Файл: Тема Развитие системы знаний о государственном управлении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 1141

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отсутствие эффективного взаимодействия между органами государственного и муниципального управления и обществом. Отчасти это обусловлено незавершенностью формирования институтов гражданского общества, но главное – отсутствие последовательной государственной политики.

Непонимание проводимых реформ населением – это только один из аспектов более общей проблемы – отчуждения системы государственного и муниципального управления от общества. Это чревато целым рядом опасностей и рисков, как для развития общества, так и эффективности государственного и муниципального управления. Среди таковых прежде всего выделяются следующие:

1.Невыполнение населением, а также органами государственного и муниципального управления мер и решений, которые им непонятны. Хотя приведенные ниже данные социологических опросов и дают позитивную динамику, до утешительных показателей еще далеко.

2.Сохраняется негативное отношение населения к значительной части представителей власти: 44,2% опрошенного населения считают, что реформы проводятся сугубо в интересах бюрократии, еще 30,2% – усматривают в них реализацию интересов бизнеса.

Необходимость реформирования системы государственного и муниципального управления – это не только характерная особенность развития системы публичной власти в России. Периодически все государства вынуждены признавать неэффективность публичного управления и принимать решение о необходимости административного реформирования. Как показывает анализ истории развития системы власти в самых разных государствах, административное реформирование с определенной степенью регулярности переживают все государства. Такое реформирование имеет как общие, универсальные для многих государств, характеристики, так и особенности, обусловленные спецификой не только решаемых задач в определенный исторический момент, но и государства, государственной политики.

ели административной реформы:

оптимизация и упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти;

изменение их системы, структуры и режима функционирования;

простота и эффективность работы государственных органов;

совершенствование отношений между ними и хозяйствующими субъектами;


демократизация управления, его открытость и доступность для граждан.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:

1) внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;

2) разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;

3) реализация единой вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнения ими своих полномочий (ГАС «Управление»);

4) создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

5) организация предоставления государственных услуг в электронной форме;

6) оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

7) повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;

8) модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

9) формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

Направление модернизации государственного управления, связанное с информационным обеспечением и управлением изменениями, было отмечено целым рядом управленческих нововведений. К инновационным организационным решениям можно отнести «библиотеки лучшей практики», которые являются новой, более совершенной по сравнению с традиционным участием в конференциях, семинарах, круглых столах, формой обмена современным опытом управления. В интернет-библиотеках лучших практик собираются описания наиболее успешных проектов, реализуемых в разных городах мира, по решению самых разнообразных проблем: транспортных, экологических, в области ресурсосбережения, безопасности, социального обеспечения, здравоохранения и пр.

К другим нововведениям в рамках данного направления модернизации государственного управления можно отнести мониторинг оценки качества и конкурентоспособности государственного управления. Особое значение отводится разработке показателей и индикаторов качества, полноты и доступности услуг, постоянному отслеживанию уровня их результативности и эффективности, своевременному реагированию на возникающие проблемы и корректирующим действиям и мероприятиям, призванным исправить выявленные недостатки.



Совершенствование и модернизация разных сторон государственной службы создают предпосылки улучшения работы государственных чиновников, повышения уровня их мотивации, роста ответственности за порученное дело, ориентируют на достижение результата, на проявление инициативы и самостоятельности, укрепляют исполнительскую дисциплину. С внедрением новой системы повышаются требования к специализации кадров, объективно сформулированным плановым заданиям и оценке их исполнения, ресурсному обеспечению деятельности. Помимо организационных изменений, внедрение контрактной практики в сфере государственного управления требует разработки процедур и методов определения результатов деятельности, а также нормативного обоснования их стоимости. 

Повышение качества государственных услуг - одно из четырех основных направлений проводимой в стране реформы системы государственного управления. Основная цель этого реформирования - повышение уровня и качества жизни населения, переход к стандартам государственных услуг нового поколения, основанных на позиции потребителя этих услуг.

Особенно актуален переход к стандартам нового поколения для нашей сферы. Ведь за государственными услугами в органы труда и социальной защиты обращается, как правило, наиболее уязвимая часть населения. Да и по числу предоставляемых населению услуг система социальной помощи и поддержки, пожалуй, превосходит другие области жизнедеятельности.

