Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 1322

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления

1.1 Понятие и сущность взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления

1.2 Принципы взаимодействия государственных и муниципальных органов

Глава 2. Характеристика взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления (на примере Красноярского края и администрации Шушенского района)

2.1 Организация взаимодействия органов местного самоуправления в Шушенском районе и органов государственной власти Красноярского края

2.2. Направления и формы взаимодействия органов государственной власти Красноярского края с органами местного самоуправления Шушенского района

2.3 Механизмы оптимизации взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления

Заключение

Список используемых источников и литературы

Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Кроме этого, существуют и другие формы взаимодействия двух уровней власти. Формой взаимодействия является сотрудничество государственной и местной властей через ассоциации муниципальных образований. В рамках ассоциации органы местного самоуправления могут более точно сформулировать и доводить до сведения государственных органов их общие проблемы. Для государственной власти ассоциация муниципальных образований - та организация, через которую можно обращаться одновременно ко всем ее членам и вырабатывать согласованную политику в отношении местного самоуправления.

Важно только, чтобы каждая из властей - государственная и местная - не выходили за пределы своей компетенции и не вмешивались в чужие полномочия.

Требует рассмотрения проблема взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основе договора или соглашения, заключаемого между взаимодействующими субъектами. Федеральное законодательство не содержит норм, прямо предписывающих такое взаимодействие. Законодательно закреплена самостоятельность государственной и муниципальной власти в определении форм реализации своих полномочий, что дает основания для вывода о допустимости взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов мест­ного самоуправления на основе договора.

Между органами государственной власти края и органами местного са­моуправления муниципальных образований заключен ряд соглашений о взаимодействии в социально-экономической сфере, направленных на развитие отдельных областей жизнедеятельности муниципальных образований и автономного округа в целом.

Так, Постановлением Администрации Шушенского района от

08.11.2016 года № 706 , которым регулируется Муниципальная программа Шушенского района «Система социальной защиты населения Шушенского района», устанавливается обеспечение своевременного и качественного исполнения переданных государственных полномочий по приему граждан, сбору документов, ведению базы данных получателей социальной помощи и организации социального обслуживания


В данной программе отмечается, что управление социальной защиты населения администрации Шушенского района выполняет государственные полномочия по организации деятельности органов управления системой социальной защиты населения, обеспечивающих решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания населения.

Муниципальные бюджетные учреждения социального обслуживания, осуществляют деятельность, направленную на социальное обслуживание населения, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений социального обслуживания населения. Общий объем финансирования на реализацию данной муниципальной программы за счет средств федерального, краевого и районного бюджетов, по прогнозным данным, за период с 2015 по 2019 годов, составит 328083,22310 тыс. рублей, в том числе:

  • в 2015 году - 66693,68969 тыс. рублей;
  • в 2016 году - 65031,45341 тыс. рублей;
  • в 2017 году - 65489,36000 тыс. рублей;
  • в 2018 году - 65434,36000 тыс. рублей;
  • в 2019 году - 65434,36000 тыс. рублей.

Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать следующие основные выводы.

    1. Взаимодействие всегда носит конкретный характер. В каждом отдельном случае в его определении должны быть указаны направления, формы и принципы взаимодействия сторон, одновременно позволяющие сделать вывод об эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
    2. Действия взаимодействующих субъектов должны основываться на законе.
    3. Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации не должно ограничиваться только принципами законности, самостоятельности, разграничения компетенции. Анализ нормативной базы позволяет выделить еще ряд принципов, на основе которых строится взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
  • пропорциональность при распределении финансовых потоков;
  • принцип организационной обособленности органов местного самоуправления от органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • принцип взаимного согласования принимаемых решений и действий, затрагивающих интересы друг друга;
  • двусторонняя ответственность за соблюдение договоров и соглашений;
  • принцип приоритетности интересов населения, учет исторических и иных местных традиций.

Таким образом, взаимоотношения между Администрацией Шушенского района и региональными уровнями власти носят устоявшийся характер, однако существует необходимость их совершенствования и развития.


2.2. Направления и формы взаимодействия органов государственной власти Красноярского края с органами местного самоуправления Шушенского района

При рассмотрении форм и принципов взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации следует отметить, что как таковое взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления является своеобразной закономерностью формирования и функционирования государства. Чем последовательней и целенаправленней разработана и реализована в отдельном государстве модель взаимодействия его структур, тем эффективнее оно осуществляет свои задачи. Поэтому вопросы взаимодействия государственных и муниципальных органов власти — одни из наиболее сложных и важных. От их правильного решения во многом зависит не только судьба местного самоуправления в России, но и эффективность самого российского государства.

