Файл: Содержание Введение 3 стр. Предпосылки возникновения проективного образования 6 стр. Теоретические аспекты формирования проективных умений студентов в проективном образовании 15 стр. Заключение 31 стр. Список используемой литературы 33 стр. Введение.docx
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Эмоционально-волевой компонент, подразумевающий положительные эмоциональные реакции на деятельность, связанную с рефлексией опыта своего профессионально-личностного развития; способность к волевым усилиям для преодоления возникающих в процессе самоопределения и самоутверждения противоречий; умение управлять собственными действиями в достижении профессиональных успехов.
5. Рефлексивно-оценочный компонент, включающий умение смотреть на себя, свои действия со стороны, размышляя о себе и своей деятельности; наличие адекватного образа – «Я» студентов; настроенность на собственные интересы и потребности; осмысление собственных профессиональных задач; сравнение результата деятельности с поставленной целью и предполагающий сформированное умение студентов оценивать подготовленность субъектов образовательного процесса к деятельности, самоанализу, самокоррекции.
Социально-педагогическое проектирование подразумевает наличие этапов, стадий разработки проекта во времени и пространстве, нормирования прохождения каждого из этапов, пошагового установления обратной связи. Логика организации проективной деятельности выстраивается педагогом и студентами и предполагает осознанное овладение поэтапной последовательностью проектных действий всеми субъектами.
Анализ работ по проблемам проектирования позволил нам определить состав проекта как продукта педагогической деятельности. Каждый проект, от возникновения идеи до полного его завершения, проходит ряд ступеней своего развития. В зависимости от содержания проектировочной деятельности, мы можем выделить несколько этапов (шагов проектировочной деятельности), а именно:
• анализ педагогической ситуации, выявление противоречий,
• определение проблематики и формулировка проблемы,
• определение цели и критериев оценки предполагаемого результата,
• постановка педагогических задач по достижению цели,
• разработка плана решения постановленных задач,
• прогнозирование последствий возможной реализации вырабатываемых педагогических решений,
• процесс (реализация) решения педагогических задач,
• рефлексивный анализ результатов решения педагогической проблемы.
На стадии проектирования определяются подсистемы проекта, их взаимосвязь, выбираются наиболее эффективные способы выполнения проекта и использования информационных ресурсов. Основными видами деятельности является организация выполнения базовых проектных работ, разработка частных заданий, проектирование учебной деятельности, представление проектной разработки. Следующим этапом является подготовка проекта, включающая выполнение проектных работ, их контроль, объединение, координацию.
От того, насколько успешно реализован каждый из указанных этапов проектировочной деятельности, зависит общий успех всего проекта. Следовательно, проектировочные умения мы можем определить как совокупность умений по реализации каждого из этапов педагогического проектирования: рефлексивного анализа ситуации, формулирования проблемы, постановки конкретной цели и критериев оценки предполагаемого результата, определения условий достижения цели на основе постановки системы педагогических задач, выработки механизма их реализации, организация решения педагогических задач и анализа достигнутых результатов.
Выделенные компоненты готовности находятся в тесном взаимодействии, образуя целостную, динамическую систему.
Таким образом, говоря о готовности студентов к проективной деятельности, следует отметить, что эффективно она формируется только у студентов, обладающих положительной учебной мотивацией и заинтересованным отношением к учебе. Успешность реализации педагогического проекта зависит от организации совместной деятельности педагога и студентов, к которой предъявляются следующие требования:
1. Проект должен разрабатываться по инициативе студентов.
2. Проект должен быть значимым для ближайшего и опосредованного окружения студентов.
3. Проективная деятельность студентов должна иметь исследовательский характер.
4. Проективная деятельность студентов должна способствовать приобретению профессиональных знаний, овладению необходимыми способами действия и развитию критического мышления.
5. Проективная деятельность должна планироваться заранее, но вместе с тем допускать гибкие изменения в ходе ее реализации.
6. Проективная деятельность должна быть ориентирована на достижение конкретной цели.
7. Социально-педагогический проект должен быть реалистичен, основой осуществления проективной деятельности студентов должны являться ресурсы, имеющиеся в наличии. Преподавателю, организующему работу по созданию педагогического проекта, необходимо продумать учебные цели проекта, методическое и дидактическое обеспечение данного вида деятельности; определить количество участников проективной деятельности; решить, будет ли данный проект интегрировать несколько предметных областей; определить сроки работы над проектом; продумать все возможные источники информации.
