Файл: Практическая экология для младших школьников методические материалы для учителя по курсу внеурочной деятельности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 462
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Е. В. Григорьева, Н. Н. Титаренко, С. М. Овчинников
Серия «ЭКОЛОГИЯ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР И ЧЕЛОВЕК»
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ
ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
1 КЛАСС
АНО ДПО Инновационный центр «РОСТ»
ООО «ЮжУралИнформ»
Челябинск 2021
УДК 577.4(07)
ББК 74.261.73
Г 83
Присвоен гриф Учебно-методического объединения
в сфере общего образования Челябинской области
В серии «Экология, окружающий мир и человек» создан учебно-методический комплект «Практическая экология для младших школьников» для обучающихся первых классов начального общего образования, являющийся неотъемлемой частью регионального экологического проекта «Экологическое просвещение младших школьников Челябинской области как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природно-социальной среде и здоровью». Учебно-методический комплект издается по инициативе Министерства экологии Челябинской области и при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области.
Авторы: | ||
Григорьева Е.В. — | кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, естествознания и методик обучения математике и естествознанию факультета подготовки учителей начальных классов ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»; | |
Титаренко Н.Н. — | кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, естествознания и методик обучения математике и естествознанию факультета подготовки учителей начальных классов ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»; | |
Овчинников С. М. — | кандидат биологических наук, доцент кафедры геоэкологии и природопользования факультета экологии ФГБОУ ВО «ЧелГУ» | |
Рецензенты:
Сибиркина А. Р. – доктор биологических наук, профессор кафедры геоэкологии и природопользования, декан факультета экологии ФГБОУ ВО «ЧелГУ»;
Трофимова Л. В. – кандидат биологических наук, доцент кафедры геоэкологии и природопользования факультета экологии ФГБОУ ВО «ЧелГУ»
Григорьева Е. В. Методические материалы для учителя по курсу внеурочной деятельности социальной направленности «Практическая экология для младших школьников», 1-й класс / Е. В. Григорьева, Н. Н. Титаренко, С. М. Овчинников; под редакцией С. Ф. Лихачёва, доктора биологических наук, профессора. — Челябинск: АНО ДПО Инновационный центр «РОСТ», 2021. — 72 с.
В методических материалах для учителя представлено тематическое планирование курса внеурочной деятельности социальной направленности «Практическая экология для младших школьников». Курс 1-го класса рассчитан на 33 часа в год. Из них 22 занятия размещены в учебном пособии «Практическая экология для младших школьников» и 11 занятий-праздников по ознакомлению с некоторыми датами международного экологического календаря описаны в данных методических материалах. Занятия распределены и методически структурированы по четырём разделам: «Мир природы», «Осенние события в мире природы», «Зимние события в мире природы», «Весенние события в мире природы».
Методические материалы помогут учителю организовать внеурочные занятия, включая младших школьников в практическую деятельность через наблюдения в природной среде своей местности, выполнение простейших опытов с целью обнаружения взаимосвязей в природе для бережного отношения к ней.
