Файл: Тема Развитие системы знаний о государственном управлении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 1140
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Необходимым шагом к оптимизации порядка предоставления государственных услуг и функций является инвентаризация всех административных действий и процессов, то есть разработка административных регламентов – нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, устанавливающих сроки и последовательность административных процедур и административных действий органов власти, а также порядок их взаимодействия с физическими или юридическими лицами.
В настоящий момент регламентируются только государственные и муниципальные функции и услуги, подразумевающие непосредственное взаимодействие с гражданами и организациями – собственно государственные услуги, функции по контролю и надзору, типовые государственные услуги по рассмотрению обращений граждан. Остальные полномочия регламентации не требуют и могут быть урегулированы ведомственными актами.
В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ разработка и утверждение административных регламентов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В целях координации работы по утверждению административных регламентов на региональном и муниципальном уровне Минэкономразвития России разработаны и одобрены Правительственной комиссии по проведению административной реформы методические рекомендации по разработке и утверждению административных регламентов регионального и местного уровня.
75 субъектами Российской Федерации разработаны и утверждены порядки разработки и утверждения административных регламентов государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с использованием методических рекомендаций.
В целях содействия снижению административных барьеров и повышения доступности государственных услуг в регионах на основе анализа законодательства Российской Федерации были подготовлены типовые перечни региональных и муниципальных услуг (функций). В перечне региональных услуг (функций) отражено 116 наименований, в перечне муниципальных услуг (функций) - 65 наименований.
Всего на сегодняшний день на федеральном уровне регламентировано более 550 государственных услуг (функций), на региональном уровне регламентировано более 12400 государственных услуг (функций), на муниципальном уровне регламентировано более 38200 муниципальных услуг (функций).
Преимущества получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде заключаются в: а) доступности информации, связанной с получением услуг; б) возможности подачи заявления о предоставлении государственных и муниципальных услуг с домашнего или рабочего компьютера; в) упрощении процедур получения государственной и муниципальной услуги; г) сокращение времени от подачи заявления до выдачи оформленного документа; д) информированности гражданина на каждом этапе работы по его заявлению; е) сокращение количества предоставляемых документов; ж) ликвидации бюрократических проволочек вследствие внедрения системы электронного документооборота; з) снижении коррупционных рисков, возникающих при личном общении с чиновниками. Для того, чтобы получить государственную и муниципальную услуг в электронной форме, нужно зарегистрироваться на Портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru)
Портал государственных и муниципальных услуг - это государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг. На едином портале государственных и муниципальных услуг заявитель имеет возможность, не посещая орган власти: • получить полную информацию об интересуемой услуге; • скачать формы заявлений и иных документов, необходимых для получения услуги • подать заявление на получение услуги; • отслеживать статус обработки заявления в Личном кабинете; • получить результат оказания услуги.
Основной идеей создания системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.
Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.
В настоящее время МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Наличие у органов исполнительной власти значительного числа избыточных функций и неэффективные механизмы их реализации являются серьезным препятствием интенсивному развитию предпринимательства, подрывают доверие бизнеса к государственной власти.
Решение этой проблемы предполагает ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования за счет оптимизации функций органов исполнительной власти, и формирование эффективных механизмов противодействия коррупции.
Целями реализации административной реформы по этому направлению являются оптимизация функций органов исполнительной власти, включая функции по осуществлению контроля и надзора, и внедрение особых механизмов противодействия коррупции в органах исполнительной власти.
Основная деятельность должна быть сосредоточена на исключении избыточных и дублирующих функций органов исполнительной власти, организационном разделении правоустанавливающих функций, функций надзора и контроля и функций по управлению государственным имуществом и предоставлению государственных услуг .
Необходимо также продолжить работу по передаче отдельных функций, осуществляемых органами исполнительной власти и их подведомственными организациями, субъектам предпринимательства, которые могут сами эффективно осуществлять эти функции.
В первоочередном порядке следует законодательно закрепить упразднение функций, не имеющих под собой достаточных правовых оснований и препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав либо возлагающих дополнительные обязанности на предпринимателей. Это позволит сократить неэффективное вмешательство государства в экономику и общественную жизнь, уменьшить издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, обеспечить реализацию гражданами конституционных прав, а также сосредоточить работу государственных органов на решении необходимых обществу и государству задач.
Наряду с упразднением избыточных функций должен идти процесс введения новых функций, помогающих эффективно решать общественные задачи, а также процесс модернизации и совершенствования выполнения необходимых государственных функций, который также потребует изменения нормативно-правовой базы и проведения организационных мероприятий.
В то же время для предотвращения появления новых избыточных функций необходимо разработать и законодательно закрепить процедуру публичного доказательства органами исполнительной власти необходимости введения дополнительных функций.
Важной составляющей деятельности по оптимизации функций органов исполнительной власти является совершенствование действующей системы контроля и надзора, направленное на дальнейшее сокращение административных ограничений предпринимательской деятельности.
Необходимым условием оптимизации функций органов исполнительной власти является ликвидация коррупции в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления.
В то же время в ряде органов исполнительной власти возникают дополнительные условия для коррупции. В группу органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерно:
-
1) наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств; -
2) высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы; -
3) высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями.
В связи с этим необходимо:
-
1. создать специальные антикоррупционные механизмы в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции; -
2. внедрить экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность; -
3. разработать пакет антикоррупционных нормативных правовых актов; -
4. разработать ведомственные и региональные антикоррупционные программы.
Институт гос.службы - система правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений.
Это система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы , статуса государственных служащих, гарантий и процедур его реализации, а также механизма прохождения государственной службы.
Таким образом, правовому регулированию подлежат три большие сферы в системе государственно-служебных отношений:
1) формирование системы государственной службы;
2) создание статуса государственного служащего и гарантий его осуществления;
3) механизм прохождения государственной службы (здесь может быть множество процессуальных норм, работающих в самых разных подинститутах, входящих в структуру института государственной службы).
Институт государственной службы состоит из первичных единичных юридических положений — правовых норм, устанавливающих многочисленные и разнообразные по характеру и значимости государственно-служебные отношения.
Институт государственной службы включает в себя правовые нормы, которые устанавливают:
-
формирование государственно-служебного правоотношения; -
должности, которые занимают служащие, осуществляющие от имени государства его функции; -
принципы службы; -
правовой статус служащего; -
прохождение службы; -
прекращение государственно-служебного отношения.
Государственная служба как правовой институт регулирует организацию и деятельность всех работающих (сотрудников), которые на профессиональной основе выполняют государственные задачи и функции и которые введены (назначены, избраны) в структуру государственного органа (государственной администрации) на уровне Федерации, ее субъектов.
Программа реформирования и развития государственной службы России предусматривает в качестве одного из главных направлений и ожидаемых результатов – формирование системы управления государственной службой. В отдельном разделе указана двуединая цель этой системы: обеспечение единства государственной службы, взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества и координация деятельности государственных органов по вопросам поступления на государственную службу, прохождения, профессионального развития служащих и прекращения государственной службы.
Для достижения поставленной цели предусматриваются меры по обеспечению:
·разделения в рамках единой системы управления государственной службой федерального уровня и уровня субъектов РФ;
·координации деятельности подразделений государственных органов по вопросам государственной службы и кадров;
·взаимодействию с органами муниципального управления;
·открытости системы управления государственной службой для граждан и гражданского общества;