Файл: Лекция Технологии предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методы работы с неуспевающими
1. С неуспевающими, принадлежащими к первому типу, необходимо проводить работу, направленную на перестройку тех особенностей мыслительной деятельности, которые тормозят успешное обучение (неспособность к обобщению, недоразвитие словесно-логического мышления):
а) практиковать задачи и упражнения, требующие
перехода мысли от отвлеченного плана к конкретному, и наоборот;
б) упражнения по развитию логической структуры доказательств, по выработке умозаключений;
в) упражнения, требующие сопоставительного анализа;
г) занятия более простыми видами деятельности с целью создания положительного отношения к учению, а затем вовлечения в активную мыслительную работу;
д) активизация помощи взрослого;
е) определенное место отводить легким заданиям, которые заведомо могут быть решены самостоятельно;
ж) правильный выбор форм учебной работы с учетом индивидуальных особенностей.
2. С неуспевающими, принадлежащими ко второму типу:
а) привитие интереса к учению;
б) установление правильных отношений между учащимися и педагогами;
в) создание благоприятного психологического климата в классе.
3. С неуспевающими, принадлежащими к третьему типу, требуется работа одновременно во всех направлениях.
Кроме рассмотренных типов неуспеваемости выделяют еще тех, у кого не сформированы приемы учебной деятельности, и тех, кто не умеет использовать свои индивидуально-психологические особенности.
О тех, у кого не сформированы приемы учебной деятельности, говорят, что они не умеют учиться, то есть у них не сформированы общеучебные умения, которые мы уже рассматривали. Они используют в своей учебной деятельности малоэффективные способы учебной работы, например:
- заучивание без предварительной логической обработки материала;
-выполнение задач и упражнений без изучения
правила;
- неумение контролировать себя;
-усвоение внешней формы учебных приемов (например, анализ текста по абзацам, а не по смыслу);
- отсутствие устойчивых способов работы, преобладание метода проб и ошибок.
Причинами этого могут быть относительная легкость учебного труда в начальной школе, где срабатывают и малоэффективные способы, а потом они закрепляются, а также отсутствие контроля со стороны учителя за этой сферой.
Для того чтобы устранить эти недостатки, необходимо провести предварительно диагностику того, в чем конкретно проявляются недостатки учебной деятельности, какие общеучебные умения не сформировны. Для этого необходимо:
а) наблюдать за учеником на уроках;
б) побеседовать с ним о том, как он выполняет задания;
в) найти недостатки, пробелы в общеучебных умениях и выработать стратегию по их устранению;
г) побеседовать с родителями, обучить их работе с ребенком.
Затем можно приступать к работе с ребенком, можно использовать следующие способы работы:
1) обучать рациональным приемам смысловой обработки материала вместо механического заучивания. При этом необходимо помнить, что работа это длительная и постепенная;
2) просить учителя давать задания, требующие новых приемов;
3) дать план контроля и научить им пользоваться;
4) учить анализировать задание и определять способы его выполнения;
5) развивать мыслительные операции, давая задания на анализ, обобщение, классификацию.
С теми, кто не умеет использовать свои индивидуально-типологические особенности, необходимо проводить работу по объяснению этих особенностей, а также показывать, как их использовать в своей учебной работе.
Также неуспевающим всех типов можно предлагать к каждой теме перечень знаний и умений, чтобы сами ученики отмечали, что они уже знают и умеют, а что нет.
При этом надо помнить о возрастных особенностях школьников. Успехи или неуспехи в учебной деятельности часто опосредованы возрастными особенностями, отношениями ребенка с одноклассниками, его положением в классе. Напомним ряд возрастных особенностей, которые могут влиять на успеваемость.
Младшие школьники:
1) готовность или не готовность ребенка к школе;
2) особенности внимания;
3) преобладание практического мышления;
4) наличие познавательных интересов (или их отсутствие) ;
5) мотивация достижения успеха;
6) ведущий вид деятельности — учеба или еще игра.
Подростки:
1) снижение интереса к учебе и преобладание общения со сверстниками как мотива посещения школы;
2) развитие мышления, прежде всего логического, абстрактного;
3) развитие (или отсутствие) общеучебных умений;
4) чувство взрослости;
5) развитие самосознания;
6) равнение на сверстника;
7) интерес к противоположному полу;
8) стремление занять свое место в группе, быть
принятым и признанным;
9) половое созревание и, как следствие, повышенная эмоциональность, ранимость;
10) интерес к своей внешности;
11) эгоцентризм.
Старшеклассники:
1) направленность на будущую профессию, обучение в вузе;
2) мотивация самоутверждения, саморазвития;
3) отношение к учебе как средству достижения будущих целей;
4) философствование, когнитивная демонстративность;
5) поиск смысла жизни;
6) полоролевая идентификация;
7) становление образа «Я»;
8) самопознание;
9) максимализм, негативизм, релятивизм;
10)становление чувства индивидуальности;
11) самостоятельность;
12)усиление чувства взрослости;
13) развитие творческих способностей.
Все эти и многие другие возрастные особенности проявляются у большинства школьников, однако неуспевающие первого типа часто отстают в развитии когнитивных особенностей, а неуспевающие второго типа второго подтипа — в развитии личностных особенностей. А вот неуспевающие третьего типа отстают не только в учебе, но часто и в возрастном плане от своих сверстников. И если учителя не часто задумываются над этими вопросами, то школьный психолог, разъясняя учителям причины неуспеваемости того или иного ученика, должен одновременно вести работу по диагностике и коррекции развития ребенка вообще, а не только в плане учебной деятельности, поскольку одно от другого неотделимо.