Файл: Учебника Разработка предметноориентированных систем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 435

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
б) подсистема по управлению вспомогательным производством, цель которой состоит в автоматизации всех расчетов планирования, а также совокупности операций по решению управленческих задач инструментального производства, транспортного хозяйства, ремонтных работ, энергетического обеспечения предприятия. Работа подсистемы строится на базе данных, взятых из подсистемы по управлению основным производством, подсистемы по управлению материально-техническим снабжением и сбытом.
Результатные данные могут быть применены в подсистемах по управлению качеством продукции, по управлению кадрами, в подсистеме бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия; в) цель подсистемы по управлению качеством продукции – автоматизация операций расчета значений показателей качества и выявление характеристик надежности продукции, оптимальных для выполнения производственных заданий; ведение учета бракованных изделий, анализ причин получения брака, ведение учета претензий потребителя к качеству продукции. Используемые данные – данные подсистем по управлению материально-техническим снабжением, по управлению реализацией и сбытом готовой продукции, по управлению кадрами, по управлению основным производством, по управлению вспомогательным производством.
Результатные данные могут быть учтены и используются в подсистеме бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия; г) подсистема по управлению снабжением предназначена обеспечить все технологические линии производства материально-техническими ресурсами. Ее основная задача состоит также в пополнении ресурсов с минимальными затратами. Подсистема предназначена автоматизировать учет материальных ресурсов, выявлять их потребность при производстве продукции, автоматизировать операции по работе с поставщиками, в частности оформление договоров на заказ требуемого сырья, материалов, оборудования, выполнять учетные и контролирующие функций. Результатные данные используются в подсистемах по управлению ресурсами, а также для
ведения бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия; д) подсистема по управлению сбытом готовой продукции, цель которой
– через автоматизацию задач планирования, учета, контроля, анализа процессов по реализации готовой продукции управлять технологическими процессами по сбыту готовой продукции. Примерами выполняемых операций могут служить составление графиков отгрузки готовой продукции, анализ запасов готовой продукции на складе, формирование и контроль портфеля заказов, анализ пропускной способности каналов сбыта и т. п. Данные по результатам работы подсистемы учитываются при ведении бухгалтерской документации предприятия, при выполнении управленческих операций основного производства по формированию и контролю производственных заданий, а также в других подсистемах по управлению ресурсами предприятия; е) подсистема по управлению кадрами, цель которой
– автоматизировать операции по учету сотрудников предприятия, операции проведения анализа движения кадрового состава, учет повышения квалификации сотрудников и т. д. Подсистема взаимосвязана со всеми другими подсистемами по управлению ресурсами. Результатные данные используются в подсистеме бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельностью предприятия при учете труда и начислении зарплаты сотрудникам.
Подсистемы, построенные по функциональному принципу, охватывают все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы). Подсистемы, построенные по предметному принципу, относятся в основном к оперативному уровню управления ресурсами.
В области классификации предметно-информационных систем выделяют классификацию по архитектуре.


Файл-серверная архитектура приложения объединяет некоторое количество компьютеров разного уровня в единую локальную сеть организации. Автономность прикладного обеспечения, установленного на каждом компьютере, сохраняется, и только наличие общего хранилища файлов на файл-сервере позволяет всем компонентам системы, выполняемым на разных компьютерах, взаимодействовать. На каждом рабочем месте дублируются не только прикладные программы, но и средства управления базами данных.
Основные достоинства файл-серверной архитектуры: простота организации, использование удобных средств разработки графического пользовательского интерфейса, простые в использовании средства разработки систем баз данных и/или СУБД.
Простое, работающее с небольшими объемами информации и рассчитанное на применение в однопользовательском режиме, файл- серверное приложение можно спроектировать, разработать и отладить для небольшой компании для ведения, например, кадрового учета. Достаточно иметь изолированную систему, работающую на отдельно стоящем персональном компьютере.
Однако, например, при организации информационной системы поддержки проекта, выполняемого группой, файл- серверные архитектуры становятся недостаточными.
Клиент-серверная архитектура приложения представляет собой информационную систему, основанную на использовании серверов баз данных.
На стороне клиента выполняется код приложения, в который обязательно входят компоненты, поддерживающие интерфейс с конечным пользователем, производящие отчеты, выполняющие другие специфичные для приложения функции.
Клиентская часть приложения взаимодействует с клиентской частью программного обеспечения управления базами данных, которая фактически является индивидуальным представителем СУБД для приложения.

