Файл: Практическая экология для младших школьников методические материалы для учителя по курсу внеурочной деятельности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 470
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важно понимать, что даже в голодное зимнее время каждый вид птиц питается определённым типом корма, так как их пищеварительная система максимально адаптирована именно к этому корму. От предложенного вами меню будет зависеть и видовой состав птиц на кормушке.
Излюбленным кормом воробьёв, щеглов, зеленушек и других зерноядных птиц являются семена различных растений, злаков (просо или овес). Семена подсолнечника считаются наиболее универсальным кормом для зимующих птиц: его поедают как зерноядные птицы, так и дятлы, синицы, поползни. Внутри семян подсолнечника много жиров, а значит – много энергии. Несолёное сало и мясо особенно важно использовать для зимней подкормки птиц. Кусочки сала нанизываются на бечевку, которая вешается на ветвях деревьев или кустарников.
С осени можно заготавливать сушеные ягоды – рябину и боярышник – излюбленный корм снегирей и свиристелей. Различные виды клёнов и ясеней – одни из самых обычных деревьев зелёных насаждений Челябинска и населенных пунктов области. К сожалению, много этих семян облетает с деревьев осенью. Зимой под снегом они становятся недоступными для птиц. Крылатки можно собирать осенью и вывешивать на кормушки зимой. Шишки служат основой зимнего рациона дятлов и клестов. Заготовив с осени шишки, орехи и жёлуди, вы можете привлечь на свою кормушку не только дятлов, но и белок.
Методические рекомендации к занятиям раздела
«ВЕСЕННИЕ СОБЫТИЯ В МИРЕ ПРИРОДЫ»
Экологический календарь: 14 марта – Международный день рек
Сценарий праздника
Ведущий 1. 14 марта – Международный день рек. Почему реки так важны для людей? На земном шаре 177 крупнейших рек. Чтобы управлять водами рек, на них построили плотины. Однако плотина задерживает ил, песок и прочие отложения на дне, обедняя луга и болота вниз по течению, а это является основной причиной опустошения земель и гибели растений и животных. Чудовищным последствием изменения жизни рек становятся небывалой силы ураганы, лишающие жизни десятки тысяч невинных людей. Одним из ярких примеров природной катастрофы явился ураган Катрина: тогда река Миссисипи смела с лица земли крупный город Новый Орлеан. И сегодня, в Международный день рек, мы больше узнаем о некоторых реках Челябинской области.
Ведущий 2. Отгадайте загадки.
1. Бегу я по лесенке, по камушкам звеня,
Издалека по песенке узнаете меня (ручей).
2. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная (пруд).
3. Кругом вода, а с питьём беда (море).
4. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.
Узкий кончик в роднике, а широкий – в море (река).
Ведущий 1. В нашей стране более 2 миллионов рек. Реки – величайшее богатство России. Если рассматривать карту Челябинской области, можно увидеть и прочитать названия рек.
Ведущий 2. Ребята, каждый из вас видел хоть какую-нибудь реку, речку или речушку. Ведь большинство городов и селений размещается по рекам. Где вода – там и жизнь. Нет воды – нет жизни. На карте Челябинской области нанесены 360 рек и речушек. Какие реки, текущие по территории нашей области, вы знаете? Каждая из этих рек не похожа на другую. У каждой реки свой характер и свой нрав. Есть горные и равнинные реки. Чтобы узнать, какая это река, надо прислушаться к её звукам, увидеть движение воды.
Ведущий 1. Поработайте в группах и выберите написанные на листочках прилагательные, характеризующие горную или равнинную реку: медленная, быстрая, плавная, бурная, берега скалистые, спокойная, бурлящая, тихая. Проверим:
- у горных рек течение быстрое, бурлящее, берега скалистые;
- равнинные реки текут медленно, плавно, у них низкие берега.
Ведущий 1. Назовите реки, на которых расположены города Челябинской области: Миасс (река Миасс), Златоуст (река Ай), Нязепетровск (река Уфа), Челябинск (река Миасс), Магнитогорск (река Урал), Южноуральск (река Увелька).
Ведущий 2. Следующее задание: расположите реки в порядке возрастания их протяжённости (длины): Река Ай – 549 км. Река Миасс – 658 км. Река Урал – 2428 км. Река Увелька – 234 км. Река Уфа – 918 км.
Ведущий 1. То место, откуда река «истекает», берёт начало, называется исток. Истоком реки может быть ручей, вытекающий из родника, из болота или со снежной вершины. Проведем игру «Перепрыгни через ручеек и речку»: На полу – две верёвочки (на небольшом расстоянии одна от другой). Это речка. Ребята должны прыгать через неё. Если им это удаётся, верёвочки раздвигаются, и речка становится шире. Победит тот, кто сможет перепрыгнуть через самое широкое место.
