Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 1320

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления

1.1 Понятие и сущность взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления

1.2 Принципы взаимодействия государственных и муниципальных органов

Глава 2. Характеристика взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления (на примере Красноярского края и администрации Шушенского района)

2.1 Организация взаимодействия органов местного самоуправления в Шушенском районе и органов государственной власти Красноярского края

2.2. Направления и формы взаимодействия органов государственной власти Красноярского края с органами местного самоуправления Шушенского района

2.3 Механизмы оптимизации взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления

Заключение

Список используемых источников и литературы

2.1 Организация взаимодействия органов местного самоуправления в Шушенском районе и органов государственной власти Красноярского края

В условиях реформирования институтов публичной власти развитие местного самоуправления является одной из первоочередных задач правовой политики Российского государства. Так, в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию в 2013 г. указывается на необходимость «уточнения общих принципов организации местного самоуправления, развития сильной, независимой, финансово состоятельной

власти на местах» .

Одним из факторов, оказывающих влияние на решение вышеназванной проблемы, является поиск оптимальной модели взаимодействия органов публичной власти государственного и муниципального уровней в субъектах Российской Федерации. Государственная политика в сфере местного самоуправления является важным компонентом жизнедеятельности общества и формирует соответствующий механизм социально ориентированной публичной власти.

Во взаимоотношениях государственной власти и местного самоуправления необходимо учитывать два аспекта - социально- экономический и политико-правовой. В каждом регионе с учетом политических и экономических особенностей существует специфика выстраивания отношений между государственной и муниципальной властью, определения институциональной модели местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Безусловный интерес представляет анализ организационно-правовых форм, используемых в целях совместного решения как государственных, так и местных задач в Красноярском крае.

Красноярский край — второй по территории субъект Федерации, его площадь занимает 13,86% территории страны. Протяженность региона — около 3 тыс. км с севера на юг, 1250 км — с запада на восток в северной части. На территории 576 муниципальных образований: 17 городских округов, 44 муниципальных района, 27 городских и 487 сельских поселений. Муниципалитеты представляют все возможное в многонациональной России разнообразие культурных, религиозных традиций, бытовых укладов — от староверов до шаманов и буддистов, от латгальцев до сибирских татар, которые зачастую живут в соседних поселениях.

В крае существует постоянно действующий представительный и законодательный орган государственной власти - Законодательное Собрание Красноярского края, который осуществляет разработку и принятие законов, создающих основу народовластия, гарантий прав и свобод населения края.


В тоже время, высшим исполнительным государственным органом власти в крае является Правительство Красноярского края, данный орган осуществляет следующие основные функции: участие в реализации государственной политики, в различных областях; разработку проектов бюджета края и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития края; разработка проектов программ социально-экономического развития края.

Если рассматривать, что представляет собой местное самоуправление в Красноярском крае, то это форма власти, осуществляемая народом, которая действует в пределах, которые установлены Конституцией страны, федеральным законодательством, принятыми законами Красноярского края, самостоятельных и под свою ответственность решения жителей напрямую и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов жителей, учитывая исторические и иные местные традиции.

В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в Красноярского крае образуется совет муниципальных образований Красноярского края. Данное взаимодействие властей носит многообразный взаимный характер. Их отношения основывается на принципах законности, взаимоуважения и взаимной ответственности, согласования интересов .

Важно отметить, что участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частями 5 и 11 статьи 37 и статьей 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, органы государственной власти Красноярского края:

  • осуществляют государственную защиту и дают гарантии самостоятельности местного самоуправления;
  • способствуют помощи в хозяйственном и финансовом отношении;
  • устанавливают государственное и правовое регламентирование;
  • определяют государственную политику совершенствования местного самоуправления;
  • проводят государственный мониторинг и надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, устанавливают их государственную (конституционно- правовую) ответственность.

Таким образом, государственные власти Красноярского края, признавая местное самоуправление, взаимодействуя с ним, в свою очередь, также оказывается под его влиянием. Происходит увеличение присутствия государства в делах местного самоуправления края в основном идет по пути усиления централизации, увеличения субординационных отношений. Особенно наглядно это происходит за счет увеличения числа отдельных государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления31.


Следует подчеркнуть, что правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти края и органов местного самоуправления в регионе осуществляется путем принятия отдельных нормативных правовых актов. В Красноярском крае вопросы осуществления местного самоуправления регулируются Уставом (Основным законом) края, определяющим полномочия Губернатора и Правительства края в области местного самоуправления, гарантии местного самоуправления.