Заметим, что интерфейс между клиентской частью приложения и клиентской частью сервера баз данных, как правило, основан на использовании языка SQL. Поэтому такие функции, как предварительная обработка форм, например, предназначенные для запросов к базе данных, или формирование результирующих отчетов, выполняются в коде приложения.
Преимуществом клиент-серверной архитектуры является ее масштабируемость и способность к развитию, но для этого требуется мощная аппаратура (по крайней мере, для сервера) и существенно более развитые средства управления базами данных.
Предметно-ориентированные информационные системы можно классифицировать не только по видам процессов управления, по архитектуре построения системы, но и по другим категориям: информационные системы научных исследований на основе экономико-математических методов; обучающие информационные системы; отраслевые информационные системы в строительстве, здравоохранении, образовании и т. п.; территориальные информационные системы, например, для управления административно- территориальными районами; межотраслевые информационные системы – банковские, финансовые, страховые, статистические.
В настоящее время существуют следующие основные классы систем автоматизированной обработки информации экономического объекта:
- системы обработки первичной экономической информации, предназначенные для решения задач с использованием методов теории вероятностей, статистики:
«СтатЭксперт», разработанная фирмой
«Росэкспертиза, «Статистика», разработанная фирмой ООО «Программа
2000», Deductor и др.;
- системы финансового анализа, предназначенные для решения задач с целью получения финансово-экономических показателей: «Финэксперт», разработанная фирмой «Экспертиза», «Альт-Прогноз» и др.;


- системы финансового планирования, предназначенные для решения задач обоснования планов, в том числе финансовых и принимаемых в условиях неопределенности: «Бизнес-Прогноз», «Альт-План» и др.;
- системы бухгалтерского учета, предназначенные для решения задач автоматизации операций хозяйственной деятельности: «1С: Бухгалтерия»,
«БЭСТ», «Парус»;
- системы финансового менеджмента – «Финансы»;
- страховые системы;
- системы управленческого консалтинга, предназначенные для решения задач управленческого консалтинга: «Гарант», «КонсультантПлюс»;
- таможенные информационные системы, например,
ООО «Альта
Софт»;
- налоговые системы, например, «Налог» ‒ система федерального, регионального и местного уровней;
- банковские системы, предназначенные для решения задач автоматизации банковских операций: комплекс «RC-BANK», разработанный фирмой «R-style», «Инверсия», «Анализ и планирование финансовой деятельности банка», EGAR Credit Administration;
- корпоративные автоматизированные информационные системы, например, «Галактика».
Корпоративные информационные системы предназначены для решения задач управления предприятием. Корпоративные информационные системы – совокупность многопрофильных подсистем, программных модулей и баз данных.
Примерный состав модулей корпоративных информационных систем:
- модуль по управлению информационными потоками (WF);
- модуль проектов (PS);
- модуль основных средств (AM);
- модуль контроллинга (СО);
- модуль финансов (FI);

