Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 1342

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления

1.1 Понятие и сущность взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления

1.2 Принципы взаимодействия государственных и муниципальных органов

Глава 2. Характеристика взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления (на примере Красноярского края и администрации Шушенского района)

2.1 Организация взаимодействия органов местного самоуправления в Шушенском районе и органов государственной власти Красноярского края

2.2. Направления и формы взаимодействия органов государственной власти Красноярского края с органами местного самоуправления Шушенского района

2.3 Механизмы оптимизации взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления

Заключение

Список используемых источников и литературы

Правовые основы взаимодействия субъекта РФ с органами местного самоуправления по обеспечению прав граждан РФ отличаются социальной природой, а в основе сбалансирования цели совместной деятельности жителей должны быть их общие интересы. Местное самоуправление, как институт публичной власти является фундаментом представительной системы, выражает представительное народовластие, не всегда выступает формой воплощения и осуществления народного суверенитета, полноценно и пропорционально отражает социальную структуру общества.

Местное самоуправление выступает одним из системообразующих элементом в обеспечении развития субъектов РФ. Стране важно выявить потенциальные возможности и негативные тенденции для развития местного самоуправления. Мировая глобализация влияет на сферу социально- культурных прав граждан РФ, а недостаточная обоснованность развития и взаимодействия субъектов РФ[6], взаимоотношение региональных и федеральных органов власти, отсутствие региональной политики приводит к существенной диспропорции развития и обострения региональных проблем в государстве

Государство совершенствует основы региональной политики, и должно максимально учитывать местные особенности социально-экономического развития. В стране должна быть основана новая парадигма регионального саморазвития, которая осуществляется на основе интересов регионов и возложение ответственности за местное развитие в местные органы власти при предоставлении им максимальной автономии.

Обеспечение эффективного управления регионом органами местного самоуправления — это создание условий динамичного, сбалансированного социально-экономического развития для повышения уровня жизни населения и обеспечение гарантированных государством социальных стандартов каждому ее гражданину в контексте углубления процессов рыночной трансформации.

В региональном аспекте эта деятельность характеризуется специфическими целями, задачами, механизмами, в конечном итоге определяют ее стратегию и тактику, предусматривают учет широкого спектра этнических, политических, социально-экономических факторов каждого отдельного региона, что позволяет влиять тенденциям регионального развития. Таким образом, задача государственной власти на внутренней арене — достичь политического, экономического и гуманитарного единства страны на основе согласования разнонаправленных интересов всех регионов.


1.2 Принципы взаимодействия государственных и муниципальных органов

Принципы, на основе которых обеспечивается разграничение полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, взаимосвязаны, так как касаются различных сторон одного и того же явления, т.е. осуществления государственной и публичной власти на местах. Соблюдение одних принципов способствует реализации других. Нарушение какого-либо одного принципа влечет за собой нарушение и других.

Принципы можно разделить на конституционные, т.е. непосредственно закрепленные Конституцией РФ, и специальные, которые должны быть закреплены в конституциях и уставах субъектов РФ и непосредственно определять взаимоотношения государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, процедуру разграничения полномочий.

К конституционным принципам следует отнести принцип разделения властей (ст. 10), законности (ст. 15), приоритета прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 и 18), самостоятельности субъектов Федерации в установлении системы органов государственной власти (п. 1 ст. 77), единой системы органов исполнительной власти по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации (п. 2 ст. 77), разграничения полномочий между органами законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 102, 103, 114, 118) и др[7].

Принцип законности, безусловно, является основополагающим во всех видах взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти. Только неукоснительное соблюдение данного принципа, выраженного в детальной правовой регламентации общественных отношений, возникающих в процессе взаимодействия органов местного самоуправления и государственной власти, позволяет обеспечить их эффективность.

К специальным принципам, как представляется, следует отнести принцип функционального различия государственных и муниципальных органов власти, самостоятельности и равноправия во взаимоотношениях друг с другом, собственной компетенции, четкого определения полномочий, ответственности в границах компетенции.

Более целесообразным представляется анализ содержания специальных принципов, как непосредственно влияющих на эффективность и качество разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.


Суть принципа функционального различия между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления заключается в том, что, приступая к разграничению полномочий, прежде всего следует учесть функциональные различия между вышеуказанными органами.

Принцип собственной компетенции означает, что органы власти рассматриваемых уровней наделяются собственной компетенцией.

Принцип четкого определения своих полномочий заключается в том, что и органы государственной власти субъектов РФ, и органы местного самоуправления наделяются конкретными полномочиями, т.е. правами и обязанностями для реализации их компетенции. Полномочия, которыми наделяются органы власти рассматриваемых уровней, можно разбить на две группы. К первой группе полномочий относятся права и обязанности по непосредственному разрешению вопросов, отнесенных к компетенции того или иного органа власти одного из рассматриваемых уровней; ко второй группе — права и обязанности, обеспечивающие процедуру их деятельности.

