Файл: Практическая экология для младших школьников методические материалы для учителя по курсу внеурочной деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 466

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Человеческая деятельность наносит серьёзную угрозу мигрирующим птицам. Большое значение имеют места остановок между местами гнездования и зимовки, исчезновение которых в результате хозяйственной деятельности человека не даёт птицам возможности отдохнуть и покормиться во время перелёта. Например, уничтожение заболоченных территорий в результате осушения их для нужд сельского хозяйства – одна из основных причин гибели птиц во время миграции. Равно как и охота вдоль маршрутов миграции. Проблемой становятся высокие сооружения, такие как линии электропередачи, ветряки, ветряные электростанции и прибрежные нефтяные платформы, из-за частого столкновения с ними и гибели миграционных птиц.

Охрана миграционных птиц затруднена из-за того, что миграционные маршруты пересекают границы разных стран и, таким образом, требуют международного сотрудничества. Впрочем, первым международно-правовым документом в области охраны животного мира считается Парижская Конвенция 1902 года, посвящённая охране птиц.

Экологический календарь: 1 апреля – Международный день птиц

Сценарий праздника

Ведущий 1. Сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить праздник – День птиц. Нет на земле такого уголка, где нельзя было бы встретить птиц. Узнаем о птицах что-то новое и интересное.

Ведущий 2. Ребята, а вы знаете, что в разных уголках мира птицам, поставлены памятники?

1. Это произошло в 1942 году в Англии. Фашистские самолеты повредили на подводной лодке систему всплытия. Оставалась последняя надежда — два военно-почтовых голубя, бывших с моряками на боевом задании. К лапкам птиц прикрепили записки с координатами лодки и выпустили голубей с помощью капсулы-торпеды наружу. Голубь погиб, а голубка долетела и спасла людей. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки. Голубю был поставлен памятник.

2. Это произошло в Германии в 16 веке. В осажденном городе люди умирали от голода. Когда они на крепостной стене выставили петуха, враг решил, что в городе ещё много продовольствия, и сняли осаду. Благодарные люди поставили памятник петуху.

3. В 1850 году в Америку впервые ввезли птицу, которая вскоре там освоилась. Случилось так, что в Бостоне сильно расплодились вредные насекомые. Их гусеницы наносили серьёзный вред посевам. На помощь пришла птица — она уничтожала насекомых-вредителей. В знак благодарности жители поставили ей памятник в центральном парке города. Эта птица – воробей.


4. Этой птице поставлено два памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один в США (штат Юта), а другой в Австралии. Ведь она спасла людей от голодной смерти. Эта птица – чайка.

Ведущий 1. Ребята, знаете ли вы, что для птиц не так страшен холод, как голод. Перелётные птицы улетают, а зимующие остаются в наших краях. Зимой им очень трудно, поэтому на помощь нашим пернатым друзьям приходим мы – люди!

Сейчас ребята будут представлять разных птиц. Отгадайте, какие это птицы, – перелетные или зимующие.

Воробей: Забыл я и голод, и стужу,

Забыл, как позёмка мела.

И рад нынче солнечной луже,

И жду я весною тепла.

Ворона: Я особа всем известная,

Я – крикунья наша местная.

Лишь увижу тучку тёмную,

Я взлечу на ель зелёную.

И смотрю я, словно с трона,

Чернокрылая ворона.

Кукушка: Белые полоски на моей груди,

В лес меня послушать летом приходи.

Всем одно и то же я твержу,

Беззаботно время провожу.

И птенцы мои в чужом гнезде растут,

Догадались, дети, как меня зовут?

Синица: Я шустрая птичка,

Желтогрудая синичка.

Только сала мне дадут –

Появлюсь я тут как тут.

Хлебных крошек поклюю,

Вас за всё благодарю.

Дятел: Я без молотка, без рук

По стволу стучу: тук-тук,

Вылечу деревья-ели,

Чтоб росли и не болели!

Вытащу за спинку

Всякую личинку.

Соловей: Среди веточек-ветвей

Соловушка-соловей.

Маленький певец лесной,

Лучше всех поёт весной.

Голубь: Голубь – птица мирная,

Хоть и бесквартирная.

Гнёзда строить не мастак,

Полечу я на чердак.

Станет солнце пригревать,

Так люблю поворковать.

Нет наряда голубей,

Чем у нас, у голубей.

Сорока: Не люблю сидеть на месте,

На хвосте несу я вести.

Может, в них и мало прока,

Но горда собой сорока.

Ласточка: Милая певунья, ласточка родная.

Я домой вернулась из чужого края.

Лечу, как самолетик, изящна и легка,

С выемкой хвостик, собой не велика.

Скворец: Прилетел и я, Скворец,

Молодой весны гонец.

Смело червяков клюю

И играю, и пою.

