховые выплаты застрахованному;
− оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.
С 2011 года пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня за счет средств бюджета ФСС РФ.
С 1 дня пособие выплачивается застрахованным лицам за счет средств бюджета ФСС РФ в следующих случаях[12]:
− необходимость осуществления ухода за больным членом семьи;
− карантин застрахованного, а также карантин ребенка в возрасте до 7 лет;
− осуществление протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;
− долечивание в санаторно-курортных организациях непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях.
Пособие рассчитывается и выплачивается с учетом страхового стажа:
− застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, в размере 100 процентов среднего заработка;
− застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, в размере 80 процентов среднего заработка;
− застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, в размере 60 процентов среднего заработка. Для расчета пособия по временной нетрудоспособности используется средний заработок застрахованного лица, рассчитанный за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы у другого страхователя (других страхователей).
В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанного страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности осуществляются несколькими страхователями, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанное пособие, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную пре- дельную величину, при исчислении данного пособия каждым из этих страхователей.
Средний дневной заработок для исчисления пособия по времен- ной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного среднего заработка на 730[13].
Все виды пособий гражданам, имеющим детей, выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее – Закон №81-ФЗ) и приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 №1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособия гражданам, имеющим детей» (далее – Постановление №1012н).
При расчете пособия по беременности и родам и пособия по уходу а ребенком до достижения им возраста полутора лет средний дневной заработок определяется путем деления суммы начисленного заработка за двухлетний период на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:
− периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
− период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые не начислялись.
Согласно статье 9 Закона №81-ФЗ [14] помимо пособия по беременности и родам женщины, вставшие на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), имеют право на дополнительное пособие.
На основании статьи 21 Приказа №1012н[15] единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Для назначения и выплаты пособия представляется справка из женской консультации либо другой медицинской организации, поставившей женщину на учет в ранние сроки беременности (статья 22 Приказа №1012н). На основании статьи 11 Закона №81-ФЗ [5] и статьи 25 Приказа №1012н право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка указанное пособие не выплачивается (ст. 11 Закона N 81-ФЗ).
При расчете пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональном заболевании трудовой стаж не учитывается, пособие выплачивается в 100 процентном размере от среднего заработка. Кроме того, пособие выплачивается за весь период временной нетрудоспособности до выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности[16].
Порядок исчисления среднего заработка аналогичен порядку его исчисления для назначения пособия в соответствии с Законом №255- ФЗ, за исключением ограничений связанных с предельной величиной облагаемой базы. При этом до 08.04 2013 какие-либо ограничения в размере пособия отсутствовали вовсе. Но в связи с изданием Федерального закона от 05.04.2013 №36-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статью 1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в Закон №125-ФЗ были внесены изменения.
Глава 2. Проблемы социального страхования в РФ
Социальное страхование в Росси зародилось достаточно давно, но из-за происходивших в 20 веке политических потрясений законодательство в этой области еще далеко от совершенства. Изменение традиционной системы социального страхования вызвано необходимостью адаптации общества к происходящим рыночным реформам.
В настоящее время в Российской Федерации не сформирована целостная система социального страхования, хотя основные элементы ее уже вырисовываются. В России уже не раз предпринимались попытки реформировать социальное страхование – переход с 2003 года на уплату единого социального налога (далее – ЕСН), возобновление с 2011 года уплаты страховых взносов в 3 разных Фонда.
Однако переход на ЕСН не принес положительных результатов, снижение ставки привело к сокращению отчислений, по сути был утрачен страховой характер обязательного социального страхования, взносы стали взиматься обезличенно, превратились в некий обязательный платеж, который стал инструментом перераспределительной политики государства. У работодателей и работников пропала мотивация в собственной социальной защите. Возврат на страховые взносы позволил вернуться к одному из основополагающих принципов «взнос – выплата».
Принцип личной ответственности каждого за формирование условий своей жизни, необходимый в рыночной экономике, перестал быть сведенным к минимуму. Решена проблема самозанятого населения – им предоставлена возможность уплачивать страховые взносы в добровольном порядке.
Целью социального страхования выступает обеспечение работнику дохода в случае наступления временной утраты трудоспособности. Выплаты такого рода гарантированы государством. Источником выплат являются доходы, поступающие в бюджет Фонда в виде обязательных взносов работодателей. Фонд относится к бюджетной системе, поэтому для устойчивого развития и выполнения возложенных публично-нормативных обязательств необходимо соблюдать принцип сбалансированности бюджета: объем расходов не должен превышать объем доходов. Кроме того, поскольку страхование всегда связано с рисковой природой наступления случая, возникает необходимость резервирования заранее и на постоянной основе части денежных средств.
На сегодняшний день Фонд столкнулся с проблемой дефицита бюджета по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. То есть поступающие доходы по указанному виду страхования не перекрывают возникающие обязательства по выплате пособий. Наличие дефицита бюджета ставит под угрозу не только возможность исполнения государственных гарантий в полном объеме, но и само существование социального страхования в том виде, в каком оно сейчас есть.
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы социального страхования в РФ
Учитывая специфику России, при рассмотрении институциональной базы системы социальной защиты, опираясь на международный опыт, предпочтение должно быть отдано смешанной системе, при которой эффективно используются возможности как государственных, так и частных институтов, что позволит сочетать преимущества как солидарных, так и персонифицированных систем.
При использовании опыта других стран нужно иметь в виду, что совершенствование системы социальной защиты будет сопровождаться, скорее всего, увеличением налоговой нагрузки не только на бизнес, но и на население. Для улучшения деятельности системы социальной защиты необходимо создать экономические рычаги, которые бы воздействовали на ее развитие. Это также создаст дополнительную нагрузку на бюджеты.
При реформировании системы социальной защиты населения необходимо учесть, что обеспечение социальной справедливости должно происходить через налоговую и социальную поддержку. Необходимо разработать более сложную систему социального страхования. Скорее всего, без повышения нормативов отчислений на социальные нужды это сделать будет весьма трудно.
По мнению В.Д. Роика[17], основными моделями социального страхования «являются модель Бисмарка, модель Бевериджа и советская модель. Модель Бисмарка имеет следующие характеристики:
- максимальный учет природы трудовых отношений, для этого размер взносов и выплат ориентирован на полное замещение зарплаты при наступлении страховых случаев;
- оптимальное сочетание личной ответственности работников и работодателей, что воплощается благодаря распределению нагрузки между работодателями и работниками на паритетной основе;
- организация страхования по отдельным видам рисков, которая достигается с помощью товарищества взаимного страхования; - сочетание универсального и дифференцированного подхода при определении финансовой нагрузки и размеров тарифов. В качестве способа покрытия дефицита такая модель предусматривает образование необходимых резервов и перестрахования рисков. Модель Бисмарка применяется в Германии, Австрии, Бельгии, Италии и Испании.