Файл: Практическая экология для младших школьников методические материалы для учителя по курсу внеурочной деятельности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 467
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как организовать внеурочные занятия в первом классе
Занятия по практической экологии, размещённые в учебном пособии «Практическая экология для младших школьников», состоят из 3 частей. Первая часть – прогулка в реальную природную среду. Вторая часть называется основной, в это время ребята работают с ресурсами учебного пособия. Третья часть – рефлексия. Опишем особенности каждой части внеурочного занятия по практической экологии.
Прогулка в реальную природную среду. Основная задача прогулок в реальную окружающую среду – научить ребят созерцать, восхищаться и удивляться, наблюдая объекты и явления окружающей реальности. Мы предложили по четыре задания в этой части. Есть задания понаблюдать конкретное явление или объект природы. Например, определить, у каких растений изменился цвет листьев. Есть задания собрать какой-либо природный материал. Например, собрать по три листа берёзы, клёна, рябины, сирени. Ребята будут использовать собранные ресурсы на занятии. И есть задания сделать фото- и видеосъемки. Вся полученная ребятами информация крайне важна, поскольку она служит источником для продуктивной беседы после прогулки. По мере необходимости воспользуйтесь фото- и видеоинформацией, собранной ребятами. Закончить этот этап необходимо уже в помещении, организуя обобщающую беседу.
Основная часть. После формулировки проблемного вопроса (задания) и выслушивания мнений детей учитель самостоятельно читает текстовую информацию учебного пособия, обращая внимание на рисунки и фотографии к ней. Ребятам предлагается выполнять задания двух типов: для индивидуального выполнения и для работы в паре. Чаще всего в заданиях необходимо что-то дорисовать, сравнить, соотнести; наклеить недостающие иллюстрации, используя ресурсы приложения к некоторым занятиям. Важным видом деятельности на занятиях являются опыты. Обратите внимание, что опыты проводятся ребёнком либо индивидуально, либо в паре. При необходимости, когда ресурсов и оборудования недостаточно, опыт можно провести в группе до четырёх человек. Здесь задача учителя – прочитать текст опыта и понаблюдать, как ребята его выполняют. Очень важно обсудить и зарисовать результаты опыта.
Рефлексия. На заключительном этапе занятия учитель организует продуктивную беседу
, предлагая ребятам припомнить и обсудить всё то, что они увидели, что удивило их в природе по обозначенной теме. Обязательным является обращение к ребятам с просьбой рассказать дома, что больше всего восхитило и удивило их в природе. Очень важно приучить ребят объяснять результаты выполненных в пособии заданий и опытов. Пусть в каждой семье взрослые оценят работу первоклассника.
Уважаемые коллеги, в таблице 2 мы указали, какими видами деятельности занимаются ребята на каждом этапе внеурочного занятия курса «Практическая экология для младших школьников».
Таблица 2
Структура занятия курса внеурочной деятельности
«Практическая экология для младших школьников» в 1 классе
№ | Этапы и продолжительность занятия | Деятельность обучающихся |
1 | Прогулка в реальную природную среду (до 10 мин.) | Ведут кратковременные наблюдения за объектами и явлениями в реальной природной среде, собирают необходимые образцы, делают фото- и видеосъемки; участвуют в продуктивной беседе по результатам наблюдений |
2 | Основная часть (до 20 мин.) | Формулируют вместе с учителем проблемный вопрос. Отвечают на него после прослушивания текста учебного пособия. Выполняют задания, проводят опыты, объясняют их результаты |
3 | Рефлексия (до 5 мин.) | Участвуют в продуктивной беседе по результатам собственного осознания освоенных экологических знаний и умений |
В методических рекомендациях к занятиям разделов мы поместили задания для прогулок в реальную природную среду для наблюдений и размышлений, справочные материалы по теме занятий и комментарии к проведению опытов. Перечислили оборудование и ресурсы для проведения опытов, указали их цели, сформулировали результаты опытов.
Занятия-праздники по ознакомлению с некоторыми датами международного экологического календаря должны проводиться, по нашему мнению, как интересные и познавательные события не только для ребят, но и для их родителей. В методических рекомендациях мы предложили примерные сценарии занятий-праздников.
Методические рекомендации к занятиям раздела
«МИР ПРИРОДЫ»
Занятие 1. Зачем изучать изменения в природе родного края
Прогулка в реальную природную среду
Задания для наблюдений и размышлений
1. Наблюдай за солнцем, цветом неба и формой облаков. 2. Сфотографируй увиденное. 3. Через несколько часов, когда закончатся занятия в школе, опять понаблюдай за небом и облаками. 4. Какие изменения ты заметил? 5. Старайся каждый день наблюдать за солнцем, небом и облаками, чтобы сделать важные выводы, а может быть, и интересные открытия.
Справочный материал по теме занятия
Челябинская область расположена в центре Евро-Азиатского материка и при этом значительно удалена от морей и океанов. Уральские горы препятствуют движению воздушных масс. Климат Челябинской области континентальный. У нас хорошо выражены все четыре времени года. Именно поэтому природа Южного Урала поражает своим разнообразием.
В нашей области есть много мест, где можно отдохнуть всей семьёй в любое время года. Известный писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк написал об Урале: «Урал – это сокровищница России, это природная крепость, жемчужина будущего».