Использование данных методических материалов позволит учителю в процессе внеурочной деятельности применить практические методы и приёмы обучения для формирования экологической грамотности первоклассников, развития личностных, предметных и метапредметных универсальных учебных действий обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
УДК 577.4(07)
ББК 74.261.73
Г 83
© авторы-составители, 2021
© оформление обложки: Глазырина Т. И., 2021
© АНО ДПО «Инновационный центр “РОСТ”», 2021
© Министерство экологии Челябинской области, 2021
ISBN 978-5-8093-0066-7 © ООО «ЮжУралИнформ», 2021
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | № стр. |
1. | Введение | 4 |
2. | Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Практическая экология для младших школьников» | 5 |
3. | Как организовать внеурочные занятия в первом классе | 9 |
4. | Методические рекомендации к занятиям раздела «МИР ПРИРОДЫ» | |
| Занятие 1. Зачем изучать изменения в природе родного края | 12 |
| Экологический календарь: для чего он нужен? Сценарий праздника | 13 |
5. | Методические рекомендации к занятиям раздела «ОСЕННИЕ СОБЫТИЯ В МИРЕ ПРИРОДЫ» | |
| Экологический календарь: 27 сентября - Всемирный день туризма. Сценарий праздника | 16 |
| Экологический календарь: 1 октября - Международные дни наблюдения птиц. Сценарий праздника | 19 |
| Занятие 2. Какими бывают облака и дожди осенью | 22 |
| Экологический календарь: 4 октября - Всемирный день защиты животных. Сценарий праздника | 24 |
| Занятие 3. Почему осенью листья разноцветные | 27 |
| Занятие 4. Зачем березы листья сбрасывают | 28 |
| Экологический календарь: 26 октября - Международный день без бумаги. Сценарий праздника | 29 |
| Занятие 5. Что сирень в почках заготовила | 30 |
| Занятие 6. Что божьи коровки осенью делают | 31 |
| Экологический календарь: 12 ноября - Синичкин день. Сценарий праздника | 32 |
| Занятие 7. Почему утки улетели | 35 |
6. | Методические рекомендации к занятиям раздела «ЗИМНИЕ СОБЫТИЯ В МИРЕ ПРИРОДЫ» | |
| Занятие 8. Про снежинки и снежную крупу | 36 |
| Занятие 9. Почему сосна хвоинки не сбросила | 39 |
| Занятие 10. Что берёза на снег разбросала | 40 |
| Занятие 11. Можно ли зимой «разбудить» дерево | 41 |
| Занятие 12. Где зимуют лягушки | 42 |
| Занятие 13. Почему карасю холод не страшен | 44 |
| Занятие 14. Как сороки зимуют | 44 |
| Занятие 15. Чьи следы на снегу | 45 |
| Занятие 16. Почему зимой ежа не встретишь | 46 |
| Занятие 17. Как синичка зиму провожает | 47 |
7. | Методические рекомендации к занятиям раздела «ВЕСЕННИЕ СОБЫТИЯ В МИРЕ ПРИРОДЫ» | |
| Экологический календарь: 14 марта - Международный день рек. Сценарий праздника | 48 |
| Занятие 18. Как узнать о приходе весны | 50 |
| Экологический календарь: 20 марта - День Земли. Сценарий праздника | 51 |
| Занятие 19. Чья жизнь была под снегом | 54 |
| Занятие 20. Какие превращения ждут бабочку | 56 |
| Занятие 21. Откуда прилетели ласточки | 58 |
| Экологический календарь: 1 апреля - Международный день птиц. Сценарий праздника | 59 |
| Занятие 22. Из чего птицы гнезда строят | 62 |
| Экологический календарь: 13 мая - Всероссийский день посадки леса. Сценарий праздника | 63 |
8. | Список литературы | 65 |
9. | Приложение 1. Как наблюдать за птицами в природе | 66 |
10. | Приложение 2. Экологический календарь | 67 |
Введение
Главной задачей курса практической экологии для младших школьников является привитие ребятам чувства восхищения природой ближайшего окружения через умение её наблюдать и познавать. В структурирование содержания внеурочной деятельности в первом классе положены краеведческий и сезонный принципы обучения. Изучение природы родного края ведется согласно правилу «от неживого – к живому».
Программа внеурочного курса социальной направленности для 1 класса рассчитана на 33 часа в год. Из них 22 занятия размещены в учебном пособии «Практическая экология для младших школьников» и 11 занятий-праздников по ознакомлению с некоторыми датами международного экологического календаря описаны в методических рекомендациях для учителя. Занятия распределены по четырём разделам: «Мир природы», «Осенние события в мире природы», «Зимние события в мире природы», «Весенние события в мире природы» – и проводятся один раз в неделю.
Учебный материал разделов разбит на темы, логически связанные между собой. Название каждой темы сформулировано в форме проблемного вопроса, на который дети должны ответить в конце занятия. В первом классе главная цель занятий по практической экологии – познакомить детей с отдельными представителями растительного и животного мира Челябинской области, их приспособленностью к условиям обитания в различные сезоны года. Учитель должен постараться вместе с обучаемыми найти взаимосвязи между живой и неживой природой нашего края.
