Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для предотвращения ослабления контакта заземляющего провода вследствие сотрясения (вибрации) оборудования должны применяться контргайки, контрящие шайбы и др. Заземление оборудования, которое устанавливают на движущихся частях станка или периодически демонтируют, необходимо выполнять с применением гибких проводников.
Если электроприборы и электрооборудование, размещаемые на станке, изолированы от его станины, то их заземляют обособленно.
Электроаппаратура и электропровода должны быть защищены от воздействия керосина, масла, охлаждающих жидкостей, стружки, пыли и возможного механического повреждения.
Необходимо установить постоянный контроль за состоянием крышек и кожухов, которыми закрыты электроаппаратура, токоведущие части, клеммы, присоединенные к ним неизолированные концы проводов и т.п.
В электрической схеме станка следует предусмотреть так называемую нулевую защиту, предотвращающую самопроизвольное включение электропривода при восстановлении внезапно отключенного напряжения.
В случае воздействия на аварийную кнопку «Стоп» все установленные на станке электродвигатели и пусковые устройства должны отключаться. При восстановлении напряжения их самопроизвольное включение недопустимо.
Вводный выключатель нельзя использовать в качестве пускового устройства, так как он не обеспечивает нулевой защиты. Его следует размещать в удобном и легкодоступном месте на высоте 0,6... 1,7 м над уровнем пола или площадки обслуживания.
Вращающиеся устройства для закрепления обрабатываемых деталей (патроны, планшайбы, хомутики и др.) должны иметь гладкие наружные поверхности. При наличии выступающих частей или незаделанных углублений эти устройства необходимо снабдить ограждениями.
В конструкциях вновь проектируемых многошпиндельных сверлильных станков следует предусматривать специальные устройства для пуска и выключения каждого шпинделя. Если при выполнении работы используется один шпиндель, то остальные должны быть выключены,
Вертикально- и радиально-сверлильные станки нужно оснащать устройствами, предупреждающими самопроизвольное опускание траверсы, хобота и кронштейна.
Необходимо, чтобы приспособления для закрепления рабочего инструмента на сверлильных станках обеспечивали надежный зажим и точное центрирование инструмента и не имели выступающих частей (кулачки, винты, клинья, планки и т.п.). В тех случаях, когда невозможно выполнить это требование, выступающие части следует закрыть гладкими кожухами.
Фрезерные станки должны быть оборудованы быстродействующими и надежными тормозными устройствами.
Устройство и условия эксплуатация всех станков (шлифовальные, заточные и т.п.), предназначенных для работы с абразивным инструментом, а также особенности его применения должны удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.001—74.
2.3.2 Описание наземной электротележки и ее электрической части
Наземные электротележки предназначены для транспортировки грузов на производственных площадках с твердым и ровным покрытием (например, асфальт, бетон и др.).
Электротележки (ЭТ) работают в узких проходах помещений различного производственного назначения, где невозможна работа других транспортных средств.
Достоинствами «ЭТ» являются:
В состав оборудования наземной электротележки входит:
- грузовая платформа (рама), на которой устанавливается все оборудование;
- двухосное шасси на пневматических шинах, управляющая — передняя ось, ведущая — задняя;
- тормозная система гидравлическая (с приводом на задние колеса) и механическая (с ручным приводом на вал ЭД);
- электропривод от электродвигателя постоянного тока через карданный вал и дифференциал — на заднюю ось;
- система управления контроллерная — от несимметричного контроллера;
- аккумуляторная батарея (АБ) свинцово-кислотная или щелочная — источник электроэнергии.
Основные технические данные электротележки ЭТ-2040:
грузоподъёмность 2000 кг,
масса тележки 1860 кг,
скорость движения с грузам 16 км/ч, без груза 22 км/ч,
двигатель передвижения типа РТ-2 (Рном=3,2 кВт, Uном=40 В, Iном = 100 А, wном =100 рад/с, ПВН0М = 40%), закрытый с естественным охлаждением.
Для работы механизма подъема применяется система гидравлики, приводимая в действие насосом гидравлики.
