Файл: Программа спортивной подготовки по художественной гимнастике срок реализации 10 лет Составитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эффективность управления процессом подготовки спортсмена во многом обусловлена использованием адекватных средств и методов педагогического контроля. Целью педагогического контроля является получение объективной информации о состоянии спортсмена, необходимой для принятия управленческого решения.

Объектами контроля в спорте являются:

1) контроль соревновательной деятельности;

2) контроль тренировочной деятельности;

3) контроль уровня подготовленности спортсмена.

В практике спорта, достаточно широко применяется комплексный контроль, под которым следует понимать контроль, в ходе которого сопоставляются и анализируются значения показателей всех трех вышеназванных направлений и устанавливается связь между параметрами тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена и показателями его физического состояния, зарегистрированными в стандартных условиях.

Практические процедуры контроля (тестирования) могут осуществляться специалистами различного профиля. Однако окончательное решение, определяющее структуру и содержание последующей подготовки, всегда остается за тренером.

Контроль соревновательной деятельности.

Контроль соревновательной деятельности является неотъемлемым условием эффективного управления процессом подготовки спортсмена.

Соревновательная деятельность - интегральная характеристика подготовленности, результат функционирования всей системы спортивной подготовки. Спортивный результат дает необходимую информацию для уточнения задач подготовки на ее определенных этапах, выбора состава средств и методов тренировочного воздействия.

Однако спортивный результат - сложное многокомпонентное явление, поэтому контроль, построенный только на анализе динамики результатов, позволяет получить лишь обобщенное представление об эффективности процесса подготовки. Следовательно, наряду с анализом спортивных результатов целесообразно использовать контроль за отдельными, наиболее информативными компонентами соревновательной деятельности. Необходимым условием контроля является наличие модели соревновательной деятельности.

Контроль соревновательной деятельности спортсмена осуществляется по следующим основным направлениям:

1) контроль за структурой и характером технико-тактических действий в условиях соревнований;

2) контроль за параметрами (объем, интенсивность, характер распределения в циклах подготовки) соревновательных нагрузок.


Контроль тренировочной деятельности.

Основная составляющая педагогического контроля тренировочной деятельности - контроль параметров тренировочных нагрузок, состав тренировочных средств и методов подготовки. Параметры нагрузок должны соответствовать основным разделам тренировочного процесса: физической, технической, тактической и психической подготовке. Поскольку на каждом структурном уровне спортивной подготовки тренировочные воздействия направлены на достижение специфических целей, решение специфических задач, то и контроль тренировочных воздействий должен быть неразрывно связан с этими структурными уровнями. Следует различать контроль нагрузок в структуре отдельного тренировочного занятия, микроцикла, мезоцикла, макроцикла, структуре годичного цикла подготовки.

Цель психологического контроля: оценка суммарного психологического состояния спортсмена и выявление отдельных факторов, влияющих на его психологическое состояние.

Система комплексного психологического контроля представлена в таблице 18.
Таблица 18 – Система комплексного психологического контроля

Виды психологического контроля

Психологические особенности спортсменов, составляющие предмет контроля

Направление использования данных психологического контроля в подготовке спортсменов

Диагностический материал

(тесты, анкеты)

Углубленный специализированный контроль

(ежегодно)

  • социально-психологический статус в команде;

  • направленность личности, ведущие отношения, мотивация;

  • свойства нервной системы и темперамента

  • спортивная ориентация и отбор в команду;

  • индивидуализация многолетнего и годичного планирования;

  • формирование индивидуального стиля деятельности;

  • выбор индивидуально оптимальной стратегии подготовки

  • социометрический статус личности в спортивной команде (Г.Бабушкин, В Смоленцева; Р. Немов и др.);

  • направленность и мотивационные тенденции личности (Ю.Орлов; Р. Кеттелл и др.);

  • структура темперамента и психологические особенности личности (Г. Айзенк; Е. Ильин; В. Русалов и др.);

  • самооценка личности (Ч. Спилбергер –Ю. Ханин; Р. Кеттелл и др).

  • развитие интеллекта (Р.Кеттелл; Р. Амтхауэр и др.)

Этапный контроль

(в соответствии с планом спортивной подготовки)

  • относительно постоянные конфликты и состояния;

  • психические процессы и регуляторные функции

  • определение индивидуально оптимальной тактики педагогических воздействий;

  • разработка индивидуальных модельных характеристик психологической подготовленности и готовности;

  • выделение лиц, нуждающихся в психопрофилактике и психорегуляции

  • диагностика межличностных отношений (Т. Лири; К. Томас и др.);

  • уровень субъективного контроля (Дж.Роттер; Р. Кеттелл и др.);

  • оценка суггестивности (О.Елисеев; Р. Немов и др.).