Рассматривая взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, целесообразно выделять следующие формы взаимодействия: координация и государственный контроль местного самоуправления. Характерной особенностью выделяемых форм взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления является их универсальный характер. Такие формы предназначены для решения тактических и стратегических задач местного самоуправления в русле государственной муниципальной политики.

Так, Постановлением Администрации поселка Шушенское от 27.09.2017 №614 утверждается Порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения поселка Шушенское. В данном Постановлении указывается, что муниципальный контроль осуществляется за:

  • выполнением требований федеральных законов, законов Красноярского края и муниципальных правовых актов администрацией поселка Шушенское по вопросам обеспечения сохранности автомобильных дорог местного значения;
  • исполнением предписаний, выданных органом, уполномоченным на осуществление муниципального контроля (далее - орган муниципального контроля), об устранении выявленных нарушений в области обеспечения сохранности автомобильных дорог местного значения.

Целью и задачей муниципального контроля является реализация полномочий органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения в области обеспечения сохранности автомобильных дорог местного значения.

К полномочиям органа муниципального контроля относятся: - осуществление муниципального контроля;

  • разработка административного регламента осуществления муниципального контроля в порядке, установленном Законом Красноярского края от 05.12.2013 N 5-1912 «О порядке разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля»;
  • проведение мониторинга эффективности муниципального контроля;
  • осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Красноярского края.

Эффективной формой взаимодействия и учета как региональных, так и муниципальных интересов является осуществление права законодательной инициативы органами местного самоуправления в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также представительным органам местного самоуправления .

Другой формой взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, осуществляемого по признаку «сверху вниз», является государственный контроль местного самоуправления.

Рассмотрим отдельные формы взаимодействия органов государственной власти края с органами местного самоуправления, в том числе Шушенского района.

В 2003 году в России был принят Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который стал основой глобальной административной реформы. С этого времени полномочия органов государственной власти и муниципального уровня управления стали жестко регламентироваться. Для многих территорий страны реформа оказалась длительной, сложной и болезненной. Красноярскому краю удалось на начальном этапе купировать некоторые трудности реформы и эволюционным путем прийти к современной управленческой системе.


Помочь районам, городам и поселкам самоопределиться, организовать местное самоуправление на каждой территории наиболее эффективно — стало задачей № 1 краевой власти. Практически одновременно с принятием Федерального закона № 131-ФЗ в регионе по инициативе Совета администрации Красноярского края и Законодательного собрания Красноярского края было создано краевое государственное учреждение «Консультационно-методический центр». Правоприменительная практика в муниципалитетах, юридические консультации, разработка методических рекомендаций — эти направления стали основными в деятельности учреждения.

Однако после нескольких исследований, проведенных специалистами учреждения, выяснилось, что консультаций и методических рекомендаций недостаточно — представителям органов местного самоуправления, которых в регионе насчитывается порядка четырех тысяч, необходимо профессионально развиваться, получать дополнительные знания, умения и навыки.

Так, анализ профессионального состава представителей муниципального управления показал, что лишь 10% служащих с высшим образованием учились по профилю «государственное и муниципальное управление». Наиболее уязвимая часть кадрового состава муниципальной службы края — муниципальный служащий поселения. Лишь каждый третий из них получил высшее образование по гуманитарной, аграрной или инженерной специальности. Доля представителей с образованием в сфере государственного и муниципального управления в поселениях не превышает 3%.

В 2010 году Консультационно-методический центр был переименован в Институт муниципального развития и начал разрабатывать для муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, курсы дополнительного образования, предложил им участие в обучающих семинарах и проектах, задача которых — сформировать на территории края сильное муниципальное сообщество, способное самостоятельно развиваться, работать эффективно, самосовершенствоваться.

С этого же времени Институт ежегодно проводит Сибирский муниципальный форум. Это площадка для организации диалога между представителями органов государственной власти, местного самоуправления, экспертным сообществом, для обсуждения и выработки подходов по улучшению качества муниципального управления. В форуме принимают участие муниципальные служащие и лица, замещающие муниципальные должности, Красноярского, Краснодарского, Хабаровского краев, Новосибирской, Томской, Иркутской, Кемеровской, Самарской, Астраханской областей, Хакасии, Тывы, Якутии, Крыма и т.д. В качестве экспертов на форум приглашаются представители федеральной исполнительной и законодательной власти, признанные ученые-правоведы, специалисты в сферах стратегического планирования, брендинга, маркетинга территорий и др.