Файл: Практическая экология для младших школьников методические материалы для учителя по курсу внеурочной деятельности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 465
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конкурс 2. «Разминка».
За одну минуту надо ответить на как можно большее число вопросов.
Вопросы для первой команды
1. Как называется домашний родственник зайца? (кролик)
2. Как называется жилище медведя? (берлога)
3. Как назвать детёныша лошади? (жеребенок)
4. Кто сушит себе грибы на деревьях? (белка)
5. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
6. У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
7. Куда исчезают на зиму лягушки? (зарываются в тину или под мох)
8. Какое животное — символ хитрости и ловкости? (лиса)
Вопросы для второй команды
1. Как называется дикий родственник свиньи? (кабан)
2. Как называется жилище волка? (логово)
3. Как назвать детёныша коровы? (телёнок)
4. Как называется зверь, строящий на реках плотины? (бобёр)
5. Кем в будущем станет головастик? (лягушкой)
6. У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
8. Шкура какого хищного животного покрыта полосками? (тигра)
Конкурс 3. «Собери картинку». Каждой команде надо собрать картинку и назвать животное, которое на ней изображено, где обитает животное, как приспособилось к жизни в таких условиях (белый медведь и пингвин).
Ведущий 1. А сейчас, ребята, я предлагаю вам немного поиграть. Все вы знаете, что среди животных есть хищники и те, на кого эти хищники охотятся. Таковы законы природы: всё связано со всем и все – со всеми. В нашей игре мы также выберем ведущего – «хищника». Он будет волком, а остальные становятся зайцами. Когда звучит музыка, дети свободно бегают по залу, когда же музыка затихнет, «хищники» выходят на охоту. Пойманным считается тот, кого поймает «хищник». Затем выбирается другой ведущий – сова, остальные становятся мышами (игра с музыкальным сопровождением).
Конкурс 4. «Что это за цветок?» Угадайте, о каком цветке идет речь.
Знакома с детства каждому
Их белая рубашка.
С серёдкой ярко-жёлтою
Веселая .... (ромашка)
Головка голубая
И длинный стебелёк.
Ну, кто его не знает?
Это... (василёк)
Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонёк?
Эта алая ... (гвоздика)
Жаркий празднует денёк.
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречается с тобой,
Звонким названьем он наделён,
Посмотришь – подходит название это,
Но никогда нам не слышится звон
Из голубого лесного букета.
Это… (колокольчик)
На лугу и в поле мы его встречаем,
Лепесточки белые мы на нем считаем,
Сердцевина белая у цветка того,
Будто крошка солнышка забралась в него.
Это… (ромашка.)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
Это… (одуванчик)
Белые горошки на зелёной ножке.
Это… (ландыш)
Её называют царицей цветов
За цвет и за запах её лепестков.
Хотя куст зеленый вас ранить готов,
Но кто ж не простит ей колючих шипов?
Это… (роза)
Подведение итогов.
Ведущий 2. Ребята, я уверена, что вы любите свой дом – нашу планету. И знаете, как на Земле всё связано со всем!
Все-все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да если мы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
Занятие 19. Чья жизнь была под снегом
Прогулка в реальную природную среду
Задания для наблюдений и размышлений
1. Раскопай снег, который укрывал траву, и рассмотри находки. 2. Какие первые весенние цветы распустились? 3. По возможности выкопайте мать-и-мачеху вместе с подземной частью и принесите на занятие. 4. Сделай фото- и видеосъёмки.
Справочный материал по теме занятия
Зима – самое неблагоприятное для растений время года в нашей местности. Вода в почве замерзает и становится недоступной для растений. Возникает опасность высохнуть. Поэтому все адаптации растений к зиме направлены на снижение потерь воды.
Мы уже обсуждали, что для деревьев и кустарников главный способ борьбы с зимним высыханием – сбрасывание листвы. Хвойные пошли другим путем – в их листьях очень мало настоящей воды, преобладают незамерзающие эфирные масла, алкалоиды, сахара. Для предотвращения потерь влаги листья хвойных растений игловидные, жёсткие, защищены слоем воска.
