Файл: Учебника Разработка предметноориентированных систем.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 453
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Облачная подсистема «1С:Фреш» позволяет создавать «облачные» сервисы, обеспечивающие абонентам (группам пользователей) доступ к прикладным решениям платформы «1С:Предприятие» через сеть Интернет.
С помощью «1С:Фреш» можно организовывать публичные облака, чтобы любые прикладные решения платформы «1С:Предприятие» сдавать в аренду по принципу модели SaaS или создавать частные (Private Cloud) облачные решения для обслуживания крупных корпораций, холдингов, государственных учреждений.
7. Специализированный программный продукт «1С:Корпоративный инструментальный пакет» (КИП) поможет оценить применимость выбранного типового приложения для решения задач клиента, повысить качество работы внедряемой или уже внедренной системы.
С помощью «1С:Корпоративный инструментальный пакет» можно провести многопользовательские нагрузочные тесты без участия реальных пользователей, оценить применимость системы в заданных условиях, оценить масштабируемость системы, выбрать серверное оборудование и программное обеспечение и т. п.
8. Средства бизнес-аналитики платформы «1С:Предприятие 8» позволяют формировать статические отчеты в виде интерактивных документов, тесно интегрированные в прикладное решение. При этом любой пользователь, изменяя настройки отчета, может его перестраивать, использовать возможности формирования дополнительных отчетов на основе отдельных элементов уже сформированного отчета (Drill-down).
Широкий спектр диаграмм (в том числе диаграммы Ганта, круговые, кольцевые, точечные, пузырьковые, интерактивные диаграммы) позволяют отображать данные в графическом виде, удобном для анализа (а в случае интерактивных диаграмм – еще и менять данные).
BI-системой для работы с аналитической информацией является инструмент «1С:Аналитика», он поможет вам в работе с данными и отлично подойдет для управленческого учета.
9. В целях реализации требований Федерального закона от 27.06.2016
№ 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 27.06.2006
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» поставляется защищенный программный комплекс (ЗПК)
«1С:Предприятие 8.3z», сертифицированный ФСТЭК России на соответствие требованиям по защите от несанкционированного доступа по 5-му классу защищенности, по отсутствию недекларированных возможностей – по 4-му уровню контроля.
«1С:Предприятие 8.3z» может использоваться в автоматизированных системах до класса 1Г включительно; при создании государственных информационных систем – до первого класса защищенности и в информационных системах персональных данных – до первого уровня защищенности персональных данных включительно, а также в объектах критической информационной инфраструктуры – до первой категории значимости включительно.
10. В состав
«1С:Конфигуратор» входят инструменты администрирования системы «1С:Предприятие». Однако некоторые механизмы и утилиты в данный состав не входят, хотя их можно отнести к классу инструментов по администрированию системы «1С:Предприятие». К таким утилитам и механизмам относят:
-
«1С:Исполнитель»;
- механизмы аутентификации;
- запуск конфигуратора в пакетном режиме;
- списки общих информационных баз;
- технологический журнал;
- активные пользователи;
- администрирование кластера серверов;
- утилита контроля целостности;
- утилита восстановления файловой базы данных;
- механизм заданий;
- журнал регистрации;
- обновление конфигурации;
- выгрузка и загрузка информационной базы;
- тестирование и исправление информационной базы.
«1C:Исполнитель» – это инструмент для автоматизации и администрирования информационных систем, реализованных на технологической платформе «1С:Предприятие». Его можно использовать для автоматизация развертывания,
Continuous
Integration, облегченного взаимодействия с кластером серверов «1С:Предприятия» или с системой взаимодействия.
«1C:Исполнитель» содержит новый кросс-платформенный язык сценариев. Интерпретатор языка работает во всех операционных системах, поддерживаемых «1С:Предприятие»: Linux, macOS и Windows.
Система типов языка «1C:Исполнитель» максимально подобна системе типов встроенного языка «1С:Предприятие». В то же время данный язык более современный, немногословный и его синтаксис имеет существенное количество отличий от встроенного языка. Скрипты представляют собой текстовые файлы с расширением sbsl. Запуск скриптов выполняется из командной строки. Для написания и отладки скриптов вместе с
«1C:Исполнитель» выпускаются два инструмента:
-
Среда разработки Executor IDE (на базе Eclipse);
-
Плагин для среды разработки Visual Studio Code.
