Файл: Практическая экология для младших школьников методические материалы для учителя по курсу внеурочной деятельности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 464
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету! (Я. Аким)
Ведущий 2. Ребята, вы узнали о некоторых датах важного календаря. Я уверена, что на занятиях по практической экологии вы узнаете гораздо больше и, самое главное, будете понимать законы природы.
Методические рекомендации к занятиям раздела
«ОСЕННИЕ СОБЫТИЯ В МИРЕ ПРИРОДЫ»
Экологический календарь: 27 сентября – Всемирный день туризма
Сценарий праздника
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Ежегодно 27 сентября отмечается Всемирный день туризма. Туризм — это один из самых распространённых видов активного здорового отдыха. Праздник отмечается во многих странах мира вот уже более 20 лет. В этот день проходят слёты туристов, праздничные мероприятия и фестивали, посвящённые туризму и туристам, и всегда этот праздник отмечают шумно и весело. День туриста посвящается каждому, кто хоть раз в жизни путешествовал и жил в единении с природой.
Ведущий. А для начала, поиграем.
Что в поход с собой возьмём,
Если мы туда пойдём?
Очень быстро отвечайте,
Но смотрите, не зевайте!
Называю я предмет,
Он подходит или нет?
Если «да» – в ладоши хлопни,
Если «нет» – ногою топни,
Только сильно не пыли.
Все понятно? раз, два, три…
Котелок, утюг, расчёска,
Пылесос, верёвка, соска.
Вездеход, бинокль, духи,
Две засушенных блохи,
Носовой платок, подушка,
Ласты, мяч, коньки и клюшка,
Молоток, кусачки, нож,
Ну, а соль с собой возьмёшь?
Спички, гвозди, шоколад –
Вот и собран наш отряд.
Формирование двух команд по 10–15 человек, выборы капитанов, определение названий команд.
1 конкурс. «Виды туризма»
Ведущий. В зависимости от цели путешествия и средств передвижения существуют различные виды туризма. А какие вы знаете?
Команды по очереди называют известные им виды туризма: водный, горный, пешеходный, вело-, мото-, автотуризм, конный, парусный.
2 конкурс – конкурс капитанов. «Ориентирование» (на усмотрение учителя)
Ведущий. Чтобы не сбиться с пути, не заблудиться, турист должен уметь хорошо ориентироваться на местности. Сейчас капитаны команд покажут, как они умеют определять направление движения. Капитаны команд должны указать направление на север.
3 конкурс. «Предсказание погоды»
Ведущий. Турист должен быть готов к любым изменениям погоды, но всё же предвидение перемены погоды может сохранить не только силы и время, но и в некоторых ситуациях жизнь! Сейчас мы узнаем, как вы знаете народные приметы о погоде.
Команды по очереди предсказывают погоду по предложенным приметам.
1. Вечерний ветер стих. Дым от костра поднимается столбом. К вечеру на траве появилась роса. У реки стало холоднее. Какая будет погода? (хорошая, солнечная).
2. Ласточки и стрижи летают низко над землёй. Цветы сильно пахнут. К чему бы это? (к дождю).
3. Вокруг Луны появился большой белый круг, а звёзды на небе начинают мерцать. Что это значит? (будет ненастная погода).
4. Вытянутые длинными узкими полосками с запада быстро движутся облака. Ветер, обычно стихающий к вечеру, усиливается. Какую погоду следует ожидать? (ненастную).
5. Комары кусают весь день (к продолжительному дождю).
6. Галки и вороны кричат. Воробьи купаются в пыли (быть дождю).
7. Вечером ласточки летают высоко. Голуби разворковались. Птицы садятся на верхушки деревьев (к теплу, к устойчивой ясной погоде).
8. Дома кошка свернулась клубком, гуси хлопают крыльями и поднимают под себя одну ногу (к морозу).
4 конкурс. «Загадки про туризм»
Команды по очереди отгадывают загадки.
Ведущий:
Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
А в поход пойдёшь со мной –
Я повисну за спиной. (Рюкзак)
Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен.
Можно в нем уху сварить,
Чай и кофе вскипятить. (Котелок)
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк.
Для похода — хорошо,
Но с собой не понесёшь. (Костёр)
И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это? (Палатка)
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведёт нас за собой. (Компас)
На ладонь он ляжет весь.
Не часы, а стрелка есть.
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться. (Компас)
Две полоски на снегу
Оставляют на бегу.
