Файл: Формирование ассортимента в предприятиях розничной торговли.docx
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 363
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Формирование ассортимента в розничной торговли
1.1 Критерии формирования товарного ассортимента розничной торговли
1.2 Спрос розничных торговых предприятий и планирование ассортимента
1.3 Основные направления в формирования ассортимента
II. Оценка эффективности формирования ассортимента ООО «Универмаг «ЦУМ»»
2.1 Экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ структуры товарооборота ООО «Универмаг «ЦУМ»»
3.1 Анализ существующего устройства и технологической планировки секции универмага «Фарфор-стекло»
3.2 Предложения и рекомендации по переустройству и изменению планировочных решений
На первом этаже размещены комплекс хозяйственных товаров и секции «Канцелярские товары», «Игрушки» и «Парфюмерно-косметические товары», изделия из золота и серебра. В них можно приобрести электроосветительные приборы и бытовую технику различных торговых марок, ковровые изделия и обои, лакокрасочные изделия и средства бытовой химии, разнообразные бытовые мелочи; канцелярские товары, изделия из фарфора, хрусталя и стекла, металлическую посуду, мягкие и пластмассовые игрушки.
Прежде всего необходимо отметить глобальный, всемирный характер современной цивилизации, ее единство и целостность. Суть единого человечества кроется в его первооснову, то есть в самом человеке. У всех людей схожие потребности, желания, интересы, они объединены Землей, дышат одним воздухом, имеют единую общность - человечество. Мир связан в единое целое: а ) всеохватывающим характером научно -технического прогресса, б ) процессами интернационализации мирохозяйственных связей в производстве и обмене в) новой всемирной роли средств массовой информации и коммуникации г ) глобальными проблемами человечества ( опасностью возникновения войны, экологической катастрофы и необходимостью их предотвращения).Особенностью современного мира является и то, что наша цивилизация индустриально и техногенная, но в конце XX - начале XXI в. она постепенно переходит в информационную. Перспективы ее развития будут положительные только в том случае, если в центре ее в XXI в. окажутся не машины, а люди. Развитие личности, создание условий для ее инициативе, для того, чтобы люди чувствовали счастье и радость, - вот единственно прогрессивное направление развития человечества. Современному миру присуща и противоречивость. Противоречия надстраиваются одно на другое, как этажи многоэтажного дома: между человеком и природой, государством и личностью, сильными и слабыми странами, возможностями и потребностями человечества в природных, материальных, энергетических ресурсах, в сырье и др.. Противоречия современного мира порождают глобальные проблемы человечества, то есть те проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов планеты и представляют угрозу для ее выживания, а потому требуют безотлагательного решения, причем усилиями народов всех стран.
На втором этаже представлены товары детского ассортимента в секции «Товары для детей», товары для мужчин: белье и сорочки, галстуки, костюмы, пальто и головные уборы, чулочно-носочные изделия, а также мужская и женская обувь, сувениры и подарки, музыкальные инструменты и телерадиоаппаратура; ювелирные изделия и часы; галантерейные товары; ткани и товары для шитья и рукоделия.
Процесс глобализации является одной из самых актуальных проблем на сегодня так характеризует состояние и развитие современной экономической системы. Все более острым становится вопрос развития стран с переходной экономикой и развивающихся, так негативные последствия глобализации отражаются на них больше.
На третьем этаже универмага расположены секции женской одежды и женского белья, секция «Товары для спорта»,; секция «Книги». Важную роль в увеличении объема поставки товаров в универмаг играет фирменная торговля. В настоящее время в универмаге осуществляется фирменная продажа 10-ти поставщиков:
В период укрепления глобальных позиций Российской Федерации наблюдается повышение интереса широких кругов ученых и общественности к историческому наследию народа. Внимание к достижениям прошлого усиливается насущной потребностью в переосмыслении многих событий, явлений, оценок деятельности общества. При этом приоритетное значение приобретает изучение и анализ реформирования образования, влияния учебно - воспитательного процесса на развитие личности, поскольку именно оно является тем критерием, определяющим уровень развития науки, техники и других сфер. Стремительный научно - технологический прогресс требует высокообразованной молодежи с соответствующим уровнем умственного развития. В процессе совершенствования системы образования Российской Федерации, в условиях интенсивного внедрения информационных технологий следует обратить особое внимание на проблему математического мышления, поскольку оно является определяющим для умственного развития личности.
