Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
К основным чертам модели Бевериджа относятся:
- трехуровневый тип социальной защиты – правительство предоставляет базовые гарантии защиты всему населению, работодатель осуществляет социальное (профессиональное) страхование работников, работник участвует в дополнительном личном страховании;
- ориентация государственных гарантий на прожиточный минимум, дополнительного страхования — на замещение (компенсацию) заработка, дополнительного личного (добровольного) страхования — на реализацию личных возможностей работников;
- обеспечение правительством базовых условий жизнедеятельности – здравоохранение, равные возможности в воспитании детей для семей с различными доходами, а также предотвращение массовой безработицы. Социальные выплаты призваны обеспечивать минимальный приемлемый уровень дохода.
Модель Бевериджа нашла свое применение в Великобритании, США, Нидерландах, Швейцарии, Франции, Японии. Советская модель социального обеспечения основывалась на альтернативной программе Ленина «Наилучшей формой страхования рабочих, является государственное страхование их». На самом деле в этих словах Ленин не подразумевал принципы страхования, а скорее хотел сказать, что социальная помощь должна исходить из государственного бюджета. Застрахованные лица не были обязаны относиться к какому-либо виду страхования, а получали права на пенсионное обеспечение по инвалидности, в случае потери кормильца.
Последователи этой системы полностью хотели исключить себя, как плательщиков за страхование и выдвигали лозунги, связанные с отменой взносов со стороны работников, и необходимые средства брать с предприятий или же с государства. При этой системе государственное страхование для предприятий становится полной обязанностью перед правительством (налог).
В этом случае предприятию на руку скинуть страховое бремя на покупателей их услуг (продукции), что наилегчайшим образом удается, когда правительство и есть предприниматель.
Главными условиями функционирования советской системы государственного социального обеспечения служили государственные административные формы регулирования заработной платы в отраслевом и межотраслевом разрезе и на уровне предприятий - практически 100%-ное обеспечение занятости трудоспособного населения, государственное здравоохранение, государственное бюджетное социальное обеспечение (пенсий неработающим пенсионерам, социального обслуживания инвалидов и одиноких престарелых).
Предприятия выплачивали средства, в пределах государственного социального страхования, лицам, которые временно утратили трудоспособность, работающим пенсионерам, и производились комплексы оздоровительных мер работников и их семей. Одновременно с Советской моделью, в современной России начинают разрабатывать новые модели, несколько лучше своих предшественников. Но прежде чем совершенствовать системы социального страхования нужно принять определенные действия в условиях современной России, а именно: определить ответственность за страхование между работодателями, работниками и правительством».
По нашему мнению, в условиях современной экономической обстановки нецелесообразно или, по крайней мере, преждевременно менять систему страхования коренным образом и применять модель Бисмарка или Бевериджа. Прежде всего, это связано с тем, что согласно таким моделям финансовую нагрузку несут как работодатели, так и работники. А к такому не готовы прежде всего сами работники. Решением проблемы дефицита бюджета Фонда является либо снижение расходной части, либо увеличение доходной части бюджета Фонда.
Увеличение доходов может быть достигнуто за счет повышения страхового тарифа. В свою очередь снижение расходов достигается за счет:
- уменьшения расходных обязательств, в том числе снижения величины пособий;
- усиления контроля за правильностью исчисления пособий;
- пресечение мошеннических схем, в том числе оплаты поддельных больничных листов.
Для реализации последних двух пунктов предпринимаются такие меры как реализация пилотного проекта по переходу на прямые выплаты, а также реализация проекта «Электронный листок нетрудоспособности».
С 1 июля 2011 года началось поэтапное реформирование системы социального страхования. С инициативой модернизации существующего порядка выплаты пособий по временной нетрудоспособности, материнству и детству выступил ФСС РФ.
«Предложение изменить действующую «зачетную» систему (т.е. механизм выплаты работодателем пособий застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд) на систему непосредственного назначения и выплаты пособий Фондом социального страхования Российской Федерации (его региональными отделениями) было поддержано Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Существующая система социального страхования начала работать еще в условиях мобилизационной экономики, и на сегодняшний день «зачетный» принцип не соответствует экономическим реалиям. Принципы страхования, как и права застрахованного лица, могут быть нарушены в случае, если предприятие объявляется банкротом. Выплату гарантированных законодательством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет в указанной ситуации необходимо требовать через суд.