- модуль сбыта (SD);
- модуль по управлению материальными потоками (ММ);
- модуль планирования производства (РР);
- модуль по управлению качеством (QM);
- модуль технического обслуживания оборудования (РМ);
- модуль управления персоналом (HR).
В настоящее время почти все корпоративные информационные системы работают с использованием стандарта ERP (Enterprise Recourses Planning –
«планирование ресурсов предприятия»).
Стандарт ERP базируется на принципе единого хранилища данных
(репозитария), содержащего всю деловую информацию, накопленную организацией в процессе ведения бизнеса, в частности финансовую информацию, данные, связанные с производством, управлением персоналом, и любые другие данные. Наличие репозитария избавляет от необходимости передавать данные от приложения к приложению. Кроме того, любая часть информации, которой располагает данная организация, становится одновременно доступной для всех работников, обладающих соответствующими полномочиями.
Концепция ERP нашла широкое применение, позволила объединить все ресурсы предприятия и повысить эффективность управления ими.
Модуль 2. Архитектурные и функциональные особенности информационных систем социально-экономической сферы
Тема 2.1. Предметно-ориентированные экономические информационные системы: бухгалтерские, банковские информационные системы
В настоящее время эффективное управление предприятием невозможно без применения информационных систем и технологий.
Научно-техническая необходимость и экономическая целесообразность использования средств вычислительной техники при

сборе, накоплении, передаче и обработке экономической информации характеризуется большим объемом хранимых данных, многократным их использованием, преобразованием и обновлением, большим количеством источников и потребителей.
Процесс формирования учетной информации, обеспечение достаточной оперативности в получении финансовой отчетности предприятия для дальнейшего принятия решения позволяют унифицировать и существенно облегчить современные информационные технологии.
Для автоматизации бухгалтерского учета используются бухгалтерские информационные системы.
В бухгалтерских информационных системах за счет использования специальных методов преобразования и обработки данных процесс бухгалтерского учета автоматизирован. Цель автоматизации – получение и доставка информации, необходимой внутренним и внешним пользователям при исполнении управленческого и финансового учета и контролирующих функций.
Бухгалтерская информационная система используется в рамках отдельного предприятия для целей управления.
Бухгалтерская информационная система базируется на совокупности количественных данных, необходимых для выполнения функций планирования, контроля, анализа и являющихся основой для принятия управленческих решений.
Автоматизированное решение бухгалтерской информационной системы состоит:
- в обработке всего комплекса задач бухучета, планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности, внутреннего аудита;
- получении оперативных данных о текущем состоянии дел внутри организации и выработке на их основе необходимых управленческих
решений;
- интеграции на основе единой первичной информации оперативного, бухгалтерского и статистического учета;
- использовании обратной связи при принятии управленческих решений.
К основным задачам бухгалтерской информационной системы можно отнести следующие:
- учет заработной платы;
- кадровый учет;
- учет основных средств, материальных ценностей, готовой продукции;
- выполнение различных финансово-расчетных операций;
- учет затрат на производство;
- формирование отчетных документов.
Функциональные подсистемы, включенные в состав бухгалтерской информационной системы, поддерживают модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации. Состав функциональных подсистем зависит от предметной области, специфики хозяйственной деятельности объекта управления.
Модели, используемые в бухгалтерской информационной системе:
- модель плана счетов;
- модель аналитического учета;
- модель организации документооборота;
- модель интеграции бухгалтерского и налогового учета;
- модель учета по разным стандартам;
- модель учетного процесса;
- модель учетного периода.
Моделирование в бухгалтерском учете в условиях автоматизации

преследует цель создания схем обработки, обобщения и группировки бухгалтерской информации.
На основе выбранных вариантов моделей осуществляются процедуры получения совокупности учетных записей, которые служат исходной базой для составления аналитических и синтетических регистров, а также формирования бухгалтерского баланса и отчетности.
В функциональном аспекте бухгалтерская информационная система должна выполнять необходимые расчеты, подготовку, заполнение, проверку и распечатку документов, перенос данных из одной отчетной формы в другую, накопление итогов, обращение к данным прошлых периодов.
Важную роль в программном обеспечении бухгалтерской информационной системе выполняет технологическая платформа, которая обеспечивает:
- пользовательский интерфейс системы;
- масштабируемость системы;
- механизм web-сервисов и обмен данными с другими программными системами;
- контроль действий пользователей и управление их работой;
- средства разработки конфигурации и др.
Развитый функционал бухгалтерских информационных систем обеспечивает специальное прикладное программное обеспечение.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13