Методология разграничения полномочий может быть следующая. На каждый предмет ведения накладывается соответствующая функция, состоящая из общих и специальных полномочий. Полномочия служат мерой должного поведения органов, их самостоятельности в выполнении установленных задач и функций, выражением конкретного вида решений и юридически значимых действий. Именно через полномочия просматривается характер взаимоотношений государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Принцип ответственности в пределах компетенции указывает на связь ответственности с компетенцией, ограниченность ее пределами компетенции. Во взаимоотношениях между органами государственной власти и местного самоуправления должна существовать взаимная ответственность, которая заключается в том, что существует не только ответственность органов местного самоуправления перед государством, но и ответственность самих государственных органов. В данном случае речь идет в первую очередь о юридической ответственности (коллективной и персональной), хотя применительно к органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления следует говорить и о политической ответственности перед населением.

Социальная ответственность основана на формировании и нормативном закреплении определенных действий субъектов общественных отношений как обязанностей (должное поведение) и на возможности применения социального принуждения (в различных формах) в случае невыполнения этих обязанностей .


Юридическая ответственность, будучи разновидностью социальной ответственности, обладает существенными отличиями. Они проявляются в том, что она урегулирована нормами права; обязанности субъектов взаимоотношений приобретают значение юридических; принуждение становится государственно-правовым, включающим в себя санкции; общественные отношения превращаются в правоотношения[8].

Закрепление принципа согласованности правовыми средствами, способствует эффективной совместной деятельности государственных органов. На практике это осуществляется путем информирования друг друга о планах работы, проводимых мероприятиях, разрабатываемых документах, а также путем координации - согласования планов, действий государственных органов и органов местного самоуправления ради решения общих задач. Для реализации этих функций органы государственной власти и местного самоуправления учреждают специальные согласительные или координационные комиссии, либо сами берут на себя их осуществление. И наконец, важную роль играет контроль за ходом выполнения согласованных мероприятий, в ходе которого дается оценка проделанному и устанавливается соответствие выполненного принятым решениям и достигнутым соглашениям. По результатам контроля устраняются отклонения от заданного состояния или корректируется решение, определяющее это состояние.

Принцип гласности заключается в открытости и публичности отношений, связанных с взаимодействием государства и органов местного самоуправления. Должен существовать общественный контроль, гражданам должен быть обеспечен максимальный доступ к информации о порядке и формах взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Принцип самостоятельности состоит в том, что органы местного самоуправления в пределах их компетенции, реализуют свои полномочия самостоятельно в рамках своих предметов ведения, без вмешательства других органов. Данный принцип самостоятельности местного самоуправления не исключает контроль со стороны государства за их деятельностью.

Следующий по важности принцип взаимодействия — это принцип целесообразности. Взаимодействие между органами государственной власти и местным самоуправлением должно иметь определенное значение, направляться на реализацию общегосударственных целей. Этот принцип выражается в соблюдении общегосударственных интересов на всех уровнях, закреплении этих интересов на законодательном уровне. Нарушение данного принципа взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, приводят к тому, что органы местного самоуправления не могут успешно реализовывать свои полномочия, возникают разногласия на государственном и муниципальном уровне.


Принцип обеспеченности ресурсами заключается в обеспечении органов местного самоуправления экономическими, человеческими, правовыми, информационными и иными ресурсами, которые необходимы им для реализации возложенных на эти органы, переданные государством и относящихся к предметам их ведения задачи. Принцип обычно закрепляется законодательно, при этом учитывается, что государство должно заботится не только о выделении необходимых ресурсов, но и о наличии этих ресурсов в количестве, необходимом для эффективного функционирования всех областей местного самоуправления.

Сущность принципа невмешательства муниципальных образований в дела друг друга состоит в том, что должны создаваться такие условия, при которых компетенция одного муниципального образования заканчивается там, где начинается компетенция другого муниципального образования. Наличие данного принципа, означает независимость местного самоуправления не только от государственной власти, но и от вмешательства других равных по статусу органов муниципальной власти.

Суть принципа равноправия состоит в том, что органы государственной власти и местного самоуправления выступают во взаимоотношения как равноправные субъекты права, а также в том, что органы местного самоуправления различных уровня равноправны между собой. Гарантированность этого принципа позволяет минимизировать различия в установлении объема полномочий каждого конкретного муниципального образования.

Глава 2. Характеристика взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления (на примере Красноярского края и администрации Шушенского района)