Текстовый материал занятия содержит краткую теорию, задания и опыты для самостоятельной работы, которые могут выполняться индивидуально или в парах. В каждое практическое задание мы включили продуктивные действия: изобразить увиденное в природе или наклеить сделанные фотографии; зафиксировать или прокомментировать свои личные наблюдения и ощущения. Есть задания, в которых требуется вырезать и наклеить рисунки из приложения к учебному пособию.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Практическая экология для младших школьников»
Курс внеурочной деятельности для 1 класса рассчитан на 33 часа в год. В таблице 1 мы поместили тематическое планирование 22 занятий по практической экологии из учебного пособия и 11 занятий-праздников по ознакомлению с некоторыми датами международного экологического календаря. В таблице 1 указаны темы занятий, содержание формируемых понятий, задания для наблюдений и размышлений, оборудование и ресурсы для опытов. В первой графе таблицы учитель может указать даты занятий. Обратите внимание, что темы 11 дополнительных занятий-праздников указаны без уточнений.
Таблица 1
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Практическая экология для младших школьников»
Дата | Тема | Содержание | Задания для наблюдений и размышлений | Оборудование и ресурсы для опыта | |
| Занятие 1. Зачем изучать изменения в природе родного края | Планета Земля, Челябинская область, природа, природные явления, экология | 1. Оглянись вокруг и найди объект, за которым тебе хочется наблюдать. 2. Сфотографируй его. 3. Через несколько часов, когда закончатся занятия в школе, опять понаблюдай за выбранным объектом. 4. Старайся каждый день наблюдать за выбранным объектом, чтобы сделать важные выводы, а может быть, и интересные открытия | Два прозрачных пластиковых стакана, ёмкость с пресной водой, чайная ложка, соль, морозильная камера | |
| Экологический календарь: для чего он нужен? | ||||
Раздел «ОСЕННИЕ СОБЫТИЯ В МИРЕ ПРИРОДЫ» | |||||
| Экологический календарь: 27 сентября – Всемирный день туризма | ||||
| Экологический календарь: 1 октября – Международные дни наблюдения птиц | ||||
| Занятие 2. Какими бывают облака и дожди осенью | Воздух, пар, кристаллы льда, облака перистые, кучевые, слоистые; дождь | 1. Полюбуйся облаками на небе. 2. Если облака напоминают кучу – это кучевые облака. 3. Если похожи на перо – это перистые облака. 4. Если растянулись по небу слоями – это слоистые облака. 5. Сделай фото- и видеосъёмки | Вата, прозрачный пластиковый стакан с водой, пипетка, пластиковая тарелка | |
| Экологический календарь: 4 октября – Всемирный день защиты животных | ||||
| Занятие 3. Почему осенью листья разноцветные | Солнечный свет, дерево, кустарник, лист: черешок, листовая пластина; пигменты | 1. У каких растений изменился цвет листьев? 2. Какого цвета листья у берёзы, клёна, рябины, сирени? 3. Какие деревья и кустарники уже сбросили листья? 4. Собери по три листа берёзы, клёна, рябины, сирени. 5. Сделай фото- и видеосъёмки | Лист белого картона, тарелочка с водой, бумажная салфетка, листья берёзы, рябины и клёна | |
| Занятие 4. Зачем берёзы листья сбрасывают | Берёза, листопад, причины листопада | 1. Как изменились листья берёзы осенью? 2. Листья каких деревьев крупнее, чем у берёзы? 3. На взрослых (больших) или молодых (маленьких) берёзах осталось меньше листьев? 4. Собери по три листа берёзы и любых других деревьев. 5. Сделай фото- и видеосъёмки | 4 куска ваты, дерево берёза с низко расположенными ветвями (с учётом возможности ребят укладывать на ветви вату), стакан с водой | |
| Экологический календарь: 26 октября – Международный день без бумаги | ||||