- ОАО «Свитанок» г. Орел, ОАО «Сукно» г. Джержинск,
- ОАО «Лента» г. Москва, ОАО «Лента» г. Москва
- «Ювелир»г.Иваново
- Минский часовой завод
- Стеклозавод «ТД»Гродненский стеклозавод
- Хрустальный завод г.Гусь-хрустальный
- Нижегородский льнокомбинат
Фирменная торговля позволяет постоянно иметь в продаже широкий ассортимент продукции предприятий. Однако полностью возможности фирменной торговли не используются, промышленные предприятия крайне неохотно идут на затраты, связанные с приобретением фирменного оборудования, рекламной продукции, не принимают участия в совместных рекламных акциях, выставках-продажах, а торговля крайне неохотно информирует о конъюнктуре спроса на товары этих предприятий.
Можно рассчитать динамику следующих экономических показателей ООО «Универмаг «ЦУМ» (таблица 1):
Таблица 1 – Основные технико-экономические показатели работы ООО
«Универмаг «ЦУМ»»
Показатель | 2013 год, в дейст-х и в сопост-х ценах | 2014 год | Абсолютное отклонение | Темп роста, % | ||||
В действующих ценах | В сопоставимых ценах | В действующих ценах | В сопоставимых ценах | В действующих ценах | В сопоставимых ценах | |||
1.Товарооборот розничный, млн. руб. | 21959,4 | 25888,6 | 23094,2 | 3929,2 | 1134,8 | 117,89 | 105,168 | |
1.1 Розничный товарооборот розничной (торговой) сети | 21175,5 | 25110,9 | 22400,45 | 3935,4 | 1224,95 | 118,58 | 105,785 | |
2. Выручка от реализации продукции, работ, услуг, млн.р. | 24244 | 27670 | 24683,32 | 3426 | 439,318 | 114,13 | 101,812 | |
3. Валовой доход, млн. руб. | 8575 | 9694 | 8647,636 | 1119 | 72,636 | 113,05 | 100,847 | |
4. Прибыль от реализации, млн. руб. | 321 | 617 | 550,4014 | 296 | 229,401 | 192,21 | 171,465 | |
5. Чистая прибыль, млн. руб. | 0,4 | 16 | 14,27297 | 15,6 | 13,873 | 4000 | 3568,24 | |
6. Расходы на реализацию, млн. руб. | 4317 | 4713 | 4204,282 | 396 | -112,718 | 109,17 | 97,389 | |
7.Среднесписочная численность работников, чел. | 500 | 500 | - | 0 | - | 100 | - | |
8. Запасы товаров в розничной торговой сети и на складах на конец отчетного периода | 6587,1 | 6498,2 | 5796,8 | -88,9 | -790,3 | 98,65 | 88,002 |
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что по основным показателям работы предприятия, наблюдается тенденция к росту. Прирост розничного товарооборота в действующих ценах в 2014 составил 17,89% по отношению к 2013 году, в сопоставимых ценах – 5,2%. Прирост выручки от реализации товаров – 14,1% ,в сопоставимых ценах - 1,8%. Прирост валового дохода – 13,05%, в сопоставимых ценах - 0,8%, прибыли от реализации – 92,21%, в сопоставимых ценах - 71,5%.
В отношении показателя запасов товара в розничной сети на конец года наблюдается отрицательная динамика. Это свидетельствует об улучшении планирования товарных запасов.
Можно сделать вывод, что по большинству основных показателей работы магазина наблюдается положительная динамика, высокие темпы роста, однако недостаточные для того, чтобы назвать деятельность предприятия эффективной.
2.2 Анализ структуры товарооборота ООО «Универмаг «ЦУМ»»
По данным отчета о розничной торговле за 2013 и 2014 гг. проводится анализ структуры товарооборота.