Приводом насоса является отдельный электродвигатель постоянного тока, получающий электропитание от «АБ».
Электродвигатели постоянного тока защитного исполнения (от брызг и попадания твердых частиц более 1 мм размером), последовательного или смешанного возбуждения, естественного охлаждения, реверсивные.
Режим работы двигателей повторно-кратковременный с ПВном = 40 _%
УЗА - устройство зарядное автоматическое предназначено для поддержания аккумуляторных батарей в рабочем состоянии и устанавливается на всех предприятиях, укомплектованных безрельсовым напольным электротранспортом.
Средством заряда АБ постоянным током являются полупроводниковые выпрямители на тиристорах (управляемых кремниевых вентилях).
Они имеют высокий КПД, бесшумны в работе и надежны в эксплуатации, по сравнению с машинными агрегатами. Выпрямители могут работать в автоматическом режиме и в режиме ручного управления.
Основные элементы выпрямителя:
• Трансформатор, понижающий, подключаемый к цеховой сети переменного тока.
• Блок тиристоров, собранный по трехфазной мостовой схеме, подключенный ко вторичной обмотке трансформатора.
• Система управления зарядом, представляющая собой замкнутую САР с отрицательной обратной связью по току заряда (Дар).
Она обеспечивает:
- поддержание величины заданного значения тока заряда при колебаниях напряжения сети и изменения его в процессе заряда;
Примечание— Регулирование осуществляется изменением угла отпирания (запирания)тиристоров:
- задание тока зар яда за датчиком тока;
- контроль времени заряда и отключение от сети УЗА по истечении его в автоматическом режиме;
- защиту от токов КЗ и неправильного включения полярности;
- сигнализацию и контроль зарядных параметров по КИП.
К электрическим аппаратам электротележки относится контроллер барабанного типа с ручным рычажным приводом для номинального тока 100 А при номинальном напряжении 80 В. С его помощью осуществляются две автоматические характеристики при движении вперед соответственно на 40 и 80 В с переключением аккумуляторной батареи и одна автоматическая характеристика при движении назад вместе с электрическим торможением для прямого хода.
Переход на автоматические характеристики осуществляется посредством ступенчатого переключения пускового резистора.
Контроллер расположен под сиденьем водителя.
Контактор предназначен для замыкания и размыкания силовой цепи тягового двигателя и расположен в коробке управления под правым сиденьем.
На приборном щите смонтированы четыре предохранителя (по два на каждую часть аккумуляторной батареи), клеммы и коробка с предохранителями на 8 А для защиты осветительной и оперативной цепей. Здесь же установлены реле для указателей пути, контакт для заряда аккумуляторной батареи, ключ для оперативной цепи и ключ для указателей пути. Впереди, по
левую сторону от платформы водителя, находится кнопка переключения света.
К электрическим устройствам электротележки относятся две передние фары с ближним и дальним светом, два передних и два задних указателя габаритов (выполняющих роль и указателей пути), масляный стоп-ключ. Лампы задних комбинированных осветительных фар соединены со стоп-ключом и звуковым сигналом кнопкой, смонтированной на руле электротележки.
2.3.3 Расчёт мощности и выбор электродвигателя ЭП наземной электротележки
Выбор электродвигателя предполагает:
Определение силы действующей от ЭТ с максимальным грузом:
;
где mmax – максимальная масса ЭТ с грузом.
;
где mт = 1860 кг – масса тележки без груза,
mг = 2000 кг – максимальная грузоподъемность.
Определение статического момента на выходном валу электродвигателя:
где f = 0,0008 – коэффициент трения качения ходовых колес по бетонному покрытию;
м = 0,001 – коэффициент трения качения ходовых колес по бетонному покрытию;
r = 0,15 м – радиус ходовых колес.
Определение эквивалентного момента с учетом продолжительности включения:
где ПВ = 40% продолжительность включения для электротележек с повторно кратковременным режимом работы.