Наблюдение – один из основных способов познания природы. Через наблюдение мы знакомимся с разнообразными природными явлениями, связями между живой и неживой природой. Наблюдение помогает увидеть изменения, происходящие с растениями и животными в зависимости от отношения человека к природе, условий внешней среды, которые сильно меняются в разное время года. Сезонные изменения в жизни растений и животных называются фенологическими явлениями. Сроки наступления фенологических явлений могут сдвигаться, но при этом не нарушается последовательность и интервал между ними. Фенологические наблюдения должны быть регулярными, а их результаты фиксироваться. Сравнивая записи, рисунки или фотографии, мы формируем у младших школьников представление о росте и развитии растений и животных, о динамике природных процессов.
Очень важно научиться и научить ребят наблюдать за растениями и животными, их зависимостью от факторов окружающей среды. Мы учимся понимать, что нужно растению или животному в тот или иной момент его развития. В будущем это помогает получать сельскохозяйственную продукцию без вреда для окружающей среды и сохранять здоровье человека.
Комментарии к проведению опытов
Опыт 1. Замерзание пресной и солёной воды
Цель: определить, какая вода замерзает быстрее – пресная или солёная.
Оборудование: два прозрачных пластиковых стакана, ёмкость с пресной водой, чайная ложка, соль, морозильная камера.
Методика выполнения. В два пластиковых стакана налей воды до половины. В первый стакан насыпь и размешай чайную ложку соли. Затем поставь стаканы в морозильную камеру. Через 20 минут проверь, в каком из них замёрзла вода. Объясни, что удалось проверить этим опытом. Расскажи ребятам, какие озёра покрываются льдом раньше – с пресной или с солёной водой.
Результаты и выводы: пресная вода замерзает быстрее. Поэтому пресные водоёмы Челябинской области покрываются льдом раньше, чем солёные. Необходимо помнить, что в водоёмах с солёной водой лёд образуется позже, поэтому особенно опасно выходить на лёд в любое холодное время года.
Экологический календарь: для чего он нужен?
Сценарий праздника
Ведущий 1. Ребята, приходилось ли вам слышать слово «экология»? Оно часто звучит по телевидению, радио, встречается в газетах, журналах, книгах. Что же такое экология? Экология – это наука, которая изучает связи между неживой и живой природой, растениями и животными, природой и человеком. Экология учит нас бережно относиться к окружающему миру, к родной планете Земля.
Ведущий 2. Мир разноцветный, яркий. Но любимый цвет учёных-экологов – зелёный. Он стал символом защиты природы. «Природа – это наш Зелёный Дом», – говорят экологи. Но всё ли в порядке в этом замечательном доме? Чтобы помочь всем людям осознать, как важно охранять природу, учёные предложили отмечать экологические дни. Из них складывается экологический календарь на весь год. В эти дни люди разных стран вспоминают, что они живут в одном общем доме. И сберечь его – наш общий долг.
Ведущий 1. Ребята, предлагаю вам узнать о некоторых датах экологического календаря.
Ведущий 2. Отгадайте загадки, и узнаете, какой птице посвящён день 10 сентября.
В небе выстроился клин
Птиц, больших и стройных.
Полетят на юг они.
Как же звать достойных?
Клин летит, курлыча, к югу,
Не желая встретить вьюгу.
Облетая пол-Земли,
Вдаль несутся…
10 сентября – Всемирный день журавля. Его главная задача – привлечь внимание людей к проблемам охраны и сохранения этих прекрасных птиц.
Ведущий 1. Этому зверьку в экологическом календаре посвящён день 23 сентября.
Скачут, словно мячики,
Пушистые ушастики.
Смешно так хмурит носик, лобик,
Красивый белоснежный…
23 сентября – Международный день кроликов. Он посвящён защите домашних и диких кроликов и уходу за ними. В некоторых странах в этот день устраивают карнавалы с живой музыкой, учат уходу за кроликами, позволяют взять себе кролика как любимого домашнего животного. Кролики тихие, их легко приучить, им нужно мало места, и они хорошо ладят со своими хозяевами.
Ведущий 2. 23 мая посвящено животному, символизирующему мудрость и долголетие. Кто это? Всемирный день черепахи отмечается, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам этих самых удивительных и древнейших существ на Земле.
Сегодня самая большая черепаха – кожистая. Размер её панциря более 2 метров в диаметре, а вес 500–600 кг. Передние ласты, лишённые когтей, в размахе достигают 5 м. Голова очень большая и не втягивается под панцирь.
К сожалению, около половины всех видов черепах на грани вымирания. В этот день во всех местах обитания черепах проводятся акции, во время которых добровольцы агитируют не покупать животных, а забирать из питомников. И при этом ни в коем случае не ловить черепах в дикой природе.
Ведущий 1. День 12 мая решили назвать днем экологического образования. И мы проверим, как вы знаете правила поведения в природе. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет!)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет!)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да!)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да!)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет!)
Если сильно насорю
И убрать забуду (нет!)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да!)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!
В этот день в городах и посёлках проводятся конкурсы детского творчества на тему сохранения природы, люди участвуют в очистке берегов рек и водоёмов, уборке парков, озеленении территорий. Этот праздник касается каждого, кто принимает участие в продвижении идеи защиты природы.