Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 1352
Скачиваний: 1
Введение
Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления является важнейшим условием развития муниципальных образований, общества и государства. С принятием нового федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отмечается централизация нормативного регулирования ряда вопросов местного самоуправления. Так, разграничение полномочий по многим вопросам организации местного самоуправления позволит либо вытеснить региональное законодательное регулирование нормами федеральных законов, либо же придать этому регулированию вторичный характер, что происходит в случаях, когда региональный законодатель в основном воспроизводит нормы федерального законодательства.
Сложность и масштабность задач, стоящих перед местным самоуправлением, проблемы реализации ФЗ № 131 (лучше сократить название-Федеральный закон о местном самоуправлении) необходимость совершенствования муниципальной нормативной базы - всё это требует дальнейшего развития взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов РФ, институтами гражданского общества.
Актуальность исследования взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления всегда очень высока так как местное самоуправление, хотя и является независимым звеном в системе публичной власти, отнюдь не исключается от управления государства в целом.
Целью исследования является рассмотрение взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления;
- проанализировать принципы взаимодействия государственных и муниципальных органов
- рассмотреть организацию взаимодействия органов местного самоуправления в Шушенском районе и органов государственной власти Красноярского края;
- выявить направления и формы взаимодействия органов государственной власти Красноярского края с органами местного самоуправления Шушенского района.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предметом настоящего исследования являются правовые нормы, регулирующие взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования использовались как общенаучные (методы анализа и синтеза), так и частнонаучные (формально-юридический, исторический, метод системного анализа) методы.
Исходя из цели и задач курсовая работа имеет слудующую структуру: введение, две главы , заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления
1.1 Понятие и сущность взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления
Органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают общими сферами социально- экономической деятельности, чем диктуется потребность их взаимодействия при реализации своих полномочий. Ведь только согласованными действиями не подчиненным друг другу органам публичной власти можно избежать дублирования в процессе исполнения своих полномочий в общих сферах социально-экономической деятельности, повысить ее эффективность и достичь желаемых целей.
Слово «взаимодействие» в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова разъясняется, во-первых, как взаимная связь двух явлений, во- вторых, как взаимная поддержка1. Взаимодействие во втором смысле применимо для характеристики деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой при организации обслуживания населения и в других сферах общего ведения, путем объединения имущественных, финансовых и кадровых ресурсов. Объединяя эти и иные ресурсы органы публичной власти осуществляют реальную поддержку друг друга для достижения общих целей. Такое взаимодействие следует рассматривать как нормативно упорядоченную систему согласованных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, как вид их созидательных взаимоотношений. В то же время, как справедливо замечает С.В. Андреев, понятия «взаимодействие» и «взаимоотношения» на являются синонимами. Второе понятие шире первого[1].
Изучая научные работы ряда ведущих отечественных ученых и нормативно-правовые документы позволило детализировать системный смысл и сущность исследования организации местного самоуправления, которое является фундаментом формирования эффективного самоуправления субъектов РФ. Исследование самой сущности понятий выявило определенную неоднозначность их определения.
Ряд авторов утверждают, что местная власть —это власть, которую осуществляют государственные органы и органы местного самоуправления, действующие в административно-территориальных единицах государства, отмечая, что она представляет собой совокупность местного управления и местного самоуправления[2]. По определению «местного управления», выделены два взгляда.
Первый — это деятельность местных органов исполнительной власти по решению вопросов общегосударственного и местного значения в пределах административно-территориальных единиц. Второй — это сложный механизм, который объединяет деятельность органов местного самоуправления и местных органов исполнительной власти на определенной территории и является составной частью государственного механизма управления.
Исходя из общемировой практики, местное самоуправление различают именно по признаку автономии по центральной власти в принятии решений и в использовании ресурсов для их реализации.
Концептуальные различия местного самоуправления заключаются в толкованиях аспектов определения природы, организационной структуры органов местного самоуправления, объеме прав и обязанностей местного самоуправления, характере и особенностях взаимоотношений с государством; структурно-функционального строения органов местного самоуправления[3].