Определение номинальной мощности электродвигателя:
;
г де щ – частота вращения электродвигателя,
В соответствие с рассчитанной номинальной мощностью выбираем электродвигатель постоянного тока РТ-2 со следующими параметрами:
Pн = 3,6 кВт; Uн = 40 В; Iн = 115 А;
nном = 1550 об/мин; nмax = 3000 об/мин.
2.3.4 Описание работы принципиальной электрической схемы управления эп наземной электротележки
Электротележка типа ЭТ-2040. Она имеет двухосное шасси на пневматических шинах с передним управляемым и задним ведущим мостами. На шасси прикреплена рама; ее верхняя часть представляет собой грузовую платформу, под которой расположена аккумуляторная батарея. Движение ведущим колесам передается от электродвигателя постоянного тока последовательного возбуждения посредством карданного вала и дифференциала. Электротележка оборудована двумя системами тормозов: ножным тормозом с гидравлическим приводом, действующим на колеса, и ручным тормозом с механическим приводом, действующим на вал двигателя.
Тормоза приводятся в действие отпусканием (нажатием) командной педали, расположенной на платформе водителя. Одновременно со срабатыванием тормозных устройств автоматически прерывается цепь питания электродвигателей электрической блокировкой.
Установлен рулевой механизм с червячной передачей типа ГАЗ-51.
Электрические цепи получают питание от аккумуляторной батареи, состоящей из двух одинаковых секций. Для коммутации силовых цепей используют контакторы и кремниевые вентили типа В2-200-3.
Двигатель М управляется поворотным командоконтроллсром, состоящим из кулачкового вала и переключателей цепей питания катушек контакторов. Вращение вала командоконтроллера осуществляется от педали водителя, при этом в каждом положении происходит переключение соответствующих контактов. Регулирование скорости тележки происходит изменением напряжения на якоре двигателя М путем переключения диодами, контактором секций аккумуляторной батареи с параллельного соединения на последовательное, введением силового резистора в цепь якоря и шунтированием обмотки возбуждения вторым силовым резистором
Если электроприборы и электрооборудование, размещаемые на станке, изолированы от его станины, то их заземляют обособленно.
Электроаппаратура и электропровода должны быть защищены от воздействия керосина, масла, охлаждающих жидкостей, стружки, пыли и возможного механического повреждения.
Необходимо установить постоянный контроль за состоянием крышек и кожухов, которыми закрыты электроаппаратура, токоведущие части, клеммы, присоединенные к ним неизолированные концы проводов и т.п.
В электрической схеме станка следует предусмотреть так называемую нулевую защиту, предотвращающую самопроизвольное включение электропривода при восстановлении внезапно отключенного напряжения.
В случае воздействия на аварийную кнопку «Стоп» все установленные на станке электродвигатели и пусковые устройства должны отключаться. При восстановлении напряжения их самопроизвольное включение недопустимо.
Вводный выключатель нельзя использовать в качестве пускового устройства, так как он не обеспечивает нулевой защиты. Его следует размещать в удобном и легкодоступном месте на высоте 0,6... 1,7 м над уровнем пола или площадки обслуживания.
Вращающиеся устройства для закрепления обрабатываемых деталей (патроны, планшайбы, хомутики и др.) должны иметь гладкие наружные поверхности. При наличии выступающих частей или незаделанных углублений эти устройства необходимо снабдить ограждениями.
В конструкциях вновь проектируемых многошпиндельных сверлильных станков следует предусматривать специальные устройства для пуска и выключения каждого шпинделя. Если при выполнении работы используется один шпиндель, то остальные должны быть выключены,
Вертикально- и радиально-сверлильные станки нужно оснащать устройствами, предупреждающими самопроизвольное опускание траверсы, хобота и кронштейна.
Необходимо, чтобы приспособления для закрепления рабочего инструмента на сверлильных станках обеспечивали надежный зажим и точное центрирование инструмента и не имели выступающих частей (кулачки, винты, клинья, планки и т.п.). В тех случаях, когда невозможно выполнить это требование, выступающие части следует закрыть гладкими кожухами.
Фрезерные станки должны быть оборудованы быстродействующими и надежными тормозными устройствами.
