Файл: Рабочая программа по окружающему миру 2022 2023 учебный год Начальное общее образование 4 класс Количество часов 67.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Предметные результаты
Обучающийся научится:
-
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов; -
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; -
находить на карте страны — соседи России и их столицы; -
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире; -
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе; -
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; -
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества; -
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; -
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе; -
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; -
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов; -
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе; -
приводить примеры растений и животных из Красной книги России; -
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе; -
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека; -
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; -
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; -
вырабатывать правильную осанку; -
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней; -
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила; -
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа; -
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям; -
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её; -
соблюдать правила безопасного поведения в природе; -
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правилу экологической безопасности в повседневной жизни; -
раскрывать роль экономики в нашей жизни; -
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; -
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними; -
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран; -
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны; -
понимать, как ведётся хозяйство семьи; -
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника
-
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами; -
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
-
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; -
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); -
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; -
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
—: планировать свои действия в течение урока;
-
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам; -
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем; -
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; -
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил; -
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
-
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации; -
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной); -
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач; -
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; -
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков; -
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; -
сравнивать объекты по различным признакам; -
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.; -
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами; -
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; -
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.; -
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-
включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками; -
формулировать ответы на вопросы; -
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; -
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; -
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении; -
признавать свои ошибки, озвучивать их; -
употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; -
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; -
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); -
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых; -
составлять рассказ на заданную тему; -
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -
продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов всех его участников.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
-
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру; -
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России; -
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентации на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы; -
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами; -
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств; -
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде; -
внутренняя позиция на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме; -
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры; -
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в её многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики
-
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности; -
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
-
человек — часть природы и общества; -
что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы; -
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе; -
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы; -
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); -
взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе); -
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме; -
правила гигиены; основы здорового образа жизни; -
правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств); -
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности; -
потребности людей; товары и услуги; -
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета; -
некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
-
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; -
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; -
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; -
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств); -
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы; -
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; -
владеть элементарными приемами чтения карты; -
приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по окружающему миру
Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.