Файл: Вадим Алджанов итархитектура от а до Я Теоретические основы. Первое.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 816

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от способа организации, обработки и хранения данных, OLAP системы могут быть реализованы на локальных компьютерах пользователей или с использованием выделенных серверов. Существует три основных способа хранения и обработки данных:
•локально. Данные размещаются на компьютерах пользователей. Обработка, анализ и управление данными выполняется на локальных рабочих местах. Такая структура OLAP системы имеет существенные недостатки, связанные со скоростью обработки данных, защищенностью данных и ограниченным применением многомерного анализа.
•реляционные базы данных. Эти базы данных используются при совместной работе OLAP системы с CRM системой или ERP системой. Данные хранятся на сервере этих систем в виде реляционных баз данных или хранилищ данных. OLAP сервер обращается к этим базам данных для формирования необходимых многомерных структур и проведения анализа.
•многомерные базы данных. В этом случае данные организованы в виде специального хранилища данных на выделенном сервере. Все операции с данными осуществляются на этом сервере, который преобразует исходные данные в многомерные структуры. Такие структуры называют OLAP кубом. Источниками данных для формирования OLAP куба являются реляционные базы данных и/или клиентские файлы. Сервер данных осуществляет предварительную подготовку и обработку данных. OLAP сервер работает с OLAP кубом, не имея непосредственного доступа к источникам данных (реляционным базам данных, клиентским файлам и др.).
В зависимости от метода хранения и обработки данных, все OLAP системы могут быть разделены на три основных вида:
•ROLAP (Relational OLAP – реляционные OLAP системы) – этот вид OLAP системы работает с реляционными базами данных. Обращение к данным осуществляется напрямую в реляционную базу данных. Данные хранятся в виде реляционных таблиц. Пользователи имеют возможность осуществлять многомерный анализ как в традиционных OLAP системах. Это достигается за счет применения инструментов SQL и специальных запросов. Одним из преимуществ ROLAP является возможность более эффективно осуществлять обработку большого объема данных.
Другим преимуществом ROLAP является возможность эффективной обработки как числовых, так и текстовых данных. К недостаткам ROLAP относится низкая производительность
(по сравнению с традиционными OLAP системами), т. к. обработку данных осуществляет сервер
OLAP. Другим недостатком является ограничение функциональности из-за применения SQL.
•MOLAP (Multidimensional OLAP – многомерные OLAP системы). Этот вид OLAP систем относится к традиционным системам. Отличие традиционной OLAP системы, от других систем, заключается в предварительной подготовке и оптимизации данных. Эти системы, как правило, используют выделенный сервер, на котором осуществляется предварительная обработка данных.
Данные формируются в многомерные массивы – OLAP кубы. MOLAP системы являются самыми эффективными при обработке данных, т. к. они позволяют легко реорганизовать и структурировать данные под различные запросы пользователей. Аналитические инструменты
MOLAP позволяют выполнять сложные расчеты. Другим преимуществом MOLAP является возможность быстрого формирования запросов и получения результатов. Это обеспечивается за счет предварительного формирования OLAP кубов. К недостаткам MOLAP системы относится ограничение объемов, обрабатываемых данных и избыточность данных, т. к. для формирования многомерных кубов, по различным аспектам, данные приходится дублировать.
•HOLAP (Hybrid OLAP – гибридные OLAP системы). Гибридные OLAP системы представляют собой объединение систем ROLAP и MOLAP. В гибридных системах постарались объединить преимущества двух систем: использование многомерных баз данных и управление реляционными базами данных. HOLAP системы позволяют хранить большое количество данных в реляционных таблицах, а обрабатываемые данные размещаются в предварительно построенных многомерных OLAP кубах. Преимущества этого вида систем заключаются в масштабируемости данных, быстрой обработке данных и гибком доступе к источникам данных.


Существуют и другие виды OLAP систем, но они в большей степени являются маркетинговым ходом производителей, чем самостоятельным видом OLAP системы:
•WOLAP (Web OLAP). Вид OLAP системы с поддержкой web интерфейса. В этих системах
OLAP есть возможность обращаться к базам данных через web интерфейс.