Я лечу на них стрелой,
А они опять за мной. (Лыжи)
К лежебоке у реки
Притащил я две руки.
По руке к бокам приладил.
И поплыл по водной глади. (Вёсла и Лодка)
Моря есть, а плавать нельзя,
Дороги есть, а ехать нельзя,
Земля есть, а пахать нельзя.
Что это? (Карта)
За тобою он плетётся,
Хоть на месте остается. (След)
Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю. (Термос)
По лесам и по полям,
Тащит больше, чем весит сам. (Турист)
5 конкурс. «Убери поляну»
Ведущий. Перед тем как отправиться дальше в путь, нужно навести порядок на месте привала или ночлега: потушить костёр и собрать весь мусор. Природа не останется в долгу и обязательно вознаградит бережливого путника. Давайте уберём за собой мусор.
Перед каждой командой рассыпаются мусор, который надо собрать раздельно: бумажные отходы, пластик, пищевые отходы.
6 конкурс. «Полоса препятствий»
Ведущий. А теперь – в путь! На пути к Мечте встречаются разнообразные преграды, которые неизбежно приходится преодолевать. А преодолевать их легче и веселее вместе!
Команды по очереди на время преодолевают полосу препятствий.
1. «Кочки». Участники по очереди перепрыгивают с кочки на кочку. На этапе может находиться только один участник. Каждое касание ногой или рукой земли – штраф 1 балл.
2. «Дощечки». Используя три дощечки, команда передвигается от исходного рубежа к финишу. Касание земли – штраф 1 балл.
Ведущий. Вот и закончилось наше путешествие. Жюри подводит итоги. Подведение итогов, награждение.
Экологический календарь:
1 октября – Международные дни наблюдения птиц
Сценарий праздника
Ведущий 1. Наблюдение за птицами – популярное хобби во многих странах мира. Отличить полевого воробья от домового, а городскую ласточку от стрижа могут только профессиональные орнитологи. А всё потому, что горожане не привыкли наблюдать за птицами.
В первые выходные октября на нашей планете отмечаются Международные дни наблюдения птиц. В это время сотни тысяч людей во всем мире отправляются в леса, парки, на луга, болота, на морские и речные побережья, чтобы наблюдать за пернатыми в естественных для них условиях.
Ведущий 2. Ребята, а мы с вами проведём праздник-соревнование и определим, насколько вы наблюдательны и знаете особенности поведения птиц, обитающих в наших краях.
Весь класс разделён на 4 команды. Каждая команда отгадывает загадку и узнаёт название своей команды.
Ведущий 1
Задание 1. Защита названия своей команды
Отгадав загадку, дети должны определить место обитания птицы и обосновать свой ответ.
1. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат. (Цапля)
Ответ: Цапля – это птица водоёмов. У неё длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Это дает ей возможность ловить корм, не намокая.
2. Кто в беретке ярко-красной?
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Ответ: Дятел – это птица леса. Имеет укороченные крылья, цепкие пальцы ног. Клюв тонкий и острый, что позволяет доставать насекомых и их личинок из небольших трещин коры.
3. Угадайте, что за птичка?
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Ответ: Ласточка – это птица открытых воздушных пространств. У ласточек длинные узкие крылья, раздвоенный хвост-руль. Короткий клюв с широким ртом, которым они ловят на лету насекомых.
4. На два, на три километра
Поднимаюсь и кружу,
С высоты огромной этой
Даже мышь я разгляжу. (Орел)
Ответ: Орел – хищник. У него крепкий крючковидный клюв и острые загнутые когти. Когтями они схватывают добычу, убивают и удерживают её, а клювом разрывают её на части.
Подводятся итоги. Команде, которая дала правильные и более полные ответы, вручаются жетоны – пакетики для подкормки птиц зимой.
Задание 2. «Тройное решето»
Ведущий 2. По трём подсказкам необходимо определить название птиц (задание даётся капитанам команд).
1.
| | | | |
а) обитает в лесах;
б) питается насекомыми;
в) выдалбливает домики для других птиц. (Дятел.)
2.
| | | | | |
а) обитает в воде;
б) питается подводными частями растений;
в) нырять не может, погружает в воду лишь голову и длинную тонкую шею. (Лебедь.)
3.
| | | | | | |
а) обитает в пойме рек, зарослях;
б) питается насекомыми;
в) свои яйца подбрасывает в гнёзда мелких птиц. (Кукушка.)
4.
| | | | |