Файл: Практическая экология для младших школьников методические материалы для учителя по курсу внеурочной деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 464

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету! (Я. Аким)

Ведущий 2. Ребята, вы узнали о некоторых датах важного кален­даря. Я уверена, что на занятиях по практической экологии вы узнаете гораздо больше и, самое главное, будете понимать законы природы.


Методические рекомендации к занятиям раздела

«ОСЕННИЕ СОБЫТИЯ В МИРЕ ПРИРОДЫ»

Экологический календарь: 27 сентября – Всемирный день туризма

Сценарий праздника

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Ежегодно 27 сентября отмечается Всемирный день туризма. Туризм — это один из самых распространённых видов активного здорового отдыха. Праздник отмечается во многих странах мира вот уже более 20 лет. В этот день проходят слёты туристов, праздничные мероприятия и фестивали, посвящённые туризму и туристам, и всегда этот праздник отмечают шумно и весело. День туриста посвящается каждому, кто хоть раз в жизни путешествовал и жил в единении с природой.

Ведущий. А для начала, поиграем.

Что в поход с собой возьмём,

Если мы туда пойдём?

Очень быстро отвечайте,

Но смотрите, не зевайте!

Называю я предмет,

Он подходит или нет?

Если «да» – в ладоши хлопни,

Если «нет» – ногою топни,

Только сильно не пыли.

Все понятно? раз, два, три…

Котелок, утюг, расчёска,

Пылесос, верёвка, соска.

Вездеход, бинокль, духи,

Две засушенных блохи,

Носовой платок, подушка,

Ласты, мяч, коньки и клюшка,

Молоток, кусачки, нож,

Ну, а соль с собой возьмёшь?

Спички, гвозди, шоколад –

Вот и собран наш отряд.

Формирование двух команд по 10–15 человек, выборы капитанов, определение названий команд.

1 конкурс. «Виды туризма»

Ведущий. В зависимости от цели путешествия и средств передвижения существуют различные виды туризма. А какие вы знаете?


Команды по очереди называют известные им виды туризма: водный, горный, пешеходный, вело-, мото-, автотуризм, конный, парусный.

2 конкурс – конкурс капитанов. «Ориентирование» (на усмотрение учителя)

Ведущий. Чтобы не сбиться с пути, не заблудиться, турист должен уметь хорошо ориентироваться на местности. Сейчас капитаны команд покажут, как они умеют определять направление движения. Капитаны команд должны указать направление на север.

3 конкурс. «Предсказание погоды»

Ведущий. Турист должен быть готов к любым изменениям погоды, но всё же предвидение перемены погоды может сохранить не только силы и время, но и в некоторых ситуациях жизнь! Сейчас мы узнаем, как вы знаете народные приметы о погоде.

Команды по очереди предсказывают погоду по предложенным приметам.

1. Вечерний ветер стих. Дым от костра поднимается столбом. К вечеру на траве появилась роса. У реки стало холоднее. Какая будет по­года? (хорошая, солнечная).

2. Ласточки и стрижи летают низко над землёй. Цветы сильно пахнут. К чему бы это? (к дождю).

3. Вокруг Луны появился большой белый круг, а звёзды на небе начинают мерцать. Что это значит? (будет ненастная погода).

4. Вытянутые длинными узкими полосками с запада быстро движутся облака. Ветер, обычно стихающий к вечеру, усиливается. Какую погоду следует ожидать? (ненастную).

5. Комары кусают весь день (к продолжительному дождю).

6. Галки и вороны кричат. Воробьи купаются в пыли (быть дождю).

7. Вечером ласточки летают высоко. Голуби разворковались. Птицы садятся на верхушки деревьев (к теплу, к устойчивой ясной погоде).

8. Дома кошка свернулась клубком, гуси хлопают крыльями и поднимают под себя одну ногу (к морозу).

4 конкурс. «Загадки про туризм»

Команды по очереди отгадывают загадки.

Ведущий:

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

А в поход пойдёшь со мной –

Я повисну за спиной. (Рюкзак)

Он в походе очень нужен,

Он с кострами очень дружен.

Можно в нем уху сварить,

Чай и кофе вскипятить. (Котелок)

На привале нам помог:

Суп варил, картошку пёк.

Для похода — хорошо,

Но с собой не понесёшь. (Костёр)

И от ветра, и от зноя,

От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко!

Что это? (Палатка)

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой. (Компас)



На ладонь он ляжет весь.

Не часы, а стрелка есть.

Он в дороге пригодится,

С ним нигде не заблудиться. (Компас)

Две полоски на снегу

Оставляют на бегу.