Основной способ переживания зимы травянистыми растениями – полное отмирание надземной части или всего растения. Однако снежный покров
имеет рыхлое строение из-за формы снежинок, в пустотах между снежинками находится воздух, который отличается плохой теплопроводностью. Это значит, что снежный покров обладает отличными теплоизолирующими свойствами. Именно благодаря снежному покрову и существуют зимой в умеренном климате зелёные растения. Оказывается, есть такие растения, которые зимуют под снегом зелёными – их стебли и листья не меняют своего летнего облика. Стебли этих растений обычно невысокие, едва возвышающиеся над поверхностью почвы, листья стелются по самой земле.
В зелёном состоянии под снегом зимуют две группы растений – зимнезелёные (листья которых живут один год) и вечнозелёные (листья которых живут более одного года). К вечнозелёным растениям относятся все виды мхов, брусника, вероника лекарственная, линнея северная, клюква. Все эти растения имеют типичный для всех вечнозелёных растений набор адаптации – маленькие размеры, пробковый слой на стеблях и восковая кутикула или опушение на листьях, высокое содержание незамерзающих веществ в тканях.
Зимнезелёными называют листопадные растения, листья которых появляются весной (как у всех листопадных растений), и отмирают все вместе, но не осенью, как у всех «нормальных» растений, а весной. То есть живут листья один год, но период листопада приходится у них на весну. Таким образом, растение продлевает себе длительность фотосинтетического периода – от ранней весны, когда снег только стаял и до момента поздней осени, когда слой снега станет существенным. Обычные в наших лесах зимнезелёные растения – копытень европейский, осока волосистая, щитовник игольчатый, зеленчук жёлтый, кислица обыкновенная.
Комментарии к проведению опытов
Опыт 1. Приспособления мать-и-мачехи к раннему цветению
Цель: приобрести опыт проведения краткосрочных наблюдений для определения адаптационных особенностей мать-и-мачехи.
Оборудование и ресурсы: выкопанное и отмытое от почвы растение мать-и-мачеха вместе с подземной частью.
Методика выполнения. По возможности выкопайте растение вместе с подземной частью и принесите на занятие. Сравните с фотографиями.
Результаты и выводы: стебель растения покрыт белым пушистым налетом, защищающим растение от холода. Коричневые чешуйки на стебле – это весенние листья. Подземная часть растения – корневище, в котором с осени хранится запас пищи для раннего распускания цветов.
Занятие 20. Какие превращения ждут бабочку
Прогулка в реальную природную среду
Задания для наблюдений и размышлений
1. Как узнать бабочек – крапивницу и лимонницу? 2. Когда весной ты их увидел впервые? 3. Какие насекомые летают или ползают вокруг растений? 4. Сделай фото- и видеосъёмки.
Справочный материал по теме занятия
Метаморфоз насекомых – глубокая перестройка внутреннего и внешнего строения организма на протяжении его жизни. Бабочки – насекомые с полным превращением: яйцо, личинка (гусеница), куколка, взрослая особь (имаго).
Постараемся разобраться в экологическом смысле такого явления, как метаморфоз. Активными стадиями являются гусеницы и бабочки (взрослые особи, имаго). Гусеницы не похожи на имаго ни внешним видом, ни образом жизни. Гусеницы питаются листьями, в то время как взрослые бабочки кормятся на цветах. Оказывается, метаморфоз позволяет различным стадиям одного и того же вида избежать конкуренции между собой за пищу и за места обитания. С помощью метаморфоза один и тот же вид способен одновременно занимать несколько экологических ниш, что также повышает его шансы на выживание в условиях постоянно меняющейся окружающей среды. Выживание одной из стадий может способствовать выживанию всего вида.