Ведущий 2. Маленькие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуются реки. На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают ей свою воду. Их называют притоками. У реки могут быть левые и правые притоки. Река вместе с впадающими в нее притоками образует целую речную систему. То место, куда река впадает в море, озеро или другую реку, называют устьем. Издавна человек тянулся к реке. Река во все времена была источником жизни, и недаром человек называет речку матушкой. Она его и кормила, и поила, и защищала, и очищала, и служила ему надёжной дорогой.
Предлагаю вам, дорогие ребята, создать свой знак «Не навреди!».
Ребята работают в группах. Каждая группа рисует свой знак. Затем каждая группа защищает свой знак.
Ведущий 1. Берегите чистоту рек. Это поможет сохранить природу!
Реки бывают разные: бурные и прекрасные,
Мелкие и полноводные, горные и свободные.
И всё это – вены планеты, несущие жизнь в каждой капле!
Ведущий 2. Давайте помнить об этом, не только в такие даты!
Занятие 18. Как узнать о приходе весны
Прогулка в реальную природную среду
Задания для наблюдений и размышлений
1. Как изменилась высота солнца весной? 2. Что происходит со снегом, когда пригревает солнце? 3. Как меняется поведение птиц в ясные и пасмурные дни? 4. Сделай фото- и видеосъёмки.
Справочный материал по теме занятия
Весна в нашем календаре – переходный сезон, легко отличимый по увеличению продолжительности светового дня, повышению среднесуточной температуры, что приводит к пробуждению от долгой зимней «спячки» животных и растений.
Весна бывает разной. Календарная весна наступает в нашем Северном полушарии с 1 марта и длится три месяца: март, апрель и май. Астрономическую весну отсчитывают со времени весеннего равноденствия. В дни равноденствия на всей поверхности Земли день почти равен ночи. Солнце поднимается всё выше, светит всё дольше, прогревая почву и воздух.
Наступление климатической весны определяется значениями средних температур. В России метеорологическая весна считается наступившей, когда среднесуточная температура начинает превышать 0°С. У нас на Урале это время приходится на первую декаду апреля.
Фенологическую весну связывают с «пробуждением природы»: раскрываются почки, зацветают деревья, кустарники, первоцветы, прилетают перелётные птицы, просыпаются медведи и ежи. В качестве фенологических признаков начала и окончания весны разными авторами предлагаются различные ежегодно повторяющиеся природные явления. Наступление ранней весны фенологи предлагают отсчитывать от начала таяния снега от солнца, появления первых проталин на полях, прилета грачей.
Комментарии к проведению опытов
Опыт 1. Различие в прогревании белой и черной поверхности
Цель: приобрести опыт проведения среднесрочных наблюдений для определения различий в температуре нагревания светлой и тёмной земной поверхности.
Оборудование: по 1 листу белого и чёрного картона; любая поверхность, хорошо прогреваемая солнцем до 30 минут.
Методика выполнения. Листы белого и чёрного картона на 30 минут поместите на солнечной поверхности. Затем проверьте, какой лист больше нагрелся. Как можно объяснить такой результат?
Результаты и выводы: тёмные поверхности прогреваются сильнее, чем светлые. Поэтому в природе белый чистый снег тает медленнее, чем тёмный и грязный.
Экологический календарь: 20 марта – День Земли
Сценарий праздника
Ведущий 1. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо. Солнце, животные, птицы. Этот мир требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе. И сегодня у Земли праздник – День Земли!!!
Ведущий 2. Каждый год весной, 21 марта, в день весеннего равноденствия, в разных странах планеты отмечают праздник – Международный День Земли. В этот день каждый житель во всех населённых уголках планеты может выразить благодарность нашему большому общему дому!
Ведущий 1. В мире существует Флаг Земли. При этом он не считается официальным символом. Этот флаг представляет собой фотографию нашей планеты, снятой из космоса. В День Земли принято звонить в Колокол Мира. Этот звук должен призвать всех жителей Земли задуматься о сохранении красоты нашей планеты.
Звонко колокол звенит,
Миру в мире жить велит,
Чтоб огромная Земля
Без войны всегда была.
Ведущий 2. Природа – наше богатство. Михаил Пришвин, обращаясь к ребятам, писал: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Человек учится у природы. Давайте уважать её законы.
Ведущий 1. Мы разделимся на 2 команды и проверим, что вы знаете о нашей планете, о её прекрасной природе.
Конкурс 1. Игра «Да, нет»
В космосе Планеты кружат,
Дети всей земли пусть дружат. (да!)
Цветы, деревья звери, птицы –
Мне дома летом не сидится. (да!)
С друзьями я в поход пойду,
Костер огромный разведу. (нет!)
Остались угли – ерунда!
Погаснет сам огонь всегда. (нет!)
Мусор тащить из леса стыдно?
Так спрячь в траве, ведь там не видно! (нет!)
Нарву цветов большой букет,
их много – и беды в том нет. (нет!)
Нам нужно приложить старанье,
Чтоб сохранить Земли очарованье. (да!)
Я человек вполне культурный,
Кидаю мусор только в урны. (да!)
Планеты лучшей не найдем.
Земля любимый общий дом. (да!)