Для изучения структуры розничного товарооборота необходимо рассчитать удельный вес, занимаемый каждой товарной группой в общем объеме розничного товарооборота. Он рассчитывается как соотношение отдельных товаров или товарных групп к общему объему товарооборота. Структура розничного товарооборота представлена в таблице 2:
Таблица 2 – Структура розничного товарооборота
Наименование товарных групп и товаров | 2013 год | 2014 год | Отклонение | Темп роста % | Прирост, % | Изменение структуры, % | |||||
Продано в розницу всего, млн. р. | Удельный вес, % | Продано в розницу всего, млн.р. | Удельный вес, % | ||||||||
Мясо и птица | 122 | 0,558 | 203 | 0,810 | 81 | 166,39 | 66,39 | 0,252 | |||
Колбасные изделия и копчености | 464 | 2,121 | 651 | 2,598 | 187 | 140,30 | 40,30 | 0,477 | |||
Рыба и морепродукты пищевые | 22 | 0,101 | 41 | 0,164 | 19 | 186,36 | 86,36 | 0,063 | |||
Сельди | 1 | 0,005 | 4 | 0,016 | 3 | 400 | 300 | 0,011 | |||
Масло животное | 23 | 0,105 | 30 | 0,120 | 7 | 130,43 | 30,43 | 0,015 | |||
Масло растительное | 7 | 0,032 | 15 | 0,060 | 8 | 214,29 | 114,29 | 0,028 | |||
Жир пищевой топленый и прочие пищевые жиры | 0 | 0 | 1 | 0,004 | 1 | - | - | 0,004 | |||
Маргариновая продукция | 2 | 0,009 | 1 | 0,004 | -1 | 50,00 | -50,00 | -0,005 | |||
Майонезная продукция | 8 | 0,037 | 14 | 0,056 | 6 | 175,00 | 75,00 | 0,019 | |||
Молоко и молочная продукция | 177 | 0,809 | 286 | 1,141 | 109 | 161,58 | 61,58 | 0,332 | |||
Сыр | 56 | 0,256 | 103 | 0,411 | 47 | 183,93 | 83,93 | 0,155 | |||
Консервы мясные | 9 | 0,041 | 16 | 0,064 | 7 | 177,78 | 77,78 | 0,023 | |||
Консервы рыбные | 40 | 0,183 | 43 | 0,172 | 3 | 107,50 | 7,50 | -0,011 | |||
Консервы овощные | 42 | 0,192 | 47 | 0,188 | 5 | 111,90 | 11,90 | -0,004 | |||
Консервы фруктово-ягодные | 70 | 0,320 | 77 | 0,307 | 7 | 110,00 | 10,00 | -0,013 | |||
Яйца и яйцепродукты | 20 | 0,091 | 22 | 0,088 | 2 | 110,00 | 10,00 | -0,004 | |||
Сахар | 23 | 0,105 | 26 | 0,104 | 3 | 113,04 | 13,04 | -0,001 | |||
Кондитерские изделия | 414 | 1,892 | 475 | 1,895 | 61 | 114,73 | 14,73 | 0,003 | |||
Варенья, джемы, повидло, мед | 1 | 0,005 | 1 | 0,004 | 0 | 100,00 | 0,00 | -0,001 | |||
Чай и кофе | 24 | 0,110 | 46 | 0,184 | 22 | 191,67 | 91,67 | 0,074 | |||
Соль | 2 | 0,009 | 1 | 0,004 | -1 | 50,00 | -50,00 | -0,005 | |||
Мука | 6 | 0,027 | 12 | 0,048 | 6 | 200,00 | 100,00 | 0,020 | |||
Хлеб и хлебобулочные изделия | 162 | 0,740 | 216 | 0,862 | 54 | 133,33 | 33,33 | 0,121 | |||
Крупа и бобовые | 13 | 0,059 | 20 | 0,080 | 7 | 153,85 | 53,85 | 0,020 | |||
Макаронные изделия | 6 | 0,027 | 10 | 0,040 | 4 | 166,67 | 66,67 | 0,012 | |||