В ходе анализа содержания Основного Закона края было выявлено следующее: в Уставе Красноярского края положения, закрепляющие базовые начала взаимодействия государственных органов края и муниципальных органов, содержатся в статьях 161-165 .

Рассмотрим данные положения более подробно:

В соответствии со ст.161 Устава Красноярского края органы государственной власти и иные государственные органы должны обеспечивать государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления. Органы государственной власти края не вправе участвовать в осуществлении правового регулирования местного самоуправления, если это не предусмотрено федеральным законодательством, а контрольные и исполнительно- распорядительные полномочия вправе осуществлять только в тех случаях и в том порядке, который установлен Конституцией РФ, ФКЗ и законами края, которые принимаются в соответствии с ними. Органы государственной власти и должностные лица органов государственной власти Красноярского края вправе участвовать в формировании ОМСУ, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления только в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Кроме того, в соответствии со ст.162 Устава органы государственной власти Красноярского края не вправе принимать решения, которые ущемляют закрепленные федеральными законами и законами края за муниципальными образованиями, а также органами местного самоуправления права, ограничивают предусмотренные для них гарантии.

Органы государственной власти края при принятии решений, непосредственно касающихся муниципальных образований, могут проводить мероприятия по выявлению мнения населения и консультации с соответствующими органами местного самоуправления и учитывать их предложения.

В предусмотренных федеральными законами и законами края случаях выявление мнения и консультации, а равно учет предложений, указанные в пункте 2 настоящей статьи, носят обязательный характер.


Статьей 163 Устава определяется, что ОМСУ могут наделяться отдельными государственными полномочиями федеральным законодательством и законами рассматриваемого субъекта, а органы государственной власти, в свою очередь, должны предоставлять ОМСУ материальные и финансовые ресурсы, которые необходимы им для осуществления указанных полномочий.

В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований образуются Совет муниципальных образований Красноярского края и Ассоциация по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края.

Органы государственной власти края содействуют Совету муниципальных образований Красноярского края и Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края в реализации ими своих функций, направленных на представление интересов муниципальных образований в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти края, организацию сотрудничества с общественными объединениями.

Органы государственной власти края при решении вопросов бюджетной обеспеченности муниципальных образований, наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и других, касающихся местного самоуправления и отнесенных к ведению этих органов, должны учитывать особый статус Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского районов.

Губернатор края определяет орган исполнительной власти края и (или) должностное лицо края, обеспечивающие взаимодействие с муниципальными образованиями, находящимися на территории Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского районов, и учет интересов данных муниципальных образований при решении вопросов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Наиболее эффективной формой взаимодействия и учета как региональных, так и муниципальных интересов является осуществление права законодательной инициативы органами местного самоуправления в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 6.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также Уставу Красноярского края право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также органам местного самоуправления.


Несмотря на то, что в соответствии со ст. 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они тесно связаны с ними, взаимодействуя при осуществлении переданных им государственными органами некоторых властных полномочий. Весьма важным при этом является определение тех финансовых ресурсов, которыми каждый уровень власти располагает.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В 2008 году органам местного самоуправления края федеральными за­конами передано 6 полномочий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, и 24 полномочия, переданные органам местного самоуправления законами Красноярского края и осуществляемые за счёт средств окружного бюджета.

Ещё одной формой взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, осуществляемого по признаку «сверху вниз», является государственный контроль местного самоуправления. Он осуществляется федеральными и региональными органами государственной власти и по объекту контроля может быть подразделен на два вида:

  1. контроль за соблюдением законов;
  2. контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (ст. 19-21 ФЗ №131).

Анализируя государственный контроль местного самоуправления, следует заметить, что условия и порядок контроля определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. При этом непременным условием эффективности контроля является его адекватность. Как предусмотрено ст. 8 Европейской хартии местного самоуправления, любой административный контроль над органами местного самоуправления должен осуществляться таким образом, чтобы степень вмешательства контролирующего органа была соразмерна значимости интересов, которые это вмешательство должно защитить.

Вся деятельность субъектов взаимодействия в различных сферах должна основываться на строгом, точном и неукоснительном соблюдении законодательства, регламентирующего организацию взаимодействия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти, компетенцию, формы и методы работы, а также иные аспекты их деятельности.

Согласно Уставу Красноярского края, контроль за соблюдением и исполнением законов Красноярского края осуществляется Думой Красноярского края наряду с другими уполномоченными органами.