•DOLAP (Desktop OLAP). Этот вид OLAP системы дает возможность пользователям загрузить на локальное рабочее место базу данных и работать с ней локально.
•Mobile OLAP. Это функция OLAP систем, которая позволяет работать с базой данных удаленно, с использованием мобильных устройств.
•SOLAP (Spatial OLAP). Этот вид OLAP систем предназначен для обработки пространственных данных. Он появился как результат интеграции географических информационных систем и OLAP системы. Эти системы позволяют обрабатывать данные не только в буквенно-цифровом формате, но и в виде визуальных объектов и векторов.
Применение OLAP системы дает организации возможности по прогнозированию и анализу различных ситуаций, связанных с текущей деятельностью и перспективами развития. Эти системы можно рассматривать как дополнение к системам автоматизации уровня предприятия.
Все преимущества OLAP систем напрямую зависят от точности, достоверности и объема исходных данных. Основными преимуществами OLAP системы являются:
•согласованность исходной информации и результатов анализа. При наличии OLAP системы всегда есть возможность проследить источник информации и определить логическую связь между полученными результатами и исходными данными. Снижается субъективность результатов анализа.
•проведение многовариантного анализа. Применение OLAP системы позволяет получить множество сценариев развития событий на основе набора исходных данных. За счет инструментов анализа можно смоделировать ситуации по принципу «что будет, если».
•управление детализацией. Детальность представления результатов может изменяться в зависимости от потребности пользователей. При этом нет необходимости осуществлять сложные настройки системы и повторять вычисления. Отчет может содержать именно ту информацию, которая необходима для принятия решений.
•выявление скрытых зависимостей. За счет построения многомерных связей появляется возможность выявить и определить скрытые зависимости в различных процессах или ситуациях, которые влияют на производственную деятельность.
•создание единой платформы. За счет применения OLAP системы появляется возможность создать единую платформу для всех процессов прогнозирования и анализа на предприятии.
В частности, данные OLAP системы, являются основой для построения прогнозов бюджета, прогноза продаж, прогноза закупок, плана стратегического развития и пр.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   44

ABS (Automated Banking System, Core Banking System) Автоматизированная Банковская
Программа
Специализированное комплексное программное обеспечение, предназначенное для ведения операционной деятельности в банковской сфере.
Классификация Управления Организацией
Функционально Ориентированная Организация Управления
Суть данной организации управления заключается в том, что перед каждой функциональной структурной единицей организации (бухгалтерия, отдел сбыта, администрация и т п) закреплен ряд функций, описана область ответственности, сформулированы критерии успешной
и неуспешной деятельности. При этом, как правило, данный подход характеризуется следующими выраженными признаки:
•Слабые горизонтальные связи между функциональными структурными единицами,
•Сильные вертикальные линии связи внутри одной функциональной структуры, типа
«начальник-подчиненный».
Подчиненный отвечает только за порученные ему функции и, возможно, за деятельность своего подразделения в целом. Функции и результаты работы параллельных структурных единиц его не очень интересуют. Данные структурируются по функциональному назначению структурных подразделений компании. Как пример, для небольшой компании в качестве ИТ решения может быть выбрано решение 1С «Бухгалтерия» для ведения хозяйственной деятельности, бухгалтерского и Управленческого учета. Все остальные функциональные подразделения используют данное решение для автоматизации операционной деятельности исходя из имеющегося функционала. Для крупной компании для финансового департамента может быть выбрано решение, например, Программа 1С конфигурация «Бухгалтерия», а для
Отдела Кадров выбрано решение 1С конфигурация «Управление Сотрудниками», отвечающие требованиям подразделений.
