Файл: Практическое задание Бутолина Алёна Витальевна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 3. Бутолина Алёна Витальевна.


Задание 1.  Разработайте содержание конспектов занятий и обоснуйте выбор методов обучения:

1) по физическому воспитанию детей

а) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

б) с нарушениями зрения.

Методика физического воспитания дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата


Ряд исследователей отмечают сложность строения и функционирования опорно-двигательного анализатора, наличие многообразных связей с другими анализаторными системами, обуславливающим возможность формирования сложнокоординированных видов двигательных действий. К настоящему времени специалисты выделяют три основные группы нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА):

1.Нарушения ОДА, вызванные органическими поражением различных отделов центральной нервной системы

- головного мозга (детский церебральный паралич, опухоли, травмы);

-проводящих путей (параличи рук, кривошея и т.п.);

- спинного мозга (последствия полиомиелита, травмы).

2. Нарушение ОДА, вследствие врожденной патологии опорно-двигательного аппарата, возникновение которой связано с воздействием неблагоприятных факторов, в т.ч. наследственного характера прогрессирующими мышечными атрофиями (миопатия Дюшенна, амнотрофия Вердинга-Гофмана и др.), в период внутриутробного развития (следствия родовых травм).

3.Нарушение ОДА, вследствие приобретенных заболеваний при сохранном интеллекте (артрогриппозы, хондродистрофии, сколиозы) и повреждений ОДА, обусловленные воспалительными процессами, травматическими повреждениями.

У большей части детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата причиной является детский церебральный паралич, поэтому речь в «Методике физического воспитания детей с проблемами в развитии» пойдет о физическом воспитании детей с церебральным параличом.

Характеристика психофизиологических особенностей детей

с церебральным параличом

Детский церебральный паралич – заболевание, появляющееся вследствие органического поражения головного мозга, которое возникает в период внутриутробного развития, в период родов или новорожденности и сопровождается различными двигательными нарушениями: парезами, параличами, насильственными движениями, нарушением координации. Кроме того, у 60 % детей, страдающих детскими церебральными параличами, наблюдаются нарушения психики и речи.


Как видно из данной характеристики, при ДЦП поражены самые важные для человека функции – интеллект, речь, психика, движение. Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом диапазоне – от грубейших двигательных нарушений до минимальных, таких, что у ряда детей стирается грань между детскими церебральными параличами и другими заболеваниями, также связанными с поражением головного мозга, но протекающими без параличей.

Психические и речевые расстройства, равно как и двигательные, варьируются в широком диапазоне, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний: например, при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и наоборот, при легких двигательных нарушениях могут наблюдаться грубые психические и речевые расстройства. Кроме того, у детей с ДЦП наблюдаются судорожные припадки, изменения зрения, слуха и т.д. [Шамарин, Белова, 1999].

Двигательные нарушения обусловлены тем, что при ДЦП поражаются все отделы центральной нервной системы, ответственные, к примеру, за поддержание позы и управления передвижением как на спинальном, так и на стволовом уровнях, а по мере «созревания» вышележащих отделов центральной нервной системы в патологический процесс включается экстрапирамидная и пирамидная системы (Л.О. Бадалян, К.В. Баев, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина, Б.Т. Вармон, О.В. Богданов, С.А. Бортфельд, С.А. Мовсесянц, К.А. Семенова, Н.М. Махмудова, T.P. Zu Kowa, Z. Wiss).

В основе спастико-ригидных проявлений – патологические механизмы, реализация которых осуществляется не горизонтально, а охватывает всю вертикальную систему регуляции движений, включающую тоническую и физическую системы с нарушением их реципрокности и патологическим возникновением тонических реакций (Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина).

Особенности заболевания при тяжелых двигательных нарушениях

Согласно имеющейся классификации церебрального паралича [Семенова, 1974], наиболее распространенной и признанной в России, выделяют следующие формы детского церебрального паралича: гемипаретическую, спастическую диплегию, гиперкинетическую, двойную гемиплегию, атонически-астатическую форму. Сочетание тяжелых двигательных нарушений и изменений интеллекта может встречаться при следующих формах: спастической диплегии тяжелой степени, атонически-астатической форме, двойной гемиплегии.



Спастическая диплегия – самая распространенная форма ДЦП. Ею страдают более 50 % всех больных ДЦП. По распространению двигательных нарушений спастическая диплегия является тетрапарезом (т.е. поражены руки и ноги, причем ноги – в большей степени). Степень поражения рук может быть различна – от минимальных нарушений, в виде легкой моторной неловкости и нарушений тонких дифференцированных движений пальцев до грубых параличей верхних конечностей. Основным признаком спастической диплегии является повышение мышечного тонуса в конечностях, ограничение силы и объема движений в сочетании с нередуцированными тоническими рефлексами.

Повышение мышечного тонуса преобладает в приводящих мышцах бедер, из-за чего может наблюдаться перекрещивание ног при опоре на пальцы, в результате нарушается опорность стоп, осанки, затрудняется стояние и ходьба.

Дети с тяжелой степенью спастической диплегии не передвигаются самостоятельно или передвигаются при помощи костылей. Значительно снижена у них деятельность рук. Дети не обслуживают себя сами или обслуживают себя частично. У них относительно быстро развиваются в той или иной степени сгибательно-приводящие контрактуры и деформации во всех суставах нижних конечностей. У 70-80 % больных наблюдаются речевые нарушения, задержка психического развития – у 50-60 %, олигофрения – у 25-35 %. У этого контингента, в связи с грубыми патологическими установками отмечается типичная поза: так, при вертикальном положении тела голова ребенка, как правило, свисает на грудь, плечи приведены, ротированы во внутрь, предплечья пронированы и согнуты в локтевых суставах, кисть пронирована, пальцы сжаты в кулак, большой палец приведен и находится под остальными, иногда и кисть оказывается согнутой в лучезапястном суставе, тогда пальцы – полусогнуты. Туловище наклонено вперед, бедра ротированы во внутрь (или резко разогнуты) в коленных суставах, опора на пальцы стоп или передние отделы стоп.

Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП, которая развивается из-за тяжелого поражения мозга, еще в период внутриутробной жизни оказываются тяжело нарушенными все важнейшие человеческие функции – двигательные, психические и речевые.

Двигательные нарушения проявляются уже в период новорожденности. Сильно выражены все тонические рефлексы. Вследствие этих нарушений ребенок не может самостоятельно сидеть, стоять, ходить. Функция рук тоже практически отсутствует. Из-за резкой активности тонических рефлексов в положении на спине или на животе у ребенка резко выражены сгибательная и разгибательная позы, с наклоном головы вперед. Тонус мышц в руках и ногах резко повышен, причем как в сгибателях, так и в разгибателях конечностей (ригидность). Речь отсутствует (анартрия или тяжелая дизартрия). Психическое развитие детей обычно находится на уровне олигофрении в степени имбецильности или идиотии.


Атонически-астатическая форма. При этой форме ДЦП имеет место поражение мозжечка, в некоторых случаях – поражение лобных отделов мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдаются низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор конечностей, гиперметрия, (несоразмерность, чрезмерность движений).

На 1-м году жизни выявляются гипотония и задержка темпов психомоторного развития (затруднены или практически не развиваются контроль за положением головы, функции сидения, стояния и ходьбы). Функции хватания и манипулирования с предметами формируются в более поздние сроки и сопровождаются выраженным тремором рук и расстройствами координации движений. Сидение формируется к 1–2-му году, стояние и ходьба – к 6–8-му году и позже. И длительное время двигательные функции остаются несовершенными. В особо тяжелых случаях ребенок не передвигается самостоятельно, руки также не двигаются. У детей отмечаются речевые нарушения в виде задержки речевого развития, атактической дизартрии, может иметь место алалия.

У 60–70 % больных отмечаются речевые расстройства и задержка психического развития. При поражении лобных долей – эйфория, суетливость, расторможенность, олигофрения. При поражении только мозжечка дети малоинициативны, у них отмечается страх падения. Если поражение мозжечка сочетается с поражением лобных отделов мозга, то наблюдаются выраженное недоразвитие познавательной деятельности, некритичность, расторможенность, агрессивность. В 50 % случаев [Семенова, 1979] помимо тяжелых двигательных нарушений у детей при этой форме ДЦП имеет место тяжелая степень умственной отсталости.

Нарушения двигательной сферы при ДЦП

Большое значение в формировании патологической позы и локализации имеют нередуцированные патологические, тонические рефлексы: лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР), симметричный шейный тонический рефлекс (СШТР), асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР).

Все рефлексы проявляются у детей в младенчестве и благополучно исчезают в возрасте 4 месяцев. Но у детей с ДЦП они остаются довольно продолжительное время и весьма негативно влияют на двигательную активность ребенка. Все дело в том, что патологические, тонические рефлексы нарушают последовательное формирование правильных двигательных актов. Под их влиянием формируется неправильный двигательный стереотип, неправильные установки реальностей, что в конечном итоге приводит к образованию контрактур.


Как же проявляются тонические рефлексы? Лабиринтный тонический рефлекс проявляется в том, что если положить ребенка на живот, то у него согнутся во всех суставах руки и ноги, а если положить на спину, то – повысится тонус разгибателей рук и ног. При вертикальном положении младенца будут согнуты ноги в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах (поза «тройного сгибания»).

Симметричный шейный тонический рефлекс вызывается тем, что в результате наклона вперед головы ребенка, лежащего на спине, повышается мышечный тонус сгибателей рук и разгибателей ног, а при наклоне головы назад, повышается тонус сгибателей ног и разгибателей рук. При вертикальном положении повышается тонус сгибателей рук и разгибателей ног, причем ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней (поза «балерины»).

Асимметричный шейный тонический рефлекс возникает в результате поворота головы ребенка в сторону и сопровождается повышением мышечного тонуса разгибателей руки (в меньшей степени – ноги) на стороне, куда обращено лицо; на противоположной стороне повышается тонус сгибателей (поза «фехтовальщика»).

В последствии у ребенка с нередуцированными тоническими рефлексами формируются контрактуры, усугубляющие патологические позы.

Еще у больного ребенка могут наблюдаться такие нарушения, как гиперкинезы, синкинезии, тремор.

Гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения, обусловленные тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных двигательных актов. Они наблюдаются в покое и усиливаются при попытках произвести движения, во время волнения. Они могут быть выражены в мышцах артикуляционного аппарата, шеи, головы, различных отделов конечностей. Гиперкинезы характерны для гиперкинетической формы ДЦП (по классификации К.А. Семеновой) и гиперкинетического синдрома, который может осложнить все формы заболевания.

Тремор – дрожание конечностей (в особенности пальцев рук и языка). Тремор проявляется при целенаправленных движениях и в конце этих движений усиливается. Данное нарушение характерно для поражения мозжечковой системы. Наблюдается при атонически-астатической форме ДЦП (по классификации К.А. Семеновой) и при других формах, осложненных атаксическим (мозжечковым) синдромом.

Синкинезия– непроизвольно содружественные движения