| Занятие 5. Что сирень в почках заготовила | Окраска листьев сирени осенью. Листовая и цветочная почки, почечные чешуйки | 1. Чем отличается куст сирени от других кустарников? 2. Как располагаются почки на ветке сирени? 3. Найди растения, у которых почки крупнее, чем у сирени. 4. Сделай фото- и видеосъёмки | | |
| Учимся разделять мусор | ||||
| Занятие 6. Что божьи коровки осенью делают | Насекомое божья коровка. Питание, особенности поведения в холодное время года | 1. Как выглядят божьи коровки? 2. Где живут? 3. Как они передвигаются? 4. Сделай фото- и видеосъёмки | | |
| Экологический календарь: 12 ноября – Синичкин день | ||||
| Занятие 7. Почему утки улетели | Отличия окраски самца и самки утки-кряквы; их приспособ-ленность к водной среде; особенности добывания корма; утки перелётные и оседлые | 1. Какие водоплавающие птицы обитают в вашей местности? 2. Чем они питаются? 3. Почему перья уток не намокают? 4. Сделай фото- и видеосъёмки | | |
Раздел «ЗИМНИЕ СОБЫТИЯ В МИРЕ ПРИРОДЫ» | |||||
| Занятие 8. Про снежинки и снежную крупу | Строение и образование снежинок, снежная крупа, метель, вьюга, наст, сугробы | 1. Рассмотри снег, который выпал на землю. 2. Наблюдай, что происходит, когда ты идёшь по снегу. 3. Что происходит, когда попробуешь из снега слепить снежок. 4. Поймай и рассмотри снежинку на листе тёмного картона. 5. Сделай фото- и видеосъёмки | 10 мелких кусков ваты, 10 зёрен белого круглого риса, лист тёмного картона | |
| Занятие 9. Почему сосна хвоинки не сбросила | Особенности расположения хвоинок сосны. Отличие хвои сосны от листьев берёзы. Значение воскового налёта, покрывающего хвою, в зимний период | 1. Сравни внешний вид разных хвойных деревьев. 2. Собери по шесть свежих и опавших хвоинок сосны и ели. 3. Собери шесть сохранившихся листьев деревьев. 4. Сделай фото- и видеосъёмки | 1 бумажная салфетка, кусочек пергаментной бумаги, стакан с водой, хвоинки сосны, листья берёзы (или другого дерева) | |
| Занятие 10. Что берёза на снег разбросала | Зимние силуэты лиственных деревьев – берёзы, осины, тополя. Распространение плодов и семян берёзы | 1. Рассмотри цвет ствола у берёзы, осины и тополя зимой. Чем они отличаются? 2. Рассмотри плоды берёзы (серёжки) и семена на снегу. 3. Есть ли серёжки на молодых берёзках? 4. Сделай фото- и видеосъёмки | 1 белый лист бумаги, 10 семян или контуров семян берёзы (из коричневой бумаги) | |
| Занятие 11. Можно ли зимой «разбудить» дерево | Зимние силуэты ивы, дуба, липы. Зимний покой деревьев и кустарников. Пробуждение лиственных деревьев, процессы питания и развития | 1. Как узнать дерево, когда на нём нет листьев? 2. Рассмотри силуэты деревьев и кустарников на пришкольном участке. 3. Какие деревья высажены в твоем дворе? 4. Сделай фото- и видеосъёмки | 2 банки с водой, срезанные живые веточки ивы (берёзы) и яблони (липы) | |
| Занятие 12. Где зимуют лягушки | Лягушка озёрная, остромордая, травяная; жаба, места обитания, особенности питания и зимовки у лягушек | 1. Измерь глубину снега на ровной местности и в её понижениях. Какой вывод можно сделать? 2. Можно ли зимой лягушку встретить? | 1 прозрачный пластиковый стакан, немного почвы и песка, листья и травинки, 150 граммов воды, морозильная камера | |
| Занятие 13. Почему карасю холод не страшен | Золотой и серебряный караси; особенности строения тела, питания и зимовки карасей | 1. Чем карась отличается от других рыб. 2. Как выглядят и располагаются чешуйки на теле карася? | | |
| Занятие 14. Как сороки зимуют | Сорока – оседлая птица, особенности строения тела, передвижения, питания и зимовки | 1. Рассмотри голову, тело, крылья и хвост сороки. 2. Как передвигается сорока по земле? Как она летает? Послушай голос сороки. 3. Чем питается сорока зимой? 4. Сделай фото- и видеосъёмки | | |