Функциональный подход к управлению оптимален для предприятий с простой организационной структурой, когда весь бизнес (или его значительная часть) сосредоточена в рамках одной структурной единицы, или же для крупного предприятия, бизнес процессы которого идут обособленно. Например, в случае промышленного предприятия, когда некоторая структурная единица выполняет полный цикл производства некоторого товара. В целом этот подход больше всего подходит предприятиям со стабильными бизнес-процессами, что присуще, например, предприятиям, действующим на рынках с низким уровнем конкуренции. На данной момент наблюдается преобладает функциональном (иерархическом) подходе к управлению организацией.
Процесс Ориентированная Организация Управления
При процессном подходе к организации управления, каждая структурная единица обеспечивает выполнение конкретных бизнес-процессов, в которых она участвует. Обязанности, область ответственности, критерии успешной деятельности для каждой структурной единицы сформулированы и имеют смысл лишь в контексте конкретного бизнес-процесса. Данный подход как правило характеризуется следующими признаками:
•Горизонтальные связи между структурными единицами при таком подходе сильнее
•Вертикальные слабее, чем в случае функционального подхода.
Сотрудник отвечает не только за свои функции, но и за те бизнес-процессы, в которых он задействован, поэтому результаты деятельности параллельных структурных единиц, которые участвуют в тех же бизнес-процессах, что и он, для него важны.
В контексте управления ИТ сервисами, данные структурируются по назначению процесса бизнес приложений. Как пример, в компании определяются бизнес процессы (процесс закупки, процесс движения денежных средств, и т п). В процесс закупки на различных этапах деятельности, вовлечены различные функциональные подразделения организации (например, отдел закупок отвечает за сбор предложений, проведение тендера, финансовый департамент отвечает за оплату, административный отдел за доставку товара и т п). Как пример для
Для современных предприятий характерна сложная организационная структура, в рамках которой ответственность за выпуск конечного продукта или услуги распределяется между многими структурными единицами. И в этом случае преимущества процессного подхода становятся очевидны, особенно для предприятий, которым приходится часто изменять свои бизнес-процессы, что характерно для рынков с высоким уровнем конкуренции. Процессный подход позволяет взглянуть на информационную систему не как на программу, на которую приходится расходовать финансы, а как на инструмент бизнеса направленный на получение ценности для компании.
Классификация Информационных Систем с точки зрения ИТ
Функционально Ориентированная Информационная Система


Как видно из особенностей функционально ориентированного подхода к управлению организацией, информационная система предприятия выбирается исходя из требований функционального подразделения компании. Так для примера, была выбрана система «1С конфигурация Бухгалтерия» покрывающая требования по ведению Управленческого,
Бухгалтерского и Налогового Учета в процессе ведения коммерческой и хозяйственной деятельности. Деятельность остальных подразделений (отдела кадров, отдела продаж, администрации и т п) по возможности встраивается в имеющуюся информационную систему с использованием «базового» функционала. В процессе развития компании, информационная система модернизируется, обновляется и в целом удовлетворяет требованиям бизнеса. ИТ департамент обеспечивает внедрение и сопровождение системы. На каком-то этапе своего развития отдел продаж или маркетинга, нуждается в дополнительном функционале, отсутствующем в имеющейся системе. Перед руководством компании, как и перед руководителем ИТ департамента, возникает вопрос: сменить текущую систему на новую, в которой помимо имеющегося функционала, так же присутствуют функции, требуемые со стороны отдела продаж. Бухгалтерия, а возможно и другие подразделения, возможно будут против, как и руководитель ИТ по следующим причинам:
•Текущая система удовлетворяет требования большинства подразделений компании
•Имеется наработанная практика работы с программой со стороны бизнеса
•Имеется наработанная практика работы с программой со стороны ИТ (баги, ошибки, навыки сопровождения и т п)
Внедрение новой системы неизбежно ведет к появлению следующих обязательных вопросов:
•Постановка технического задания по имеющимся функциям
•Постановка технического задания по новым функциям
•Реинжиниринг бизнес процессов для адаптации к новой системе
•Наличие ресурсов для внедрения и сопровождения
•Как новое решение вписывается в имеющуюся ИТ инфраструктуру
•План внедрения новой информационной системы без прерывания бизнеса
•План миграции информации из старой системы в новую
•Обучение персонала
•Вопросы по поддержке
•План восстановления бизнеса на случай не удачного внедрения проекта
В независимости от полноты ответов и правильности их реализации, внедрение новой системы неизбежно ведет к появлению следующих потенциальных рисков и проблем:
•Расходы на внедрение новой системы (как прямые, так и косвенные расходы времени и денег)
•Не удобство для пользователей (интерфейс другой, формы и процессы могут отличатся значительно)
•Возрастания количества ошибок и проблем во времени эксплуатации системы пользователями (не знают, ошибки и т п)
•Время устранения проблем со стороны ИТ увеличивается (ИТ не имеет навыков по сопровождению системы)
•Вопросы по миграции данных из старой системы в новую
Вообще, как уже упоминалось ранее в книге, для замены текущей системы на новую необходимы очень важные доводы, и это последнее, о чем должен думать ИТ архитектор при построении ИТ Архитектуры Предприятия.