Местное самоуправление в политико-правовом смысле рассматривается как специфическая, сформированная исторической традицией форма народовластия и способ решения вопросов местного значения гражданами при их непосредственном участии. В административно- государственном понимании местное самоуправление — делегирование части государственных полномочий субъектов на основе идеи децентрализации государственной власти. Учитывая основные концептуальные позиции по развитию и организации местного самоуправления, оно должно отвечать двум социальным запросам: реализации права граждан на участие в управлении делами местного значения; созданию эффективной системы местной представительной власти, способной удовлетворять жизненно важные местные нужды населения и развитие государства и гражданина.
Развитие местного самоуправления является базой формирования эффективного самоуправления субъектов РФ, призванных обеспечивать баланс публичных, партийных, социальных, региональных и общественных интересов субъектов и государства в целом. Это возможно тогда, когда действует механизм открытости и демократичности выборов и осуществлена передача властных полномочий относительно местного развития и финансовых ресурсов с центра субъектам РФ.
Органы государственной власти и местного самоуправления сотрудничают друг с другом, подразумевается, что они как партнеры, по крайней мере, равны в отношении главного объекта управления, и осуществляют свою деятельность ради достижения общей цели и повышения прав граждан РФ[4].
Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти подразумевает не только отношения подчинения, но сотрудничество государства и субъектов местного самоуправления, через обеспечение целенаправленного и эффективного функционирования муниципальных образований. Взаимодействие подразделяется на два вида связи, прямая - исходящая от государства и обратная - исходящая от органов местного самоуправления. В прямой связи основным способом взаимодействия является управление и поддержка. В обратной связи на первое место выдвигается сотрудничество и инициатива. В системе взаимодействий между государством и местным самоуправлением, важное значение имеет оптимальное сочетание прямой и обратной связи.
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления можно охарактеризовать как партнерские отношения, которые воплощаются ради достижения общей цели - повышения уровня и качества жизни граждан, каждого субъекта местного самоуправления и государства в целом.
Вопросы местного значения неотделимы от государственного интересов, они не остаются и не должны оставаться без влияния государства. Различного рода проблемы взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти возникали практически на всех этапах развития местного самоуправления как в России, так и во всем мире.
Законодательное закрепление взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти, позволяет разрешить эти проблемы, эффективно управлять всеми сферами жизни общества, посредством четко отлаженных механизмов взаимодействия. Большинство экономических и социальных проблем связано именно с недостатками механизма взаимодействия.
На государственном уровне в отношении местного самоуправления решаются задачи обеспечения гарантий осуществления местного самоуправления и разработка единой государственной политики в сфере организации и регулирования местного самоуправления. На государственном уровне законодательно устанавливается общие принципы организации местного самоуправления, принимаются программы государственной поддержки местного самоуправления.
Органы государственной власти играют большую роль в становлении и развитии местного самоуправления. Эффективность их взаимодействия в значительной степени определяет результативность осуществления государственной политики — решения экономических, политических и социальных проблем на уровнях муниципального образования, субъекта и государства в целом. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления способствует реализации государственных задач через решение вопросов местного значения: укрепление основ народовластия, создание условий для обеспечения жизненных интересов населения, проведение мероприятий по социальной защите населения, стабилизация политической системы, подготовка кадров для муниципальных органов.
Признание местного самоуправления обозначает, что государство видит в нем некий общественный институт, не обладающий свойствами государственной власти. Децентрализация власти - это способ сохранения целостности государства, обеспечивающий эффективную защиту общества и граждан, гармоничное развитие различных религиозных, духовных, культурных, экономических связей между всеми субъектами государства и слоями населения. Взаимодействие местного самоуправления с государственной властью наблюдаться с самого начала зарождения государства. На всех исторических этапах они поддерживали и совершенствовали друг друга.
Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место практически на всех этапах развития местного самоуправления в России .
Отсутствие согласованности деятельности федеральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по обеспечению прав граждан РФ не позволяет эффективно решать проблемы асимметрии уровней, состояния депрессивности отдельных территорий, фактически отстраняет органы местного самоуправления от определения приоритетных направлений регионального развития[5].
Отсутствие согласованности также не поощряет органы местного самоуправления полнее выявлять и использовать социально-культурный потенциал каждого субъекта РФ. Ведь реформирование местного самоуправления только путем укрупнения советов может, снижает уровень демократизма власти на местах.