Для населения обеспечена и информационная доступность, то есть возможность получить необходимую информацию о той или иной государственной услуге в области социальной защиты, не обладая специальными знаниями или знакомыми, работающими в социальной отрасли.
Особое внимание в Департаменте уделяется вопросам повышения качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг. В настоящий момент в регионе предоставление услуг на базе многофункциональных центров, организовано в 8 городских округах и муниципальных районах области, на территории которых функционирует 9 МФЦ. Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» составляет 49,4%.

Стоит отметить, что немаловажным фактором, влияющим на степень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг, является развитие системы межведомственного электронного взаимодействия. Эта система позволяет минимизировать количество документов, представляемых гражданином, и оперативно получать необходимые документы от государственных и муниципальных органов.


Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования, также могут способствовать предотвращению конфликтов государственных органов и частного сектора.

Самыми структурированными и в то же время самыми распространенными являются конфликты между государственными органами исполнительной власти. Причины данных конфликтов разнообразны, начиная от функциональной неопределенности и заканчивая корпоративными интересами служащих, различий в статусах и полномочиях. Преодолеть данные конфликты возможно посредством создания оптимальной структуры и системы распределения функций opганов исполнительной власти, оптимизации исполнения функций исполнительной власти на основе результатов функциональных обзоров.

Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства остается целью административной реформы согласно Концепции административной реформы в РФ. В числе способов достижения этой цели называются оптимизация функций органов исполнительной власти и формирование эффективных механизмов противодействия коррупции. Именно политика, проводимая в сфере государственного регулирования в экономике, оказывает влияние на качество государственного регулирования.

Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. Необходимость проведения административной реформы обусловлена нарастающим разрывом между потребностями современного российского общества и существующим уровнем эффективности функционирования системы власти.

Для повышения экономической эффективности и результативности деятельности органов власти нужна разработка комплекса (системы) инструментов, обеспечивающих повышение результативности деятельности его работников и структурных подразделений. Кроме того, нужна и система контроля - оперативный мониторинг за отслеживанием соблюдения показателей, которые будут в динамике отражать качество оказанных государственных услуг. 
В основе деятельности всех органов государственного управления должна лежать концепция «интегрированного государственного управления», суть которой - рассмотрение потребностей граждан как отправной точки последующих действий всех ветвей исполнительной власти. Поэтому совершенствование ее структуры должно базироваться на принципе «публичного управления», одним из ключевых элементов которого должна стать передача большого объема деятельности по предоставлению определенного рода государственных услуг от непосредственно правительства к независимым специализированным агентствам следующего звена управления. 

Повышение эффективности и результативности органов государственного управления в условиях административной реформы необходимо осуществлять поэтапно в каждой ветви власти, в каждом министерстве, службе и агентстве по следующим направлениям:

1. Разработка реестра всех государственных полномочий (услуг, функций), осуществляемых органами власти, с определением критериев объективности, измеримости и информационности. Особо следует выделить в реестре общественно значимые полномочия, (услуги, функции).

2. Изучение опыта применения показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, утвержденных Комиссией при Президенте Российской Федерации в 2007 г., и индикаторов и показателей федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)». На основе изученного опыта разработка индексов эффективности базовых и деятельности органов власти, что поможет создать условия для дальнейшего внедрения системы управления экономической эффективностью и результативностью.

3. Определение целей и задач мониторинга использования бюджетных средств органами власти; выявление результатов управления государственными финансовыми ресурсами.

4. Путем реализации вышеперечисленных мероприятий создать объективные условия для принятия управленческих решений по вопросам перераспределения ресурсов, в том числе трудовых, а также функций и полномочий органов власти. Оптимизация их числа, с одной стороны, и повышение социальной и экономической эффективности - с другой, направлены на повышение результативности органов управления.

5. Анализ функциональных обязанностей, эффективности и результативности деятельности всех подразделений и сотрудников, что позволит принимать решения по перераспределению ресурсов и функций.

Перечисленные меры не являются панацеей в решении проблем эффективности органов власти. Однако это реальный шаг к разработке единой методологии и системы критериев оценки эффективности не только государственного органа, но и каждого госслужащего. Регулярная оценка результативности деятельности сотрудников обеспечит руководство соответствующей информацией о работе конкретного служащего, возможность их морального и материального стимулирования на объективной основе. Добросовестная работа каждого специалиста является одним из наиболее важных условий результативной деятельности подразделения и органа власти в целом.