Файл: Программа спортивной подготовки по художественной гимнастике срок реализации 10 лет Составитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4 .Гетеротренинг (сеанс обучения аутогенной тренировке).В состоянии расслабления спортсмены изучают и повторяют специально разработанные формулы самовнушения.

5. Внушенный отдых. Спортсмену внушается покой, отдых в состоянии полного расслабления при ощущении приятной тя­жести тела и тепла в мышцах. В состоянии полудремоты он воспринимает словесные формулы (не повторяя и не проти­водействуя, не напрягаясь и не отвлекаясь). Метод воздействия – внушение, воздействие на сознательный и подсознательный уровни.

6. Внушенный сон (гипноз) с сохранением высокой восприим­чивости спортсмена к тому, что говорит ведущий. Воздействие на подсознание. Метод – императивное внушение.

7. Размышления, рассуждения. Основные способы перевода внушений и самовнушений в самоубеждения - высшие уровни самосознания и саморегуляции.

Побуждение к самовоспитанию осуществляется через обучение приемам саморегуляции. Некоторые из приемов очень простые. Их необходимо просто запомнить и применять в нужный момент. Эти способы саморегуляции называют отключение и переключение. Регулирующую функцию здесь выполняют образы отражаемого и отношение к ним, которые сложились у спортсмена. Цель отключения и переключения состоит в том, чтобы спортсмен осуществлял длительное удержание направленного сознания в русле, далеком от травмирующей ситуации. В данном случае приемы саморегуляции базируются на отражении спортсменом (основной функцией сознания является отражение) окружающего материального мира.

Существуют способы саморегуляции, связанные с отражением своего физического «Я». Они в наибольшей мере насыщены специ­альными приемами.

1. Контроль и регуляция тонуса мимических мышц. Этот прием требует специальной тренировки. Наибольший эф­фект достигается, если в процессе овладения данным приемом спортсмен проверяет и закрепляет его в разнообразных жизнен­ных ситуациях. Основным из критериев овладения этим приемом саморегуляции является способность ощущать свое лицо в виде маски (отсутствие мышечного напряжения).

2. Контроль и регуляция мышечной системы спорт­сменов. Психическая напряженность всегда вызывает ее избыточное напряжение. Тренировка в расслаблении мышц осуществляется с помощью словесных самоприказов, самовнушений, способ­ствующих сосредоточенности сознания на определенных груп­пах мышц.

3. Контроль и регуляция темпа движений и речи. Эмоциональная напряженность, наряду с мышечной скован­ностью, выражается в повышении привычного темпа движений и речи, при этом спортсмен начинает суетиться, беспричинно то­ропиться. В этом случае управление своим состоянием
сводится к стремлению избавиться от суетливости, наладить четкий ритм своей деятельности, исключить необходимость спешки.

4. Специальные дыхательные упражнения. Спокойное, ровное и глубокое дыхание способствует сниже­нию напряжения. Усвоенное и хорошо закрепленное ритмичное дыхание оказывается высоко эффективным способом саморегу­ляции эмоционального напряжения.

5. Разрядка. Этот прием дает «выход» эмоциональному напряжению. Как прием саморегуляции, разрядка реализуется обычно в специфи­ческих формах разминки (выполнение определенного упражне­ния в полную силу).

Наиболее эффективны способы саморегуляции, связанные с отражением своего духовного «Я» (направление сознания на само­го себя). Для них характерны разнообразные приемы.

1. Отвлечение путем сюжетных представлений и воображе­ний. Уметь воссоздать и удержать в сознании картины прошлого (свя­занные с ощущением спокойствия и уверенности) очень важно для саморегуляции эмоциональных состояний.

2. Самовнушение. В процессе спортивной деятельности спортсмен может давать себе наставления, приказы, обращаться к себе с просьбой и т.д. (в основе этого приема саморегуляции лежит принцип использова­ния словесных формул).

3. Самоубеждение. Это своеобразная психотерапия, когда саморегуляция осуще­ствляется в разговорах с самим собой или с кем-то другим.

Следует выделить способы саморегуляции, в основе которых лежит отражение спортсменом своего социального «Я». Для них характерны два приема.

1. Регулирование цели. Это умение вовремя поставить цель в точном соответствии со своими возможностями, отодвинуть ее в состоянии эмоциональ­ной напряженности, а потом вновь актуализировать ее, когда при­дет время, что доступно только спортсмену с многолетним спортивным стажем и значительным опытом выступлений на со­ревнованиях.

2. Ритуал предсоревновательного поведения. В его основе лежат определенные стереотипы, вследствие чего нарушать его или изменять, особенно на крупных соревновани­ях, нецелесообразно, так что его выполнение уже само по себе становится успокаивающим фактором.

Планомерное использование представленной системы методов позволяет достаточно полно и глубоко проникать в систему отношений спортсмена, формировать программу будущих действий и переживаний, установки на реализацию этих программ поведения в нужные моменты тренировки и соревнования.


Планы применения восстановительных средств.

Одним из главных вопросов управления работоспособностью спортсмена в программах тренировочных занятий и микро- и макрокроциклов является объединение средств восстановления и тренировочных воздействий. Все средства восстановления условно объединены в три группы: педагогические, психологические, медико-биологические (Таблица 13).
Таблица 13 – Примерный план применения восстановительных средств


п/п

Средства и мероприятия

Сроки реализации

Педагогические



  • варьирование продолжительности и характера отдыха между отдельными упражнениями, тренировочными занятиями и циклами занятий;

  • использование специальных упражнений для активного отдыха и расслабления, переключений с одного упражнения на другое;

  • «компенсаторное» плавание - упражнения, выполняемые с невысо­кой интенсивностью в конце тренировочного занятия, между трени­ровочными сериями или соревновательными стартами продолжи­тельностью от 1 до 15 мин;

  • тренировочные занятия с малыми по величине нагрузками (они ин­тенсифицируют процессы восстановления после тренировок с боль­шими нагрузками иной направленности);

  • рациональная динамика нагрузки в различных структурных образованиях;

  • планирование нагрузки с учетом возможностей спортсменов;

  • рациональная организация режима дня.