Картофель | 36 | 0,165 | 26 | 0,104 | -10 | 72,22 | -27,78 | -0,061 | |||
Овощи | 78 | 0,356 | 57 | 0,227 | -21 | 73,08 | -26,92 | -0,129 | |||
Плоды, ягоды, виноград, арбузы и дыни | 92 | 0,420 | 123 | 0,491 | 31 | 133,70 | 33,70 | 0,070 | |||
Водка и ликероводочные изделия | 319 | 1,458 | 380 | 1,516 | 61 | 119,12 | 19,12 | 0,058 | |||
Вино | 135 | 0,617 | 154 | 0,614 | 19 | 114,07 | 14,07 | -0,003 | |||
Коньяк | 42 | 0,192 | 53 | 0,211 | 11 | 126,19 | 26,19 | 0,020 | |||
Шампанское | 14 | 0,064 | 45 | 0,180 | 31 | 321,43 | 221,43 | 0,116 | |||
Пиво | 55 | 0,251 | 60 | 0,239 | 5 | 109,09 | 9,09 | -0,012 | |||
Безалкогольные напитки | 154 | 0,704 | 133 | 0,531 | -21 | 86,36 | -13,64 | -0,173 | |||
Мороженое | 50 | 0,229 | 47 | 0,188 | -3 | 94,00 | -6,00 | -0,041 | |||
Другие продовольственные товары | 99 | 0,452 | 39 | 0,156 | -60 | 39,39 | -60,61 | -0,297 | |||
Итого продовольственных товаров | 2788 | 12,742 | 3478 | 13,878 | 690 | 124,75 | 24,75 | 1,135 | |||
Хлопчатобумажные ткани | 172 | 0,786 | 216 | 0,862 | 44 | 125,58 | 25,58 | 0,076 | |||
Шерстяные ткани и платки | 193 | 0,882 | 122 | 0,487 | -71 | 63,21 | -36,79 | -0,395 | |||
Шелковые ткани | 104 | 0,475 | 181 | 0,722 | 77 | 174,04 | 74,04 | 0,247 | |||
Льняные ткани | 61 | 0,279 | 78 | 0,311 | 17 | 127,87 | 27,87 | 0,032 | |||
Одежда и белье | 3448 | 15,759 | 4284 | 17,094 | 836 | 124,25 | 24,25 | 1,335 | |||
Меха и меховые изделия | 26 | 0,119 | 62 | 0,247 | 36 | 238,46 | 138,46 | 0,129 | |||
Головные уборы (кроме меховых и трикотажных) | 84 | 0,384 | 85 | 0,339 | 1 | 101,19 | 1,19 | -0,045 | |||
Верхний трикотаж, прочие изделия верхнего трикотажа | 996 | 4,552 | 1536 | 6,129 | 540 | 154,22 | 54,22 | 1,577 | |||
Бельевой трикотаж | 898 | 4,104 | 1108 | 4,421 | 210 | 123,39 | 23,39 | 0,317 | |||
Чулочно-носочные изделия | 615 | 2,811 | 720 | 2,873 | 105 | 117,07 | 17,07 | 0,062 | |||
Кожаная, текстильная и комбинированная обувь | 1991 | 9,100 | 2423 | 9,668 | 432 | 121,70 | 21,70 | 0,568 | |||
Резиновая и полимерная обувь | 39 | 0,178 | 18 | 0,072 | -21 | 46,15 | -53,85 | -0,106 | |||
Валяная обувь | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | - | - | 0,000 | |||
Мыло хозяйственное | 9 | 0,041 | 8 | 0,032 | -1 | 88,89 | -11,11 | -0,009 | |||
Синтетические моющие средства | 5 | 0,023 | 56 | 0,223 | 51 | 1120,00 | 1020,00 | 0,201 | |||
Мыло туалетное | 35 | 0,160 | 41 | 0,164 | 6 | 117,14 | 17,14 | 0,004 | |||
Парфюмерно-косметические товары | 1094 | 5,000 | 1152 | 4,597 | 58 | 105,30 | 5,30 | -0,403 | |||
Галантерея | 1163 | 5,315 | 1172 | 4,676 | 9 | 100,77 | 0,77 | -0,639 | |||
Нитки | 15 | 0,069 | 53 | 0,211 | 38 | 353,33 | 253,33 | 0,143 | |||
