Файл: Учебника Разработка предметноориентированных систем.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 433
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- планирование производственной, финансово-экономической деятельности;
- организацию деятельности, контроль за выполнением планов;
- оценку качества реализации управленческих функций и выработку воздействий по корректировке принятых решений;
- накопление и обобщение управленческого опыта;
- разработку учетных, отчетных документов.
Эффективность
использования
предметно-ориентированных
информационных систем
В общем случае под эффективностью (от лат. effectus – действие) системы понимается результат действия или деятельности системы
(выполнения процесса) на определенном интервале времени. В качестве показателя эффективности используется, как правило, некоторый соотнесенный с затратами ресурсов результат деятельности системы:
- отношение результата (эффекта) к затраченному ресурсу;
- разность между ними;
- эффект при ограниченном ресурсе;
- функционал, учитывающий эффект и затраченный ресурс.
Измерение и оценка эффективности – обязательное условие успешного функционирования и развития любой производственной системы.
Трудность оценки эффективности информатизации сферы деятельности человека является одной из наиболее существенных проблем, определяющих планирование, выделение ресурсов и управление информатизацией. При этом социальная эффективность внедрения информационных технологий в предметную область в ряде случаев может иметь отрицательный характер: сокращение рабочих мест, повышение трудоемкости учета, связанное с необходимостью заполнения и ввода в информационную систему дополнительных данных и прочее. Автоматизация учетно-статистических задач, возможность аналитической обработки больших массивов разнородной
экономической информации, необходимой для принятия управленческих решений на основе применения экономико-математических методов, в целом дают положительный эффект и позволяют более рационально использовать информационные ресурсы любой сферы деятельности человека.
Внедрение предметно-ориентированных систем – это сложное и многоаспектное явление, формирующее и обеспечивающее эффективность, не может оцениваться каким-то одним показателем. Эффективность предметно- ориентированной информационной системы может оцениваться результативностью тех изменений, которые происходят в системе при внедрении информационных технологий. Применение современных компьютерных технологий в общем случае приводит к изменениям, которые условно можно разбить на три класса:
1. Улучшение временных характеристик (трудоемкости) основных рабочих бизнес-процессов без изменения их содержания, которое достигается, например, за счет: а) сокращения ручного труда
(например, в результате бесклавиатурного ввода данных с помощью сканера и программы распознавания); б) передачи документов по сети (электронная почта); в) осуществления анализа данных новыми методами, которые невозможно проводить вручную.
2. Изменения, которые не затрагивают основных рабочих процессов, но позволяют контролировать каждый из них и выявлять «узкие места» с помощью специального программного обеспечения: а) для управления потоком работ; б) контроля исполнения поручений, напоминаний и уведомлений; в) выявления отклонений («план – факт»); г) учета и динамического перераспределения ресурсов
(диспетчеризация).
Внедрение предметно-ориентированных систем – это сложное и многоаспектное явление, формирующее и обеспечивающее эффективность, не может оцениваться каким-то одним показателем. Эффективность предметно- ориентированной информационной системы может оцениваться результативностью тех изменений, которые происходят в системе при внедрении информационных технологий. Применение современных компьютерных технологий в общем случае приводит к изменениям, которые условно можно разбить на три класса:
1. Улучшение временных характеристик (трудоемкости) основных рабочих бизнес-процессов без изменения их содержания, которое достигается, например, за счет: а) сокращения ручного труда
(например, в результате бесклавиатурного ввода данных с помощью сканера и программы распознавания); б) передачи документов по сети (электронная почта); в) осуществления анализа данных новыми методами, которые невозможно проводить вручную.
2. Изменения, которые не затрагивают основных рабочих процессов, но позволяют контролировать каждый из них и выявлять «узкие места» с помощью специального программного обеспечения: а) для управления потоком работ; б) контроля исполнения поручений, напоминаний и уведомлений; в) выявления отклонений («план – факт»); г) учета и динамического перераспределения ресурсов
(диспетчеризация).
3. Реорганизация рабочих процессов («реинжиниринг бизнес- процессов») – изменение последовательности выполнения работ (заданий).
Цель – существенное улучшение характеристик и эффективности процессов за счет: а) одновременного выполнения различных работ с использованием общего доступа к единой базе данных по сети; б) перехода к распределенной организации данных, обеспечивающей доступ к информации из различных мест; в) вынесения части процессов за пределы учреждения (предприятия) и предоставления клиентам (поставщикам) возможности удаленного доступа к информационным ресурсам (базам данных); г) координации действий различных исполнителей, достигаемой более быстрым доступом к необходимой информации; д) использования экспертных систем, позволяющих привлекать сотрудников средней квалификации к выполнению сложных работ.
