ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Французское законодательство ограничивает строительство крупных торговых объектов наиболее жестко. Еще в 1973 году принят Закон Роера (Royer Loi), который положил начало созданию муниципальных и национальных городских комитетов для утверждения или отклонения проектов крупных торговых центров. Под прохождение процедуры одобрения попадают все проекты площадью более 1500 м2 и площадью более 1000 м2 (для населенных пунктов с численностью менее 40 тыс. жителей). В 1996 г. Закон Раффарина (Raffarin Loi) снизил границы утверждаемых проектов до 300 м2. Основной принцип Закона — не позволить коммерческой экспансии новых форм торговли уничтожить малый бизнес и истощить всю инфраструктуру, поддерживающую малый бизнес. Согласно этому Закону все проекты площадью более 6000 м2 проходят особую процедуру одобрения комиссии в составе главы муниципалитета, эксперта по градостроительству, глав двух других крупнейших муниципалитетов данного региона, президента территориальной торговой палаты, представителя местного профсоюза, представителя местной ассоциации потребителей. В случае отказа на местном уровне, проект передается в комиссию национального уровня, также состоящую из 7 членов, избираемых на 3-летний срок без права переизбрания. Только в 2009 году произошло послабление законодательства в части освобождения от процедуры получения специального разрешения на строительство проектов площадью менее 1000 м2 в населенных пунктах с численностью жителей свыше 20000 чел. [4].
Нами проведена проверка существующей гипотезы применительно к розничным рынкам стран ЕС, США и России. Для этого исследованы показатели степени концентрации розничного сектора (доля ТОП 5 игроков) и индексы розничных цен (рис. 3).
Рис. 3 Сравнительная характеристика степени концентрации розничной торговли и индекса розничных цен
Выявлено, что вопреки гипотезе зависимость между этими показателями отсутствует. Так, наивысшая степень концентрации розничного сектора (не менее 80%) характерна для наиболее развитых стран ЕС (Норвегия, Германия, Финляндия). Между тем, применительно к розничным рынкам с самой высокой концентрацией индексы розничных цен имеют значения ниже аналогичных значений применительно к странам с более низкой концентрацией. Например, степень концентрации розничного рынка Норвегии вдвое превосходит аналогичный показатель для Португалии. Несмотря на это индекс розничных цен в Португалии (108,3) превосходит индекс розничных цен в Норвегии (107,0). В Германии одно из самых высоких значений степени концентрации розничного сектора (80%), в это же время индекс розничных цен занимает средний уровень (106,6).
Таким образом, нами установлено, что собственно высокая концентрация розничной торговли не оказывает существенного влияния на уровень цен. Игроки с доминирующим положением на рынке не используют автоматически негативные практики, ведущие к экономически необоснованному завышению цен в ущерб интересам потребителей. Серьезными ограничителями подобных практик являются нормы не косвенного, а прямого воздействия, закрепленные в антимонопольном законодательстве большинства развитых стран. Основой для действия данных норм являются индикаторы, свидетельствующие о злоупотреблении доминирующей позицией на розничном рынке в части ограничения конкуренции и ущемления интересов других лиц. При этом расчет индикаторов подразумевает постоянный мониторинг рынка.
С учетом необходимости дальнейшего совершенствования структуры каналов продаж на розничном рынке как положительный можно отметить факт отсутствия в России практики введения в действие норм косвенного антимонопольного регулирования в части искусственного ограничения площадей торговых объектов. В то же время отраслевым и антимонопольным законодательством Российской Федерации сформированы действенные механизмы поддержания конкуренции на розничном рынке. Так, доказывает на практике свою действенность Программа развития конкуренции в РФ (утв. Правительством Российской Федерации, распоряжение № 691-р от 19.05.2009 г.). Данная программа содержит как меры непосредственно антимонопольного регулирования, так и меры, способствующие развитию конкуренции. Важнейшую роль должно сыграть включение в Закон о торговле главы 3. Данная глава регламентирует отношения, связанные с антимонопольным регулированием, а также с государственным надзором и муниципальным контролем в области розничной торговли.
В заключение отметим, что основной целью процесса совершенствования структуры каналов продаж должно являться создание товаропроводящей системы с высокой социально-экономической эффективностью, причем социальная составляющая характеризуется максимальным удовлетворением потребностей населения. Такая товаропроводящая система должна гармонично вписаться в инновационный сценарий развития экономики России и способствовать её модернизации.