Табачные изделия и махорка | 102 | 0,466 | 79 | 0,315 | -23 | 77,45 | -22,55 | -0,151 | |||
Спички | 1 | 0,005 | 1 | 0,004 | 0 | 100,00 | 0,00 | -0,001 | |||
Мебель | 167 | 0,763 | 38 | 0,152 | -129 | 22,75 | -77,25 | -0,612 | |||
Ковры и ковровые изделия | 100 | 0,457 | 134 | 0,535 | 34 | 134,00 | 34,00 | 0,078 | |||
Металлическая посуда | 297 | 1,357 | 311 | 1,241 | 14 | 104,71 | 4,71 | -0,116 | |||
Стеклянная посуда | 234 | 1,069 | 258 | 1,029 | 24 | 110,26 | 10,26 | -0,040 | |||
Фарфоровая и керамическая посуда | 338 | 1,545 | 352 | 1,405 | 14 | 104,14 | 4,14 | -0,140 | |||
Часы | 167 | 0,763 | 177 | 0,706 | 10 | 105,99 | 5,99 | -0,057 | |||
Электротовары | 1319 | 6,028 | 1373 | 5,478 | 54 | 104,09 | 4,09 | -0,550 | |||
Инструменты | 62 | 0,283 | 19 | 0,076 | -43 | 30,65 | -69,35 | -0,208 | |||
Бумажно-беловые товары | 287 | 1,312 | 245 | 0,978 | -42 | 85,37 | -14,63 | -0,334 | |||
Школьно-письменные и канцелярские принадлежности, канцелярские машины | 284 | 1,298 | 297 | 1,185 | 13 | 104,58 | 4,58 | -0,113 | |||
Вычислительная техника | 7 | 0,032 | 8 | 0,032 | 1 | 114,29 | 14,29 | -0,0001 | |||
Печатные издания | 202 | 0,923 | 262 | 1,045 | 60 | 129,70 | 29,70 | 0,122 | |||
Велосипеды и мотоциклы | 100 | 0,457 | 31 | 0,124 | -69 | 31,00 | -69,00 | -0,333 | |||
Товары для физической культуры, спорта и туризма (кроме спортивной обуви) | 189 | 0,864 | 212 | 0,846 | 23 | 112,17 | 12,17 | -0,018 | |||
Телерадиотовары | 474 | 2,166 | 513 | 2,047 | 39 | 108,23 | 8,23 | -0,119 | |||
Музыкальные инструменты | 50 | 0,229 | 66 | 0,263 | 16 | 132,00 | 32,00 | 0,035 | |||
Игрушки | 976 | 4,461 | 1364 | 5,443 | 388 | 139,75 | 39,75 | 0,982 | |||
Прочие культтовары | 284 | 1,298 | 321 | 1,281 | 37 | 113,03 | 13,03 | -0,017 | |||
Сельскохозяйственный и садово-огородный инструмент | 20 | 0,091 | 16 | 0,064 | -4 | 80,00 | -20,00 | -0,028 | |||
Хозяйственные товары | 1344 | 6,143 | 820 | 3,272 | -524 | 61,01 | -38,99 | -2,871 | |||
Носители аудио- и видео- информации | 0 | 0 | 11 | 0,044 | 11 | - | - | 0,044 | |||
Строительные материалы | 306 | 1,399 | 270 | 1,077 | -36 | 88,24 | -11,76 | -0,321 | |||
Ювелирные изделия | 354 | 1,618 | 726 | 2,897 | 372 | 205,08 | 105,08 | 1,279 | |||
Автомобили | 18 | 0,082 | 6 | 0,024 | -12 | 33,33 | -66,67 | -0,058 | |||
Товары бытовой химии | 218 | 0,996 | 194 | 0,774 | -24 | 88,99 | -11,01 | -0,222 | |||
Другие непродовольственные товары | 244 | 1,115 | 165 | 0,658 | -79 | 67,62 | -32,38 | -0,457 | |||
Итого непродовольственных товаров | 19092 | 87,258 | 21584 | 86,122 | 2492 | 113,05 | 13,05 | -1,135 | |||
Всего товаров | 21880 | 100 | 25062 | 100 | 3182 | 114,54 | 14,54 | 0 |