В такую же ситуацию попадает застрахованное лицо, если работодатель просто отказывается платить названные выше пособия. В основном такая ситуация связана с выплатами пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Реформирование системы социального страхования исключит возможность страхового мошенничества, а также позволит свести риск невыплат пособий застрахованным гражданам к нулю в случае, когда у предприятия арестованы счета, оно находится в стадии банкротства или ликвидации. Нововведения пилотного проекта коснутся граждан, работающих по трудовым договорам, работодателей и учреждения здравоохранения. Поменяется система взаиморасчета между территориальным органом Фонда и страхователем (работодателем): страхователи будут уплачивать страховые взносы в бюджет Фонда в полном объеме без уменьшения их на суммы выплат, как в настоящее время. Выплата пособий будет производиться непосредственно территориальными органами Фонда»[18].
Какие изменения ждут участников пилотного проекта:
1. Для застрахованных граждан порядок получения и оформления листка нетрудоспособности остается прежним, документ будет предоставляться по месту работы. Поменяется способ получения выплат по листку нетрудоспособности. Оплата осуществляется непосредственно территориальным органом Фонда напрямую. Застрахованное лицо может выбрать способ получения пособий: или через банковский перевод, или через почтовый перевод. Сроки перечисления пособий строго регламентированы. Если причины для отказа в выплате пособия застрахованному лицу отсутствуют, то средства должны быть перечислены в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов. Если страхователь (работодатель) отказывается выплачивать пособия работнику в случае прекращения деятельности, либо при невозможности установления фактического местонахождения страхователя, то гражданин вправе самостоятельно представить необходимые документы в территориальный орган Фонда для выплаты пособия и перечисление средств будет осуществлено в указанные сроки.
2. Для медицинских учреждений изменения связаны с введением нового бланка листка нетрудоспособности. Он дополнен новыми графами с возможностью его электронного заполнения. Формирование детальной картины по движению средств, по прозрачной истории болезней каждого работающего - способ предупреждения нецелевого расходования средств бюджета Фонда.
3. Для страхователей введение нового бланка листка нетрудоспособности также позволяет упростить работу, так как расчет пособия на основании внесенных данных осуществляется территориальным органом Фонда.
4. Непосредственно для Фонда пилотный проект связан с переходом на новый порядок выплаты пособий, а также отказом от зачетного механизма. Все документы, направленные в территориальный орган Фонда, после вынесения решений о назначении и выплате пособий возвращаются страхователю (работодателю), который осуществляет их хранение, либо застрахованному лицу в случае его непосредственного обращения в территориальный орган Фонда.
На сегодняшний день порядок выплаты пособий в региональных отделениях – участниках пилотного проекта регламентируется постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 №294 «Об особенностях финансового обеспечения назначения и выплаты в 2012-2016 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
С 1 июля 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 01.05.2017 №86-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Документ предусматривает возможность оформления листков нетрудоспособности в электронном виде. До 1 июля 2016 года в реализации пилотного проекта участвует 14 региональных отделения ФСС РФ. С 1 июля 2016 года добавилось еще 6 региональных отделений.
Заключение
В соответствии со статьей 1 Закона №165-ФЗ[19] «обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
В настоящее время в Российской Федерации не сформирована целостная система социального страхования, хотя основные элементы ее уже вырисовываются. В России уже не раз предпринимались попытки реформировать социальное страхование – переход с 2003 года на уплату единого социального налога (далее – ЕСН), возобновление с 2011 года уплаты страховых взносов в 3 разных Фонда.
При реформировании системы социальной защиты населения необходимо учесть, что обеспечение социальной справедливости должно происходить через налоговую и социальную поддержку. Необходимо разработать более сложную систему социального страхования. Скорее всего, без повышения нормативов отчислений на социальные нужды это сделать будет весьма трудно.
С 1 июля 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 01.05.2017 №86-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Документ предусматривает возможность оформления листков нетрудоспособности в электронном виде. До 1 июля 2016 года в реализации пилотного проекта участвует 14 региональных отделения ФСС РФ. С 1 июля 2016 года добавилось еще 6 региональных отделений.
Список литературы
Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ "О государствен- ных пособиях гражданам, имеющим детей".
Федеральный закон Федеральный закон от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Федеральный закон от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об осно- вах обязательного социального страхования»
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 №1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособия гражданам, имеющим детей».
Архипов А.П. «Социальное страхование. Учебник и практи- кум» - М.: Юрайт,2014 – 388 с.
Захаров М.Л. «Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития. Трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве» - М.: Проспект, 2015 – 310 с.