Ведущий 2. Следующий конкурс называется «Назови пару». Петух – курица. Гусь – гусыня. Утка – селезень. Голубь – голубка. Перепел – перепёлка. Индюк – индейка. Орёл – орлица. Тетерев – тетёрка. Глухарь – глухарка. Фазан – фазанка.




Ведущий 1. Поиграем. Условия игры: ведущий читает стихотворение, когда называются не птицы, дети хлопают в ладоши.
Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны. (хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Мухи и стрижи (хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы... (хлопают в ладоши.)

Прилетели птицы.

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи

Комары, кукушки. (хлопают в ладоши.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки –

Вот спасибо шутке!

Ведущий 2. Следующий конкурс называется «Птичьи разговоры». Гуси – гогочут. Соловьи – свистят. Вороны – каркают. Ласточки – щебечут. Голуби – воркуют. Синицы – пищат. Совы – хохочут. Журавли – курлычут. Утки – крякают. Лебеди – трубят. Филины – ухают. Аисты – трещат.

Ведущий 1. Множество пословиц люди придумали, хорошо изучив поведение птиц. Попробуйте объяснить смысл пословиц. 1. Всякая птица своим клювом сыта. 2. Увидел грача – весну встречай. 3. Здоровое дерево дятел не долбит. 4. Как с гуся вода.

Ведущий 2. Ребята, вы молодцы, многое знаете о птицах! Тысячи детей готовят к этому празднику кормушки и развешивают их для привлечения птиц. Птицы украшают землю, их весёлая, звонкая песня; яркая окраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Польза птиц в природе огромна. Будем наблюдать жизнь птиц.

Занятие 22. Из чего птицы гнезда строят

Прогулка в реальную природную среду

Задания для наблюдений и размышлений

1. Наблюдай особенности поведения птиц: грача, сороки, вороны, скворца, синицы, воробья, ласточки. 2. Как выглядит и из чего сделано гнездо любой птицы? 3. Собери веточки, сухую траву, листья, глину, шерсть животных, перья и пух, из которых птицы обычно делают гнёзда. 4. Сделай фото- и видеосъёмки.

Справочный материал по теме занятия

Птичьи гнёзда могут быть самыми разнообразными. Иногда это специально сконструированная постройка из веточек. Иногда – брошенное дупло, углубление в песке или нора. Такие птицы, как кукушки, вообще не имеют собственного гнезда, подкидывая свои яйца в чужие гнёзда (явление гнездового паразитизма). Гнёзда водоплавающих птиц поганок притоплены в воде, сделаны из гниющего материала, что создаёт особый микроклимат для отложенных яиц.


Материалы, которые птицы используют для постройки гнезда, крайне разнообразны. Это могут быть стебли и листья трав, сучья и листья деревьев и кустарников, ветки, корни, водоросли, мхи, лишайники, кусочки коры, волокна растений и коконов насекомых, шерсть, волосы, растительный пух, паутина, бумага, слюна, земля, глина и т. д. Разнообразие материала определяется условиями, в которых происходит постройка гнезда. Каждая птица использует тот материал, который находит поблизости от будущего гнезда.

Изготавливая и развешивая скворечники, помните, что они должны быть выполнены по всем правилам и повешены на достаточной большой высоте. В противном случае вся работа будет напрасной: такой «дом» не заинтересует птиц.

Комментарии к проведению опытов

Опыт 1. Постройка модели гнезда жаворонка. Опыт выполняется в паре.

Цель: приобрести опыт моделирования гнезда птицы из подручных материалов.

Оборудование: веточки, сухая трава, листья, перья и пух, из которых птицы обычно делают гнёзда; нитки хлопчатобумажные бежевых оттенков.

Методика выполнения. Рассмотрите, где жаворонок собирает материал для гнезда. Подготовьте ниточки, похожие травинки и попробуйте уложить их так, чтобы получилось гнездо.

Результаты и выводы: строительство гнезда – сложный вид деятельности птиц весной. Каждый вид птиц использует свои строительные материалы.

Экологический календарь: 13 мая – Всероссийский день

посадки леса. Сценарий праздника

Ведущий. Всероссийский День посадки леса – это праздник. Особенный он потому, что в этот день можно потрудиться, чтобы у каждого жителя появилось «своё» посаженное дерево. А лучше – несколько посаженных деревьев! Мы с вами поучаствуем в экологической акции «Посади своё дерево».

Мы договорились посадить рябину, которая будет радовать нас в школьном саду. Прежде чем мы приступим к посадке рябины, познако­мимся с ней поближе.

Ученик 1. Наш выбор был сделан в пользу рябины, потому что рябина не боится на засухи, ни мороза, живёт около 100 лет и красиво плодоносит.

Ученик 2. Вот несколько примет, связанных с рябиной.

Если рябина полностью расцвела, то заморозков больше не будет.