С наступлением благоприятных условий для жизнедеятельности весной у бабочки-крапивницы наступает брачный период. После оплодотворения самки делают яйцекладку с обратной стороны листьев растений. По истечении двух недель из них появляются личинки, которые поначалу держатся вместе, не расползаясь. При появлении на свет длина тела гусеницы крапивницы составляет 1,2 мм. По мере дальнейшего роста насекомое 4 раза линяет и увеличивается до 3 см. На последней стадии развития гусеницы расползаются в поисках укромного места для окукливания на стеблях или под листьями. По истечении 2 недель появляется взрослая особь, которая первые несколько минут сидит неподвижно, чтобы обсохли крылья. На следующие сутки насекомое уже полностью готово к выведению потомства. Сколько живёт бабочка-крапивница, зависит от наличия благоприятных условий, и этот срок может составлять до 9 месяцев. В случае засушливого жаркого лета продолжительность жизни насекомого сокращается. Бабочки крапивницы едят только жидкую пищу, а именно цветочный нектар крапивы, хмеля, конопли и других культур. Перелетая с одного растения на другое, бабочки опыляют их. На этапе развития гусеницы основной пищей являются молодые листья.
Бабочка-лимонница одна из первых среди множества других бабочек начинает порхать весной. Только начало пригревать весеннее солнце, как бабочка уже раскрывает свои крылья над первыми цветами. Лимонницей бабочку прозвали за ярко жёлтый окрас крыльев. На каждом крыле у неё есть оранжевое пятнышко, а сами крылья имеют необычную заострённую форму. Размах крыльев у лимонницы может достигать 60 мм. Но не у всех бабочек этого вида крылья ярко-жёлтые. Жёлтые крылья только у самцов. У самок бабочек-лимонниц крылья светло зелёного цвета.
Лимонница считается бабочкой-долгожителем. Она может прожить почти 13 месяцев, но большую часть времени проживёт в спячке. По сравнению с другими бабочками она даже может зимовать, спрятавшись от холода в сухих листьях или под корой деревьев. Размножаться бабочки начинают весной. Яйца самка откладывает на дерево крушины. Из яиц появляются гусеницы. Затем она превращается в куколку. Бабочка появляется из куколки в июне и летает до осенних заморозков.
Лимонница непривередлива при выборе цветов, из которых она добывает нектар. Ее устраивает сладкий сок самых разных растений. Именно поэтому лимонница так распространена. В отличие от бабочек, которые могут питаться нектаром только одного вида цветов, лимонница научилась приспосабливаться к самым разным условиям. Многие другие бабочки вымерли из-за того, что исчезли цветы, которыми они питались.
Необычная форма крыльев и цвет бабочки-лимонницы – это превосходная маскировка от врага. В сложенном виде бабочка похожа на осенний лист. Таким образом, осенью, когда лимонница впадет в спячку, она прекрасно спрячется в листве.
Занятие 21. Откуда прилетели ласточки
Прогулка в реальную природную среду
Задания для наблюдений и размышлений
1. Какие насекомые появились и летают в солнечную погоду? 2. Как можно отличить ласточку от других птиц? 3. В какое время суток ласточки охотятся за насекомыми? 4. Сделай фото- и видеосъёмки.
Справочный материал по теме занятия
Миграции птиц – приспособление к сезонным изменениям климата и зависимых от них факторов, в основном – доступность корма. Птицы могут мигрировать благодаря способности к полёту, что недоступно большинству других видов наземных животных. Интересно, что многие виды птиц отказываются от перелёта при наличии достаточного количества корма.
Миграция птиц помогает распространяться другим видам, тесно связанным с перемещающейся птицей. Например, вместе с птицами в перелёт отправляются такие наружные паразиты, как клещи и вши, которые в свою очередь могут переносить микроорганизмы, в том числе – возбудителей человеческих заболеваний. Значительное внимание миграционные птицы привлекли в связи с распространением птичьего гриппа. Кроме того, миграционные птицы могут играть роль в распространении семян или спор растений и планктона. Это явление называют зоохорией.