Механизм аутентификации – это один из инструментов администрирования, который позволяет определить, кто именно из пользователей, перечисленных в списке пользователей системы, подключается к прикладному решению в данный момент.
Система поддерживает несколько видов аутентификации, которые могут использоваться в зависимости от конкретных задач, стоящих перед администратором информационной базы:
-
OpenID Connect аутентификация;
-
OpenID-аутентификация;
-
Аутентификация 1С:Предприятия;
-
Аутентификация операционной системы;
-
Двухфакторная аутентификация.
Если для пользователя не указан ни один из видов аутентификации, то такому пользователю доступ к прикладному решению закрыт.
Запуск конфигуратора в пакетном режиме
«В командной строке запуска клиентских приложений и программ запуска можно указать различные параметры: режим запуска, имя каталога с информационной базой, имя пользовательского каталога и другие.
Используя эти параметры, администратор может выполнять запуск конфигуратора в пакетном режиме для выполнения следующих действий:
- выгрузка и загрузка информационной базы;
- сохранение и загрузка конфигурации в файл;
- выгрузка и загрузка файлов конфигурации;
- обновление конфигурации базы данных, в том числе находящейся на поддержке;
- выполнение синтаксического контроля;
- выполнение тестирования и исправления информационной базы с заданием всех параметров;
- сокращение журнала регистрации;
- выполнение проверки конфигурации и др.
Кроме того, все параметры запуска могут быть сформированы во внешнем файле, имя которого указывается в параметрах командной строки.
После выполнения указанных в параметрах запуска действий конфигуратор «1С:Предприятие» закрывается.
Использование режима пакетного запуска конфигуратора позволяет автоматизировать процесс обслуживания информационных баз, выполняя запуск соответствующих командных файлов по расписанию» [1].
Администрирование кластера серверов
Для администрирования кластера серверов можно использовать три разных набора инструментов.
Во-первых, это внешняя обработка Управление серверами. Она позволяет администрировать серверы различных версий из одной информационной базы. Для взаимодействия с сервером администрирования
(ras) в обработке используется программный интерфейс встроенного языка.
Одним из важных преимуществ этой обработки является ее кросс- платформенность – «Управление серверами» можно запустить под любой операционной системой, поддерживаемой «1С:Предприятие».
Во-вторых, это Windows утилита администрирования кластера. Она представляет собой консоль управления Microsoft, позволяющую подключаться одновременно к нескольким кластерам серверов и в графическом виде управлять их составом и свойствами.
В-третьих, это набор кросс-платформенных инструментов, работающих и в Windows, и в Linux, которые из командной строки позволяют выполнять все административные действия независимо от используемой платформы.
Утилита контроля целостности предназначена для контроля состояния объектов файловой системы и базы данных, используемых при работе «1С:Предприятие», и обнаружения ситуации изменения этих объектов.
Утилита работает с файлами, расположенными в файловой системе, и с некоторыми таблицами базы данных системы «1С:Предприятие».
Для определения факта неизменности объекта используется сравнение хеш-сумм контролируемых объектов, которые вычислены по алгоритму SHA-
1. Процесс проверки состоит из формирования эталонных значений хеш-сумм и последующей регулярной проверки. Перечень контролируемых объектов и соответствующих хеш-сумм хранится в специальной базе эталонов, которая формируется утилитой при запуске в режиме формирования базы эталонов.
При запуске утилиты в режиме проверки выполняется вычисление хеш-сумм и сверка вычисленных хеш-сумм с ранее сформированной базой эталонов. В результате формируется отчет о работе в виде файла.
Основные сценарии использования утилиты:
- контроль исполняемых файлов платформы;
- контроль настроек кластера;
- контроль целостности конфигурации.
«Механизм заданий – инструмент администрирования. Он включает в себя фоновые и регламентные задания. Фоновые задания инициализируют выполнение процедур общих модулей асинхронно, то есть без ожидания завершения. Регламентные задания – организовывают вызов процедур общих модулей по расписанию автоматически.
Основные функциональные возможности механизма заданий:
- определение регламентных процедур на этапе конфигурирования системы;
- выполнение заданных действий по расписанию;
- выполнение вызова заданной процедуры или функции асинхронно, то есть без ожидания ее завершения;
- мониторинг хода выполнения заданий;
- управление заданиями (отмена, блокировка выполнения и др.);
- возможность ожидания завершения одного или нескольких заданий.