В течение всего периода реализации программы с учетом развития адаптационных процессов

Психологические



  • аутогенная и психорегулирующая тренировка;

  • средства внушения (внушенный сон-отдых);

  • гипнотическое внушение;

  • приемы мышечной релаксации, специальные дыхательные упраж­нения, музыка для релаксации;

  • интересный и разнообразный досуг;

  • условия для быта и отдыха, благоприятный психологический микроклимат.




В течение всего периода реализации программы с учетом психического состояния спортсмена

Медико-биологические



  1. рациональное питание:

  • сбалансировано по энергетической ценности;

  • сбалансировано по составу (белки, жиры, углеводы, микроэле­менты, витамины);

  • соответствует характеру, величине и направленности трениро­вочных и соревновательных нагрузок;

  • соответствует климатическим и погодным условиям.

  1. физиотерапевтические методы:

  • массаж (общий, сегментарный, точечный, вибро- и гидромассаж);

  • гидропроцедуры (различные виды душей и ванн);

  • аппаратная физиотерапия;

  • бани




В течение всего периода реализации программы



Планы антидопинговых мероприятий.

В рамках реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним в училище олимпийского резерва разработан план антидопинговых мероприятий (Таблица14). Основная цель реализации плана – предотвращение допинга и борьба с ним в среде спортсменов, предотвращение использования спортсменами запрещенных в спорте субстанций и методов. Спортсмен обязан знать нормативные документы:

  • Международный стандарт ВАДА по тестированию;

  • Международный стандарт ВАДА «Запрещенный список»;

  • Международный стандарт ВАДА «Международный стандарт по терапевтическому использованию».

Психолого-педагогическая составляющая плана антидопинговых мероприятий направлена на решение таких задач:

  • Формирование ценностно-мотивационной сферы, в которой допинг как заведомо нечестный способ спортивной победы будет неприемлем.

  • Опровержение стереотипного мнения о повсеместностном распространении допинга в большом спорте и невозможности достижения выдающихся результатов без него, а также о том, что допинг способен заменить тренировочный процесс.

  • Раскрытие перед занимающимися спортом молодыми людьми тех возможностей для роста результатов, которые дают обычные тренировочные средства, а также психологическая подготовка (развитие стрессоустойчивости, волевых качеств).

  • Формирование у профессионально занимающихся спортом молодых людей более широкого взгляда на жизненные и, в частности, профессиональные перспективы, где спорт будет не самоцелью, а лишь одной из ступенек на пути к достижению жизненных успехов.

  • Воспитание ответственности, привычки самостоятельно принимать решения и прогнозировать их возможные последствия, избегание перекладывания ответственности на третьих лиц.

  • Пропаганда принципов фейр-плей, отношения к спорту как к площадке для честной конкуренции и воспитания личностных качеств.

  • Повышение в глазах молодежи ценности здоровья и пропаганда отношения к спорту как к способу его достижения, а не как к площадке для самоутверждения, где нужно побеждать любой ценой.


Таблица 14 – Примерный план антидопинговых мероприятий

№ п/п

Содержание мероприятия

Форма проведения

Сроки реализации мероприятий

1

Информирование спортсменов о запрещённых веществах

Лекции, беседы, индивидуальные консультации

Устанавливаются в соответствии с графиком

2

Ознакомление с порядком проведения допинг-контроля и антидопинговыми правилами

3

Ознакомление с правами и обязанностями спортсмена

4

Повышение осведомлённости спортсменов об опасности допинга для здоровья

5

Контроль знаний антидопинговых правил

Опросы и тестирование

6

Участие в образовательных семинарах

Семинары

7

Формирование критического отношения к допингу

Тренинговые программы



Учет информирования спортсменов с антидопинговыми правилами ведётся в журнале регистрации инструктажа по антидопинговым правилам.

Планы инструкторской и судейской практики.

На этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства спортсмены привлекаются в качестве помощников тренеров для проведения тренировочных занятий и судейства спортивных соревнований (Таблица 15).

Таблица 15 – Примерный план инструкторской и судейской практики

№ п/п

Задачи

Виды практических заданий

Сроки реализации



  • Освоение методики проведения тренировочных занятий по избранному виду спорта с начинающими спортсменами

  • Выполнение необходимых требований для присвоения звания инструктора

-Самостоятельное проведение подготовительной части тренировочного занятия.

-Самостоятельное проведение занятий по физической подготовке.

-Обучение основным техническим элементам и приемам.

-Составление комплексов упражнений для развития физических качеств.

-Подбор упражнений для совершенствования техники.

-Ведение дневника самоконтроля тренировочных занятий.

Устанавливаются в соответствии с графиком и спецификой этапа спортивной подготовки

2

Освоение методики проведения спортивно-массовых мероприятий в физкультурно-спортивной организации или образовательном учреждении

-Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий под руководством тренера.

3

Выполнение необходимых требований для присвоения звания судьи по спорту

-Судейство соревнований в физкультурно-спортивных организациях


Организация и проведение врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля.

Врачебный и педагогический контроль - необходимое условие управления процессом подготовки спортсмена. В соответствии с задачами этапного, текущего и оперативного контроля определяется состав средств и методов педагогического и врачебного контроля.