Как результат, скорее всего будет принято решение, по приобретению отдельного решения с имеющимся функционалом, удовлетворяющим требования отдела продаж. Например, Microsoft
Navision CRM.
Некоторые преимущества данного решения будут:
•Влияние на текущие бизнес процессы минимальный, так как компания продолжает работать с имеющемся решением
•Расходы по внедрению значительно ниже


•Уровень всех потенциальных проблем снижается по причине уменьшения масштаба влияния
•При провале проекта, отдел продаж продолжит работать с имеющейся системой
•Нет необходимости в миграции данных
Но возникают вопросы: Есть ли необходимость технической интеграции двух систем между собой и если да, то как и на каком уровне. Преимущества выбора Функционально
Ориентированной Информационной Системы:
•Содержит необходимый функционал для обеспечения работы
•Обычно более проста и понятна для внедрения и использования
•Процесс внедрения проще за счет меньшего масштаба внедрения
Недостатки:
•Сопровождение потенциально большего количества информационных систем
•Вопросы по интеграции большего количества информационных систем между собой
•Требует большего распыления ИТ ресурсов
•Требования по знанию различных систем
Процесс Ориентированная Информационная Система
Теперь рассмотрим особенности Процесс ориентированного подхода к управлению организацией, и его влияние на построении ИТ инфраструктуры компании. Информационная система предприятия выбирается исходя из анализа бизнес процессов, происходящих в компании. Как написано в предыдущей главе, компания описывает бизнес процессы как основные, так и вспомогательные. Полнота описания процессов и их точность позволит выбрать наиболее правильное решение. Так для примера, была выбрана система «Microsoft Dynamics
Navision» или 1С Конфигурация Управление Предприятием» покрывающая требования всех имеющихся бизнес процессов. Также в процессе роста организации могут возникнуть потребности в новом функционале, и требовании интеграции имеющегося решения с новой системой.
Преимущества выбора Процесс Ориентированной Информационной Системы:
•Содержит необходимый функционал для обеспечения работы компании на протяжении всего жизненного цикла
•Сопровождение меньшего количества информационных систем (потенциально единая система в организации)
•Вопрос по интеграции информационных систем между собой не актуален или не критичный
•Не требует распыления ИТ ресурсов
•Нет требований по знанию большого количества различных систем
Недостатки:
•Более высокая первоначальная стоимость решения за счет большего функционала
•Риски внедрения и сопровождения выше, так как является основной для бизнеса, относительно сложной и т п
«Эталонная» Информационная Система (Management Information
System)
При анализе и сравнении выше приведенных систем, а также исходя из опыта внедрения и сопровождения различных информационных систем, возможности бизнеса и т п можно создать так называемую идеальную «эталонную» модель Информационной Системы для вашей компании. На мой взгляд, в контексте построения крупной, централизованной Архитектуры
Предприятия, идеальная модель будет выглядеть как:
•Единая Универсальная Информационная Система, построенная по модульному принципу, совмещающая в себе как функциональный, так и процессный подходы.
Преимущества Единой Информационной Системы:
•Все преимущества Процесс Ориентированной Информационной Системы