Я лечу на них стрелой,

А они опять за мной. (Лыжи)

К лежебоке у реки

Притащил я две руки.

По руке к бокам приладил.

И поплыл по водной глади. (Вёсла и Лодка)

Моря есть, а плавать нельзя,

Дороги есть, а ехать нельзя,

Земля есть, а пахать нельзя.

Что это? (Карта)

За тобою он плетётся,

Хоть на месте остается. (След)

Я горячее храню,

Я холодное храню,

Я и печь, и холодильник

Вам в походе заменю. (Термос)

По лесам и по полям,

Тащит больше, чем весит сам. (Турист)

5 конкурс. «Убери поляну»


Ведущий. Перед тем как отправиться дальше в путь, нужно навести порядок на месте привала или ночлега: потушить костёр и собрать весь мусор. Природа не останется в долгу и обязательно вознаградит бережливого путника. Давайте уберём за собой мусор.

Перед каждой командой рассыпаются мусор, который надо собрать раздельно: бумажные отходы, пластик, пищевые отходы.

6 конкурс. «Полоса препятствий»

Ведущий. А теперь – в путь! На пути к Мечте встречаются разнообразные преграды, которые неизбежно приходится преодолевать. А преодолевать их легче и веселее вместе!

Команды по очереди на время преодолевают полосу препятствий.

1. «Кочки». Участники по очереди перепрыгивают с кочки на кочку. На этапе может находиться только один участник. Каждое касание ногой или рукой земли – штраф 1 балл.

2. «Дощечки». Используя три дощечки, команда передвигается от исходного рубежа к финишу. Касание земли – штраф 1 балл.

Ведущий. Вот и закончилось наше путешествие. Жюри подводит итоги. Подведение итогов, награждение.

Экологический календарь:

1 октября – Международные дни наблюдения птиц

Сценарий праздника

Ведущий 1. Наблюдение за птицами – популярное хобби во многих странах мира. Отличить полевого воробья от домового, а городскую ласточку от стрижа могут только профессиональные орнитологи. А всё потому, что горожане не привыкли наблюдать за птицами.

В первые выходные октября на нашей планете отмечаются Международные дни наблюдения птиц. В это время сотни тысяч людей во всем мире отправляются в леса, парки, на луга, болота, на морские и речные побережья, чтобы наблюдать за пернатыми в естественных для них условиях.

Ведущий 2. Ребята, а мы с вами проведём праздник-соревнование и определим, насколько вы наблюдательны и знаете особенности поведения птиц, обитающих в наших краях.

Весь класс разделён на 4 команды. Каждая команда отгадывает загадку и узнаёт название своей команды.

Ведущий 1

Задание 1. Защита названия своей команды

Отгадав загадку, дети должны определить место обитания птицы и обосновать свой ответ.

1. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат. (Цапля)

Ответ: Цапля – это птица водоёмов. У неё длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Это дает ей возможность ловить корм, не намокая.


2. Кто в беретке ярко-красной?

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Ответ: Дятел – это птица леса. Имеет укороченные крылья, цепкие пальцы ног. Клюв тонкий и острый, что позволяет доставать насекомых и их личинок из небольших трещин коры.

3. Угадайте, что за птичка?

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Ответ: Ласточка – это птица открытых воздушных пространств. У ласточек длинные узкие крылья, раздвоенный хвост-руль. Короткий клюв с широким ртом, которым они ловят на лету насекомых.

4. На два, на три километра

Поднимаюсь и кружу,

С высоты огромной этой

Даже мышь я разгляжу. (Орел)

Ответ: Орел – хищник. У него крепкий крючковидный клюв и острые загнутые когти. Когтями они схватывают добычу, убивают и удерживают её, а клювом разрывают её на части.

Подводятся итоги. Команде, которая дала правильные и более полные ответы, вручаются жетоны – пакетики для подкормки птиц зимой.

Задание 2. «Тройное решето»

Ведущий 2. По трём подсказкам необходимо определить название птиц (задание даётся капитанам команд).
1.

   

   

   

   

   

а) обитает в лесах;

б) питается насекомыми;

в) выдалбливает домики для других птиц. (Дятел.)

2.

   

   

   

   

   

   

а) обитает в воде;

б) питается подводными частями растений;

в) нырять не может, погружает в воду лишь голову и длинную тонкую шею. (Лебедь.)

3.

   

   

   

   

   

   

   

а) обитает в пойме рек, зарослях;

б) питается насекомыми;

в) свои яйца подбрасывает в гнёзда мелких птиц. (Кукушка.)

4.