Текущий контроль

(ежемесячно)

  • активность - актуальные эмоциональные состояния

  • определение индивидуально адекватных средств психологической подготовки;

  • экстренная коррекция заданий и требований к спортсмену

  • психо-эмоциональные состояния личности личности –тревожность, усталость, подавленность, депрессия (Г. Айзенк; Люшер; Д. Рикс ; О.Елисеев ; Ж. Тейлор и др.)

  • диагностика агрессивности Басса-Дарки; Р. Кеттелла и др.

Оперативный контроль

(в процессе тренировочных занятий)

  • состояния непосредственной психической готовности к действию

  • экстренная коррекция эмоционального состояния и уровня активности

  • мотивация достижений (А. Мехрабиан; Ф. Холпе; Т. Бежанишвили и др.).

  • опросник Г.Бабушкина с соавторами «Психологическая готовность спортсменов к тренировочному и соревновательному процессам» и др.






III. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Критерии подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку на каждом этапе спортивной подготовки, с учетом возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта художественная гимнастика, отображены в таблице 19.

Таблица 19 – Влияние физических качеств и телосложения на результативность гимнастки

Физические качества и телосложение

Уровень влияния

Скоростные способности

2

Мышечная сила

2

Вестибулярная устойчивость

3

Выносливость

2

Гибкость

3

Координационные способности

3

Телосложение

3

Условные обозначения: 3 – значительное влияние; 2 – среднее влияние;
1 – незначительное влияние.

Под скоростными способностями понимают возможности спортсмена, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Все двигательные реакции, совершаемые спортсменом, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией.

Мышечная сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий. Абсолютная сила мышц спортсмена определяется максимальной величиной преодолеваемого им сопротивления, например, пружины динамометра или весом штанги. Относительная сила мышц – это показатель абсолютной силы, взятый относительно веса тела.

Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного аппарата (например, после вращения). В этих целях используют упражнения с поворотами в вертикальном и горизонтальном положениях, кувырки, вращения (например, ходьба по гимнастической скамейке после серии кувырков).


Выносливость является способностью поддерживать заданную, необходимую для обеспечения спортивной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. Поэтому, выносливость проявляется в двух основных формах: в продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления; в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

Гибкость является интегральной оценкой подвижности звеньев тела. Если же оценивается амплитуда движений в отдельных суставах, то принято говорить о подвижности в них. В теории и методике спортивной подготовки гибкость рассматривается как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формы ее проявления: активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря своим мышечным усилиям; пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (например, с помощью партнера или отягощения и т. п.).

Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной деятельности.

Под координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно). Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности спортсмена к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков).

Телосложение оценивается путем измерения (спортивной метрологии) пропорций и особенности частей тела, а также особенности развития костной
, жировой и мышечной тканей.

Нормативы общей и специальной физической подготовки для зачисления в группы спортивной подготовки.

Требования к результатам реализации Программы на каждом этапе спортивной подготовки, выполнение которых дает основание для перевода лица, проходящего спортивную подготовку на следующий этап спортивной подготовки, представлены в таблицах 20–23.

Таблица 20 – Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

Оценка

Гибкость

И.П. – сед, ноги вместе

Наклон вперед

Фиксация положения 5 счетов


«5» – плотная складка, колени прямые

«4» – при наклоне вперед кисти рук выходят за линию стоп, колени прямые

«3» – при наклоне вперед кисти рук на линии стоп, колени прямые


Гибкость

И.П. – лежа на животе

«Рыбка» - прогиб назад в упоре на руках со сгибанием ног

Измеряется расстояние между лбом и стопами

«5» – касание стопами лба

«4» – до 5 см

«3» – 6-10 см

При выполнении движения колени обязательно вместе



Гибкость

И.П. – стойка ноги вместе, руки вверх, в замок.

Отведение рук назад


«5» – 45˚

«4» – 30˚

«3» – 20˚

Координационные способности

Равновесие на одной, другую согнуть вперед, стопа прижата к колену опорной ноги, руки в стороны



«5» – удержание положения в течение 6 секунд

«4» – 4 секунды

«3» – 2 секунды

Выполнять с обеих ног



Скоростно-силовые качества


Прыжки толчком двух ног

Оценивание по 5-бальной системе (легкость прыжка, толчок)

Сокращение, содержащееся в таблице: «И.П.» – исходное положение.