| Занятие 15. Чьи следы на снегу | Линька животных, следы зверей и птиц, особенности питания зверей в зимний период | 1. Какие звери зимой активны? 2. Чем питается зимой заяц? 3. Как зимует белка? 4. Обрати внимание, какие следы на снегу оставляют птицы и звери. 5. Сделай фото- и видеосъёмки | | |
| Занятие 16. Почему зимой ежа не встретишь | Обыкновен-ный и ушастый еж, особенности строения тела, питания и зимовки | 1. Попробуй найти пищу ежа: насекомых, червей, лягушек, ящериц. 2. Где ёж норки для зимовки делает? 3. Измерь глубину снега под деревом и на открытой местности | | |
| Занятие 17. Как синичка зиму провожает | Кочующие птицы нашей местности. Полная песня большой синицы – перелом зимы. Особенности строения тела, питания и зимовки синиц. Подкормка птиц | 1. Понаблюдай за поведением синиц. 2. Послушай пение птицы. 3. Подбери и разложи птичий корм для зимней кормушки. 4. В какое время дня синицы питаются? 5. Сделай фото- и видеосъёмки | | |
Раздел «ВЕСЕННИЕ СОБЫТИЯ В МИРЕ ПРИРОДЫ» | |||||
| Экологический календарь: 14 марта – Международный день рек | ||||
| Занятие 18. Как узнать о приходе весны | Весенние явления в природе. Модель положения Солнца над Землёй в разные времена года. Установление причинно-следственных связей между явлениями в неживой и живой природе весной | 1. Как изменилась высота солнца весной? 2. Что происходит со снегом, когда пригревает солнце? 3. Как меняется поведение птиц в ясные и пасмурные дни? 4. Сделай фото- и видеосъёмки | 1 лист белого и чёрного картона; любая поверхность, хорошо прогреваемая солнцем до 30 минут | |
| Экологический календарь: 20 марта – День Земли | ||||
| Занятие 19. Чья жизнь была под снегом | Роль снега в жизни травянистых растений. Первоцветы в Челябинской области. Особенности строения надземной и подземной частей мать-и-мачехи. Приспособлен-ность растения к условиям жизни | 1. Раскопай снег, который укрывал траву, и рассмотри находки. 2. Какие первые весенние цветы распустились? 3. По возможности выкопайте мать-и-мачеху вместе с подземной частью и принесите на занятие. 4. Сделай фото- и видеосъёмки | Выкопанное и отмытое от почвы растение мать-и-мачеха вместе с подземной частью | |
| Занятие 20. Какие превращения ждут бабочку | Причина раннего появления первых бабочек – крапивницы и лимонницы. Особенности их внешнего вида, размножения, питания и жизненного цикла | 1. Как узнать бабочек – крапивницу и лимонницу? 2. Когда весной ты их увидел впервые? 3. Какие насекомые летают или ползают вокруг растений? 4. Сделай фото- и видеосъёмки | | |
| Занятие 21. Откуда прилетели ласточки | Ласточки – перелётные птицы. Деревенская, береговая и городская ласточки; особенности строения тела, питание, перелёты, гнездование | 1. Какие насекомые появились и летают в солнечную погоду? 2. Как можно отличить ласточку от других птиц? 3. В какое время суток ласточки охотятся за насекомыми? 4. Сделай фото- и видеосъёмки | | |
| Экологический календарь: 1 апреля – Международный день птиц | ||||
| Занятие 22. Из чего птицы гнёзда строят | Птичьи гнёзда. Особенности гнёзд разных птиц; выбор материала для гнезда и места гнездования грача, синицы, жаворонка, ласточки, чайки | 1. Наблюдай особенности поведения птиц: грача, сороки, вороны, скворца, синицы, воробья, ласточки. 2. Как выглядит и из чего сделано гнездо птицы? 3. Собери веточки, сухую траву, листья, глину, из которых птицы обычно делают гнёзда. 4. Сделай фото- и видеосъёмки | Веточки, сухая трава, листья, перья и пух, из которых птицы обычно делают гнёзда; нитки хлопчатобумажные бежевых оттенков | |
| Экологический календарь: 13 мая – Всероссийский день посадки леса |