Т.А. Султанова предлагает оптимизацию образования через построение процесса проектной подготовки, которое предполагает, что:
-
проектная подготовка должна охватывать весь период обучения студентов в среднем специальном учебном заведении. Планируя и организуя учебно-проектную деятельность, необходимо определить, какие способности или неспособности студента влияют на неё. В зависимости от этого разработать согласованный план формирования проектных знаний, умений на разных учебных дисциплинах, при выполнении разнообразных проектов в течение всего периода обучения; -
в процессе обучения студентов необходимо предусмотреть более широкое применение проблемно-поисковых заданий, побуждающих познавательную активность студента, содействующих становлению самостоятельности в мышлении и проектной деятельности; -
содержание проектной подготовки целесообразно выстраивать по концентрической системе, предполагающей возвращение к проектным знаниям, умениям на протяжении всего периода обучения. Проектные знания и умения постепенно усложняются от курса к курсу по содержанию, форме и структуре. Вначале действия формируются во внешнем, потом - во внутреннем плане; сначала студенты узнают про сущность умений, потом – учатся их применять в разных условиях; -
организация проектной деятельности студентов должна строиться на основе взаимодействия учебного и производственного процессов.
Другими словами, студенты должны выполнять параллельно с учебными работы, актуальные для предприятий и определяемые их техническими заданиями. Это обусловлено тем, что главное значение в становлении личности студента имеет формирование общественно полезной направленности, успешное накапливание профессионального опыта и развитие профессиональных способностей. Студенту присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально–ориентированных задач. Это позволит значительно повысить эффективность выполнения практико-ориентированных проектов, к тому же будет стимулировать мотивацию студентов к проектной деятельности;
Таким образом, проектное обучение – это модель, которая организует обучение вокруг проектов. Для преподавателей проекты являются комплексными задачами, основанными на трудных вопросах или проблемах, которые вовлекают студентов в разработку, решение проблем, принятие решений или исследовательскую деятельность; дают студентам возможность работать относительно автономно в течение продолжительных периодов времени; и завершающиеся реальными продуктами или презентациями.
Заключение
Сегодня студенты должны справляться с большим объемом задач, успевать жить и учиться. Soft skills – это навыки XXI века, необходимые человеку любой профессии и любого возраста для того, чтобы управлять своим временем и волей, а проектная деятельность в рамках образовательного процесса тот инструмент, с помощью которого можно приобрести soft skills. В то же время сегодня большинство студентов не готовы к современной экономике и вызовам XXI века. Обучение на основе проектов нацеливает их на академический, личный и карьерный успех, а также готовит молодых людей к вызовам, с которыми они столкнуться в будущем в своей личной жизни и в мире в целом.
Из университетских идей, разработок и лабораторий вырастают успешные технологические стартапы во всем мире. Университеты становятся той питательной средой, в которой молодой человек впервые пробует себя в качестве лидера или участника команды, в которой он не просто создает нечто новое, но и пытается найти на это средства и доказать уникальность своего решения через участие в инженерных соревнованиях, исследовательских конкурсах, питч-сессиях. Возникновение инноваций происходит в результате генерирования и успешной апробации новых идей, появляющихся в результате управляемой деятельности в ответ на проблемы и задачи, наличие которых обусловлено постоянно меняющимися параметрами внешней и внутренней среды. Проектная деятельность в организациях высшего образования является частью инновационной деятельности. Реализуемая в разных направлениях, проектная деятельность в вузе способствует в том числе освоению обучающимися требуемых компетенций в части способностей к проектной и инновационной деятельности, а также может быть основой инноваций по направлениям специализации вуза. Современные исследователи определяют суть метода проектов следующим образом — способ стимулировать интерес студентов к определенным проблемам
, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Проектный подход – это ориентированный на студентов подход к обучению, который мотивирует их к самостоятельному, взаимозависимому и независимому принятию решений при определенной поставленной задачи. Для преподавателей, в свою очередь, проекты являются комплексными задачами, основанными на трудных вопросах или проблемах, которые вовлекают студентов в разработку, решение проблем, принятие решений или исследовательскую деятельность; дают студентам возможность работать относительно автономно в течение продолжительных периодов времени; и завершающиеся реальными продуктами или презентациями.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. – М.: Проспект, 2017. – 160 с.
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
3. Афанасьев, Ф. Управление проектами в стиле ДРАЙВ [Текст] / Ф. Е.Афанасьев. – М.: Издательские решения, 2017. – 99с.
4. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Электронный ресурс] / Ю.К. Бабанский –
5. Бабенко, Е.И. Проектная деятельность университета на основе стратегического анализа [Электронный ресурс] / Е.И. Бабенко, Е.П. Загороднова
6. Бекоева, М.И. Технология реализации проектной деятельности в современном ВУЗе / М.И. Бекоева // Вестник ВГУ. – 2015. – № 4. – С. 27 – 32.
7. Боков Л.А. Технология группового проектного обучения в ВУЗе как составляющая методики подготовки инновационно-активных
8. Бреднева, Н.А. Проектная деятельность студентов в условиях междисциплинарной интеграции:
10. Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании [Текст]: учеб. пособие / М.А. Гончаров. – М.: КНОРУС, 2016. – 476 с.
11. Грахов, В.П. Практика проектной деятельности студентов в высшей школе
12. Домрачева, С.А. Обучение преподавателей ВУЗа проектноориентированному подходу как одно из условий развития современного ВУЗа / С.А. Домрачева // Вестник Марийского государственного университета. – 2017. – № 3 (27). – С. 20-26.