Устройство и условия эксплуатация всех станков (шлифовальные, заточные и т.п.), предназначенных для работы с абразивным инструментом, а также особенности его применения должны удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.001—74.
2.3.2 Описание наземной электротележки и ее электрической части
Наземные электротележки предназначены для транспортировки грузов на производственных площадках с твердым и ровным покрытием (например, асфальт, бетон и др.).
Электротележки (ЭТ) работают в узких проходах помещений различного производственного назначения, где невозможна работа других транспортных средств.
Достоинствами «ЭТ» являются:
-
хорошая маневренность, -
удобное управление, -
простота обслуживания, -
малошумность -
отсутствие вредных для человека газов.
В состав оборудования наземной электротележки входит:
- грузовая платформа (рама), на которой устанавливается все оборудование;
- двухосное шасси на пневматических шинах, управляющая — передняя ось, ведущая — задняя;
- тормозная система гидравлическая (с приводом на задние колеса) и механическая (с ручным приводом на вал ЭД);
- электропривод от электродвигателя постоянного тока через карданный вал и дифференциал — на заднюю ось;
- система управления контроллерная — от несимметричного контроллера;
- аккумуляторная батарея (АБ) свинцово-кислотная или щелочная — источник электроэнергии.
Основные технические данные электротележки ЭТ-2040:
грузоподъёмность 2000 кг,
масса тележки 1860 кг,
скорость движения с грузам 16 км/ч, без груза 22 км/ч,
двигатель передвижения типа РТ-2 (Рном=3,2 кВт, Uном=40 В, Iном = 100 А, wном =100 рад/с, ПВН0М = 40%), закрытый с естественным охлаждением.
Для работы механизма подъема применяется система гидравлики, приводимая в действие насосом гидравлики.
Приводом насоса является отдельный электродвигатель постоянного тока, получающий электропитание от «АБ».
Электродвигатели постоянного тока защитного исполнения (от брызг и попадания твердых частиц более 1 мм размером), последовательного или смешанного возбуждения, естественного охлаждения, реверсивные.
Режим работы двигателей повторно-кратковременный с ПВном = 40 _%
УЗА - устройство зарядное автоматическое предназначено для поддержания аккумуляторных батарей в рабочем состоянии и устанавливается на всех предприятиях, укомплектованных безрельсовым напольным электротранспортом.
Средством заряда АБ постоянным током являются полупроводниковые выпрямители на тиристорах (управляемых кремниевых вентилях).
Они имеют высокий КПД, бесшумны в работе и надежны в эксплуатации, по сравнению с машинными агрегатами. Выпрямители могут работать в автоматическом режиме и в режиме ручного управления.
Основные элементы выпрямителя:
• Трансформатор, понижающий, подключаемый к цеховой сети переменного тока.
• Блок тиристоров, собранный по трехфазной мостовой схеме, подключенный ко вторичной обмотке трансформатора.
• Система управления зарядом, представляющая собой замкнутую САР с отрицательной обратной связью по току заряда (Дар).
Она обеспечивает:
- поддержание величины заданного значения тока заряда при колебаниях напряжения сети и изменения его в процессе заряда;
Примечание— Регулирование осуществляется изменением угла отпирания (запирания)тиристоров:
- задание тока зар яда за датчиком тока;
- контроль времени заряда и отключение от сети УЗА по истечении его в автоматическом режиме;
- защиту от токов КЗ и неправильного включения полярности;
- сигнализацию и контроль зарядных параметров по КИП.
К электрическим аппаратам электротележки относится контроллер барабанного типа с ручным рычажным приводом для номинального тока 100 А при номинальном напряжении 80 В. С его помощью осуществляются две автоматические характеристики при движении вперед соответственно на 40 и 80 В с переключением аккумуляторной батареи и одна автоматическая характеристика при движении назад вместе с электрическим торможением для прямого хода.
Переход на автоматические характеристики осуществляется посредством ступенчатого переключения пускового резистора.
Контроллер расположен под сиденьем водителя.
Контактор предназначен для замыкания и размыкания силовой цепи тягового двигателя и расположен в коробке управления под правым сиденьем.