Процедура тестирования и исправления информационной базы служит для диагностики и устранения ошибочных состояний информационных баз, имеющих файловый и клиент-серверный формат хранения данных.
Процедура позволяет выбрать проверки и режимы, которые должны быть выполнены для текущей информационной базы. Для баз, использующих клиент-серверный вариант, возможна проверка логической целостности данных и пересчет итогов. Для баз, использующих файловый вариант, в дополнение к этим проверкам может быть реиндексация таблиц и сжатие информационной базы.
Имеется возможность выполнять только тестирование или тестирование с исправлением. Процесс тестирования и исправления информационной базы
может быть разбит на несколько этапов. При этом доступны следующие возможности:
- ограничение времени тестирования и исправления;
- сохранение параметров тестирования между этапами;
- продолжение прерванного ранее тестирования и исправления;
- поддержка тестирования и исправления порциями в командной строке запуска.
Тестирование и исправление информационной базы поддерживает монопольный режим, то есть работа пользователей во время тестирования и исправления информационной базы невозможна» [1].
Обновление конфигурации информационной базы требуется тогда, когда в процессе эксплуатации прикладного решения возникают ситуации, требующие внесения изменений в прикладное решение. В этих случаях администратор информационной базы выполняет обновление конфигурации прикладного решения.
Если изменения не затрагивают структуру данных, обновление конфигурации может быть выполнено динамически, без прерывания работы пользователей. Активные пользователи для того, чтобы начать работать с измененной конфигурацией, должны перезапустить клиентское приложение.
Если требуется изменять структуру существующих данных, обновление конфигурации может происходить в фоновом режиме, когда основная масса изменений выполняется без прерывания работы пользователей. И лишь в короткой, заключительной фазе реструктуризации требуется монопольный режим, при котором работа пользователей с базой невозможна.
Архитектура платформы «1С:Предприятие»
Программу, которая работает на компьютере пользователя и которая обеспечивает интерактивное взаимодействие системы «1С:Предприятие» с пользователем, принято называть клиентским приложением. В системе
«1С:Предприятие» выделяют три приложения: «Толстый клиент», «Тонкий клиент» и «Веб-клиент».
- ограничение времени тестирования и исправления;
- сохранение параметров тестирования между этапами;
- продолжение прерванного ранее тестирования и исправления;
- поддержка тестирования и исправления порциями в командной строке запуска.
Тестирование и исправление информационной базы поддерживает монопольный режим, то есть работа пользователей во время тестирования и исправления информационной базы невозможна» [1].
Обновление конфигурации информационной базы требуется тогда, когда в процессе эксплуатации прикладного решения возникают ситуации, требующие внесения изменений в прикладное решение. В этих случаях администратор информационной базы выполняет обновление конфигурации прикладного решения.
Если изменения не затрагивают структуру данных, обновление конфигурации может быть выполнено динамически, без прерывания работы пользователей. Активные пользователи для того, чтобы начать работать с измененной конфигурацией, должны перезапустить клиентское приложение.
Если требуется изменять структуру существующих данных, обновление конфигурации может происходить в фоновом режиме, когда основная масса изменений выполняется без прерывания работы пользователей. И лишь в короткой, заключительной фазе реструктуризации требуется монопольный режим, при котором работа пользователей с базой невозможна.
Архитектура платформы «1С:Предприятие»
Программу, которая работает на компьютере пользователя и которая обеспечивает интерактивное взаимодействие системы «1С:Предприятие» с пользователем, принято называть клиентским приложением. В системе
«1С:Предприятие» выделяют три приложения: «Толстый клиент», «Тонкий клиент» и «Веб-клиент».
Клиентское приложение «Толстый клиент» требует предварительной установки на компьютер пользователя, обладает всеми функциональными возможностями «1С:Предприятия». Недостатком приложения «Толстый клиент» является то, что оно не поддерживает работу с информационными базами через Интернет и имеет довольно внушительный объем дистрибутива.
Клиентское приложение
«Тонкий клиент» также требует предварительной установки на компьютер пользователя, но имеет значительно меньший размер дистрибутива, чем «Толстый клиент».