Подход к оценке эффективности, основанный только на количественных показателях (время выполнения операций, необходимые ресурсы и др.), является в известном смысле односторонним, поскольку не учитывает качественных оценок пользователя (внутренние оценки – по объему и качеству работы, выполняемой в процессе реализации функциональных обязанностей) и разработчика системы (трудозатраты на создание и внедрение системы). Поэтому не менее важными являются: а) некоторая обобщенная, субъективная оценка качества конкретных программно-технических средств конечными пользователями
(функциональности, эргономичности, то есть
«информационной комфортности»); б) оценка, отражающая точку зрения разработчиков (повышение взаимопонимания, сокращение семантического разрыва между пользователем и разработчиком, которое существенно влияет на трудозатраты и сроки разработки систем, их качество и, в целом, на эффективность).
Функциональная классификация пользователей определяет типовую структуру деятельности пользователя (его рабочих процессов) и состав компонентов системы, обеспечивающих их выполнение. Это позволяет сделать дифференцированные по компонентам (подсистемам, операциям, функциям) экспертные оценки качества программно-технических средств и затем получить некоторую интегральную оценку качества системы в целом с учетом «веса» (важности, частоты, сложности, трудоемкости и т. п.) типовых действий.
Некоторые из названных показателей являются измеримыми и могут быть выражены количественно (время, количество действий и задаваемых параметров), другие – только качественно, с использованием лингвистических переменных (шкал) и методов экспертных оценок (полнота, естественность, наглядность, удобство работы в целом). При этом, безусловно, имеется определенная корреляция между указанными показателями. Все это очень осложняет процесс анализа оценки эффективности системы, делает его неоднозначным и трудно формализуемым.
Помимо временных показателей выполнения основных операций
(действий, функций), объемов обрабатываемых данных, а также перечисленных выше показателей качества программно-технических средств, эффективность информационной системы может оцениваться также относительным сокращением бумажного документооборота, количества технического, обслуживающего персонала, выполняющего рутинные функции, и т. д. Во многих случаях применение этих показателей обоснованно и полезно, хотя и не отражает глубинной сути информатизации.
Обобщая результаты анализа, сформулируем основные методические положения оценки эффективности предметно-ориентированных информационных систем.
1. Эффективность предметно-ориентированных информационных систем в целом определяется:
а) функциональностью системы и ее адекватностью информационным потребностям решаемых прикладных задач; б) рабочими, эксплуатационными характеристиками и качеством программно-технических средств; в) способами, методами, организацией и практикой применения программно-технических средств и использования информационных ресурсов; г) возможностями, обученностью и способностями пользователей; д) информационным поведением пользователей, которое в основном определяется системой стимулирования, контроля и мотивацией пользователей.
2. С точки зрения оценки эффективности информационных систем весьма существенными являются социально-психологические факторы, которые трудно поддаются формализации и конструктивному, эмпирическому обобщению.
Они достаточно индивидуальны и в общем случае могут значительно различаться как у различных пользователей, так и у одного и того же пользователя в разных ситуациях. При этом оценки уровня и способностей пользователей в целом субъективны и могут быть измерены на сравнительных тестах только для хорошо формализованных задач и/или рутинных операций
(функций).
Они конкретны для каждого отдельного коллектива и определяются информационной культурой, сложившейся в организации. Формализация и измерение указанных факторов (параметров) и установление зависимостей между ними возможны на основе методов обследования и тестирования и используемых при этом различных лингвистических шкал, применяемых в психологии и социологии.
3. Принципиальным требованием с точки зрения оценки эффективности информационной системы является необходимость:
2. С точки зрения оценки эффективности информационных систем весьма существенными являются социально-психологические факторы, которые трудно поддаются формализации и конструктивному, эмпирическому обобщению.
Они достаточно индивидуальны и в общем случае могут значительно различаться как у различных пользователей, так и у одного и того же пользователя в разных ситуациях. При этом оценки уровня и способностей пользователей в целом субъективны и могут быть измерены на сравнительных тестах только для хорошо формализованных задач и/или рутинных операций
(функций).
Они конкретны для каждого отдельного коллектива и определяются информационной культурой, сложившейся в организации. Формализация и измерение указанных факторов (параметров) и установление зависимостей между ними возможны на основе методов обследования и тестирования и используемых при этом различных лингвистических шкал, применяемых в психологии и социологии.
3. Принципиальным требованием с точки зрения оценки эффективности информационной системы является необходимость:
а) соответствия функциональности предметно-ориентированной информационной системы осознанным, актуальным потребностям пользователей, которые определяются не только формальными требованиями решаемых ими задач, но также и функциональностью или дисфункциональностью информационного поведения пользователей
(«функциональность – потребности»); б) соответствия организации использования программно-технических средств системы, которая определяет режимы и регламенты доступа пользователей к информационным, вычислительным и коммуникационным ресурсам системы (то есть технологические схемы процессов), реальным возможностям пользователей («организация – возможности»). В то же время возможности пользователей определяются не только их квалификацией, но и организацией рабочих процессов (взаимообусловленность «возможностей» и
«организации процессов»).