На приборном щите смонтированы четыре предохранителя (по два на каждую часть аккумуляторной батареи), клеммы и коробка с предохранителями на 8 А для защиты осветительной и оперативной цепей. Здесь же установлены реле для указателей пути, контакт для заряда аккумуляторной батареи, ключ для оперативной цепи и ключ для указателей пути. Впереди, по
левую сторону от платформы водителя, находится кнопка переключения света.
К электрическим устройствам электротележки относятся две передние фары с ближним и дальним светом, два передних и два задних указателя габаритов (выполняющих роль и указателей пути), масляный стоп-ключ. Лампы задних комбинированных осветительных фар соединены со стоп-ключом и звуковым сигналом кнопкой, смонтированной на руле электротележки.
2.3.3 Расчёт мощности и выбор электродвигателя ЭП наземной электротележки
Выбор электродвигателя предполагает:
-
выбор рода тока и номинального напряжения, который осуществляют исходя из экономических соображений, с учетом того что самыми простыми, дешевыми и надежными являются асинхронные двигатели, а самыми дорогими и сложными — двигатели постоянного тока; -
выбор номинальной частоты вращения; -
выбор конструктивного исполнения двигателя, который выполняют, учитывая три фактора: защиту его от воздействия окружающей среды, способ и обеспечение охлаждения и способ монтажа.
Определение силы действующей от ЭТ с максимальным грузом:
;
где mmax – максимальная масса ЭТ с грузом.
;
где mт = 1860 кг – масса тележки без груза,
mг = 2000 кг – максимальная грузоподъемность.
Определение статического момента на выходном валу электродвигателя:
где f = 0,0008 – коэффициент трения качения ходовых колес по бетонному покрытию;
м = 0,001 – коэффициент трения качения ходовых колес по бетонному покрытию;
r = 0,15 м – радиус ходовых колес.
Определение эквивалентного момента с учетом продолжительности включения:
где ПВ = 40% продолжительность включения для электротележек с повторно кратковременным режимом работы.
Определение номинальной мощности электродвигателя:
;
г де щ – частота вращения электродвигателя,
В соответствие с рассчитанной номинальной мощностью выбираем электродвигатель постоянного тока РТ-2 со следующими параметрами:
Pн = 3,6 кВт; Uн = 40 В; Iн = 115 А;
nном = 1550 об/мин; nмax = 3000 об/мин.
2.3.4 Описание работы принципиальной электрической схемы управления эп наземной электротележки
Электротележка типа ЭТ-2040. Она имеет двухосное шасси на пневматических шинах с передним управляемым и задним ведущим мостами. На шасси прикреплена рама; ее верхняя часть представляет собой грузовую платформу, под которой расположена аккумуляторная батарея. Движение ведущим колесам передается от электродвигателя постоянного тока последовательного возбуждения посредством карданного вала и дифференциала. Электротележка оборудована двумя системами тормозов: ножным тормозом с гидравлическим приводом, действующим на колеса, и ручным тормозом с механическим приводом, действующим на вал двигателя.
Тормоза приводятся в действие отпусканием (нажатием) командной педали, расположенной на платформе водителя. Одновременно со срабатыванием тормозных устройств автоматически прерывается цепь питания электродвигателей электрической блокировкой.
Установлен рулевой механизм с червячной передачей типа ГАЗ-51.
Электрические цепи получают питание от аккумуляторной батареи, состоящей из двух одинаковых секций. Для коммутации силовых цепей используют контакторы и кремниевые вентили типа В2-200-3.
Двигатель М управляется поворотным командоконтроллсром, состоящим из кулачкового вала и переключателей цепей питания катушек контакторов. Вращение вала командоконтроллера осуществляется от педали водителя, при этом в каждом положении происходит переключение соответствующих контактов. Регулирование скорости тележки происходит изменением напряжения на якоре двигателя М путем переключения диодами, контактором секций аккумуляторной батареи с параллельного соединения на последовательное, введением силового резистора в цепь якоря и шунтированием обмотки возбуждения вторым силовым резистором