Приложение может работать с информационными базами через сеть Интернет, но не позволяет разрабатывать и администрировать прикладные решения.
Клиентское приложение «Веб-клиент» предварительной установки на компьютер не требует. В отличие от приложений «Толстый клиент» и «Тонкий клиент» приложение «Веб-клиент» исполняется не в операционной среде системы компьютера, а в среде браузера. Существенным недостатком приложения «Веб-клиент» является невозможность поддержки разработки прикладных решений [1].
Разработка прикладного решения ведется полностью в режиме
«1С:Конфигуратор» системы «1С:Предприятие», так как серверный код и клиентский код пишется на встроенном языке «1С:Предприятие». Но следует учитывать, что режим «1С:Конфигуратор» доступен только в режиме
«Толстый клиент», другие режимы – «Тонкий клиент» и «Веб-клиент» поддерживают работу только в пользовательском режиме «1С:Предприятие».
Платформа «1С:Предприятие» представлена в нескольких архитектурах.
Система работает в однопользовательском режиме, в режиме клиент- серверной архитектуры, а также может работать в распределенном режиме с целью организации обмена информацией между территориально удаленными филиалами крупных корпоративных систем.
Архитектура системы позволяет обеспечить достаточно высокую производительность работы, надежность при больших объемах обрабатываемых данных и увеличении нагрузки на систему.
«Однопользовательская версия «1С:Предприятие» работает на отдельно взятом компьютере, или можно организовать работу небольшого количества пользователей в локальной сети. При этом все возможности системы по автоматизации учета и адаптации к особенностям конкретной организации сохраняются в полном объеме. В этом варианте все данные информационной базы (конфигурация, база данных, административная информация) располагаются в одном файле – файловой базе данных. Работу с этой базой данных осуществляет файловая СУБД, разработанная фирмой «1С» и являющаяся частью платформы» [1].
Использование клиент-серверной технологии, построенной на основе трехуровневой архитектуры, значительно повышает надежность, увеличивает ее производительность и стабильность функционирования системы, особенно при работе большого количества пользователей с информационными базами большого размера.
«Клиентское приложение («Толстый клиент», «Тонкий клиент» или
«Веб-клиент»), работающее у пользователя, взаимодействует с кластером серверов «1С:Предприятие», а кластер при необходимости обращается к серверу баз данных. В качестве сервера баз данных система «1С:Предприятие» может использовать Microsoft SQL Server, PostgreSQL, IBM DB2, Oracle
Database и файловую СУБД собственной разработки «1С».
При этом физически кластер серверов «1С:Предприятие» и сервер баз данных могут располагаться как на одном компьютере, так и на разных.
Это позволяет администратору при необходимости распределять нагрузку между серверами.
Кластер серверов «1С:Предприятие» является одним из основных компонентов технологической платформы, который обеспечивает взаимодействие между системой управления базами данных в клиент- серверном варианте работы и пользователями.
Использование кластера серверов позволяет обеспечить бесперебойную, отказоустойчивую, конкурентную работу большого количества пользователей с крупными информационными базами» [1].
Кластер серверов «1С:Предприятие» отличают следующие свойства:
- перераспределяет нагрузку между менеджерами кластера, что позволяет разгрузить главного менеджера кластера, то есть определяет масштабируемость системы;
- обеспечивает непрерывную работу всех пользователей при сбоях в кластере серверов, как программных, так и аппаратных, то есть определяет отказоустойчивость системы;
- автоматически подбирает более производительный рабочий процесс и переключает пользователя, что делает его работу более эффективной, то есть определяет динамическое распределение нагрузки.
Если предприятия имеют территориально удаленные подразделения, то для ведения автоматизированного учета можно использовать дополнительную компоненту
«1С:Предприятие»
–
«Управление распределенными информационными базами». Данное решение поддерживает работу распределенной информационной системы с большим, неограниченным количеством работающих автономно информационных баз.
Информационно-технологическое сопровождение разработчиков и
пользователей
В настоящее время хорошо развита система абонементного обслуживания и консультирования пользователей платформы
«1С:Предприятие».
Существует объективная тенденция изменения учетного законодательства в Российской Федерации, на основании которой фирма «1С» постоянно наращивает разработку методических и консультационных материалов по организации учета, информационно-технологическому сопровождению (ИТС), включающему новые формы документов, релизы