4. Эффективность предметно-ориентированной информационной системы определяется следующими группами факторов: а) закладывается при проектировании программно-технических средств; б) обеспечивается поддержанием их технической работоспособности; в) закладывается при организационном проектировании, разработке должностных инструкций, регламентов взаимодействия и процедур принятия решений; г) имеет социально-детерминированный характер, в том числе зависит от процессов социальной самоорганизации в системе, что предопределяет необходимость формирования функционального информационного поведения и воспроизводства рациональных взаимодействий между пользователями системы, что, в свою очередь, является функцией менеджмента.
В этом смысле можно говорить о функциональном потенциале предметно-ориентированной информационной системы и потенциальной
(«функциональность – потребности»); б) соответствия организации использования программно-технических средств системы, которая определяет режимы и регламенты доступа пользователей к информационным, вычислительным и коммуникационным ресурсам системы (то есть технологические схемы процессов), реальным возможностям пользователей («организация – возможности»). В то же время возможности пользователей определяются не только их квалификацией, но и организацией рабочих процессов (взаимообусловленность «возможностей» и
«организации процессов»).
4. Эффективность предметно-ориентированной информационной системы определяется следующими группами факторов: а) закладывается при проектировании программно-технических средств; б) обеспечивается поддержанием их технической работоспособности; в) закладывается при организационном проектировании, разработке должностных инструкций, регламентов взаимодействия и процедур принятия решений; г) имеет социально-детерминированный характер, в том числе зависит от процессов социальной самоорганизации в системе, что предопределяет необходимость формирования функционального информационного поведения и воспроизводства рациональных взаимодействий между пользователями системы, что, в свою очередь, является функцией менеджмента.
В этом смысле можно говорить о функциональном потенциале предметно-ориентированной информационной системы и потенциальной
эффективности системы как о предельном случае степени его практической реализации. Экономические составляющие эффективности по показателю
«затраты/результат» определяются по «затратам» на основе модели совокупной стоимости владения информационной системы (ТСО – Total Cost of Ownership).
5. Эффективная реализация функционального потенциала системы возможна только при условии организации и осуществления ИТ- менеджмента, обеспечивающего поддержание динамического равновесия в триаде
«затраты/результат» определяются по «затратам» на основе модели совокупной стоимости владения информационной системы (ТСО – Total Cost of Ownership).
5. Эффективная реализация функционального потенциала системы возможна только при условии организации и осуществления ИТ- менеджмента, обеспечивающего поддержание динамического равновесия в триаде
<пользователи – процессы – средства_ИТ> по критерию «цели – ресурсы – результат».
Таким образом, методологически анализ эффективности предметно- ориентированной информационной системы имеет комплексный характер.
Расчет эффективности применения предметно-ориентированных
систем
Качество использования предметно-ориентированной информационной системы зависит от двух факторов: реализации функций по управлению предприятием через информационную систему и организации процесса выработки управляющего решения с помощью данной системы.
Различают следующие показатели, которые характеризуют возможности предметно-ориентированных информационных систем:
1. К структурным характеристикам предметно-ориентированных систем можно отнести их состав, размещение элементов, их подвижность, средства, которые используются в данных элементах, характер связей между разными элементами, резервирование элементов.
В предметно-ориентированных системах совокупность их элементов и их взаимосвязи определяют их состав. В это понятие также входит наличие самой элементной базы, понятие о количестве входящих в нее элементов, о функциях отдельно взятых элементов, параметры отношений элементов.
Количество, надежность, помехозащищенность, пропускная способность каналов связи определяют характер и качество связей между элементами системы.
Представленные показатели применяются в различных методиках расчета оценки функциональных показателей предметно-ориентированных систем.
2. К пространственным показателям предметно-ориентированных систем можно отнести размер пространства, в котором развернута система ее управления, размер области управления системы, ее кратность.
3. К временным показателям предметно-ориентированных систем относят временные рамки развертывания, функционирования, начала и окончания управления системой, цикл управления, продолжительность выполнения работ при осуществлении управленческих функций.
4. К функциональным показателям предметно-ориентированных систем можно отнести адаптивность системы, ее пропускную способность и живучесть.
Адаптивность предметно-ориентированных систем характеризуется степенью соответствия цели применения и функционирования системы тем фактическим параметрам, которые характеризуют ее возможности.
Вероятность нахождения системы в адаптивном состоянии в целом, а также вероятность нахождения системы в данном адаптивном состоянии в течение определенного периода времени или по конкретному требованию
(параметру возможностей) – основные показатели адаптивности предметно- ориентированной системы.
5. К информационным показателям предметно-ориентированных систем относят качество информационного обеспечения, характеристики качества хранения данных, помехозащищенность, ее скрытность.
Качество информационного обеспечения предметно-ориентированных систем характеризуется количеством источников данных, их качеством,