Файл: Лекция Технологии предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы работы с неуспевающими

1. С неуспевающими, принадлежащими к первому типу, необходимо проводить работу, направлен­ную на перестройку тех особенностей мысли­тельной деятельности, которые тормозят успеш­ное обучение (неспособность к обобщению, не­доразвитие словесно-логического мышления):

а) практиковать задачи и упражнения, требующие
перехода мысли от отвлеченного плана к кон­кретному, и наоборот;

б) упражнения по развитию логической структу­ры доказательств, по выработке умозаключений;

в) упражнения, требующие сопоставительного анализа;

г) занятия более простыми видами деятельности с целью создания положительного отношения к учению, а затем вовлечения в активную мыслительную работу;

д) активизация помощи взрослого;

е) определенное место отводить легким заданиям, которые заведомо могут быть решены самосто­ятельно;

ж) правильный выбор форм учебной работы с уче­том индивидуальных особенностей.

2. С неуспевающими, принадлежащими ко второму типу:

а) привитие интереса к учению;

б) установление правильных отношений между учащимися и педагогами;

в) создание благоприятного психологического климата в классе.

3. С неуспевающими, принадлежащими к третьему типу, требуется работа одновременно во всех направлениях.

Кроме рассмотренных типов неуспеваемости вы­деляют еще тех, у кого не сформированы приемы учеб­ной деятельности, и тех, кто не умеет использовать свои индивидуально-психологические особенности.

О тех, у кого не сформированы приемы учебной деятельности, говорят, что они не умеют учиться, то есть у них не сформированы общеучебные умения, которые мы уже рассматривали. Они используют в своей учебной деятельности малоэффективные спосо­бы учебной работы, например:

- заучивание без предварительной логической обработки материала;

-выполнение задач и упражнений без изучения
правила;

- неумение контролировать себя;

-усвоение внешней формы учебных приемов (например, анализ текста по абзацам, а не по смыслу);

- отсутствие устойчивых способов работы, преоб­ладание метода проб и ошибок.

Причинами этого могут быть относительная лег­кость учебного труда в начальной школе, где срабаты­вают и малоэффективные способы, а потом они закрепляются, а также отсутствие контроля со стороны учителя за этой сферой.


Для того чтобы устранить эти недостатки, необходимо провести предварительно диагностику того, в чем конкретно проявляются недостатки учебной деятельности, какие общеучебные умения не сформировны. Для этого необходимо:

а) наблюдать за учеником на уроках;

б) побеседовать с ним о том, как он выполняет за­дания;

в) найти недостатки, пробелы в общеучебных уме­ниях и выработать стратегию по их устранению;

г) побеседовать с родителями, обучить их работе с ребенком.

Затем можно приступать к работе с ребенком, можно использовать следующие способы работы:

1) обучать рациональным приемам смысловой об­работки материала вместо механического заучи­вания. При этом необходимо помнить, что рабо­та это длительная и постепенная;

2) просить учителя давать задания, требующие но­вых приемов;

3) дать план контроля и научить им пользоваться;

4) учить анализировать задание и определять спо­собы его выполнения;

5) развивать мыслительные операции, давая зада­ния на анализ, обобщение, классификацию.

С теми, кто не умеет использовать свои индивидуаль­но-типологические особенности, необходимо проводить работу по объяснению этих особенностей, а также пока­зывать, как их использовать в своей учебной работе.

Также неуспевающим всех типов можно предла­гать к каждой теме перечень знаний и умений, чтобы сами ученики отмечали, что они уже знают и умеют, а что нет.

При этом надо помнить о возрастных особенно­стях школьников. Успехи или неуспехи в учебной де­ятельности часто опосредованы возрастными особенностями, отношениями ребенка с одноклассниками, его положением в классе. Напомним ряд возрастных осо­бенностей, которые могут влиять на успеваемость.

Младшие школьники:

1) готовность или не готовность ребенка к школе;

2) особенности внимания;

3) преобладание практического мышления;

4) наличие познавательных интересов (или их от­сутствие) ;

5) мотивация достижения успеха;

6) ведущий вид деятельности — учеба или еще игра.

Подростки:

1) снижение интереса к учебе и преобладание об­щения со сверстниками как мотива посещения школы;

2) развитие мышления, прежде всего логического, абстрактного;

3) развитие (или отсутствие) общеучебных уме­ний;

4) чувство взрослости;

5) развитие самосознания;


6) равнение на сверстника;

7) интерес к противоположному полу;

8) стремление занять свое место в группе, быть
принятым и признанным;

9) половое созревание и, как следствие, повышен­ная эмоциональность, ранимость;

10) интерес к своей внешности;

11) эгоцентризм.

Старшеклассники:

1) направленность на будущую профессию, обуче­ние в вузе;

2) мотивация самоутверждения, саморазвития;

3) отношение к учебе как средству достижения бу­дущих целей;

4) философствование, когнитивная демонстративность;

5) поиск смысла жизни;

6) полоролевая идентификация;

7) становление образа «Я»;

8) самопознание;

9) максимализм, негативизм, релятивизм;

10)становление чувства индивидуальности;

11) самостоятельность;

12)усиление чувства взрослости;

13) развитие творческих способностей.

Все эти и многие другие возрастные особенности проявляются у большинства школьников, однако неуспевающие первого типа часто отстают в развитии когнитивных особенностей, а неуспевающие второго типа второго подтипа в развитии личностных особенностей. А вот неуспевающие третьего типа отста­ют не только в учебе, но часто и в возрастном плане от своих сверстников. И если учителя не часто задумываются над этими вопросами, то школьный психо­лог, разъясняя учителям причины неуспеваемости того или иного ученика, должен одновременно вести рабо­ту по диагностике и коррекции развития ребенка вообще, а не только в плане учебной деятельности, по­скольку одно от другого неотделимо.