Файл: Государственное образовательное учереждение высшего образования московской области государственный гуманитарнотехнологический.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Социально-педагогический факультет

Кафедра социальной педагогики

Курсовая работа по социальной педагогике

По направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Профиль подготовки «Психология и социальная педагогика»

Квалификация (степень) бакалавр

Социально – педагогическая деятельность по преодолению

страхов у детей младшего школьного возраста

Выполнила: студентка 4 курса

заочной формы обучения

Чернова Яна Алимовна
Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Ферцер Виктория Юрьевна
Оценка________________

Орехово-Зуево

2016

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………..

3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения страхов у детей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………


5

1.1. Изучение проблемы страхов у детей в младшем школьном возрасте в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………


5

1.2. Причины детских страхов и их природа…………………………………………..

8

1.3. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка…………

13

Глава 2. Исследование выявления детских страхов и способы их коррекции в младшем школьном возрасте………………………………………………………….


18

2.1 Организация и методы исследования………………………………………………….

18

2.2 Интерпретация результатов исследования…………………………………………

20

2.3.Рекомендации социальному педагогу и родителям по профилактике и коррекции тревожности и страхов у младших школьников……………………………


23

Заключение…………………………………………………………………………………..

31

Список использованной литературы……………………………………………………

34

Приложения………………………………………………………………………………….

35




Введение.

Современное общество довольно таки жестоко по отношению к неокрепшей детской психики. Огромное количество факторов не благоприятно влияют на ребенка и создают массу прецедентов для возникновения детских страхов. Это и процесс воспитания в семье, и отношение в среде сверстников и так же завышенные требования общества. Это все негативно влияет на развитие ребенка как личности. Эти факторы могут вызвать и абсолютно обратный эффект. Комплекс воздействия всего выше перечисленного в целом может привести в тому, что все необоснованные детские страхи, со временем, в итоге могут перерасти в фобии.

Детские страхи явление временное, обусловленное возрастом. Часть таких страхов может затянуться на длительное время, часто ставя ребенка в затруднительные жизненные ситуации из которых ему тяжело выйти без нервных срывов, в виду неустойчивости детской психики. Часто это практически не возможно без помощи близких и специалистов. Зачастую конфликты в семье, из-за не правильного поведения родителей не благополучно влияют на состояние ребенка и еще больше усугубляют его состояние. Ругань, вместо доброго совета , ласки и понимания приводят к тому, что ребенок вместо того, чтобы избавиться от страхов, начинает скрывать их, все больше нагнетая свое внутреннее состояние. Все эти скрытые тревоги и страхи со временем могу трансформироваться во враждебное отношение ко всем и всему окружающему.

При грамотном подходе и своевременном вмешательстве взрослых страхи и эмоциональные расстройства легко поддаются коррекции в возрасте до десяти лет. Задача социального - педагога своевременно заметить и устранить эти проблемы во время и по возможности не подвергая ребенка шоковой терапии.

Во всем мире большое количество ученых занимаются вопросами изучения этих проблем. К примеру, Боулби и Рэчмен посвятили много времени проблеме детских страхов, широко раскрывая их причины. Согласно их трудам события и ситуации, единожды вызвавшие боль могут вызвать страх боли не зависимо от ее наличия. Черясворт, предложил перечень индикаторов страха. Он говорил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка. Много методов и приемов для снятия тревожности младших школьников разработано у А.М.Прихожан.

Мы считаем, что в реалиях нашего времени данное исследование является весьма актуальным, в отношении изучения проблем детских страхов и подростковых фобий.



При грамотном подходе и своевременном вмешательстве взрослых, страхи и эмоциональные расстройства легко поддаются коррекции в возрасте до десяти лет. Задача социального - педагога своевременно заметить и устранить эти проблемы во время и по возможности не подвергая ребенка шоковой терапии. Чаще же возникает противоречивая ситуация при которой большие и грамотные взрослые зная что у ребенка есть проблемы, страхи и при этом не имеют ни малейшего понятия, что с этим делать и как с этим бороться, чтобы эти проблемы проявлялись как можно реже либо вообще были сведены к нулю.

Основная масса детей живет в режиме постоянного стресса, что вызывает у детей развитие большого количества детских страхов разного рода. Если раньше дети боялись Бабы Яги и Лешего, то сейчас у детей абсолютно другие страхи. Это реальность нашего времени. На это влияет положение в стране и обществе. Вопросы диагностики и коррекции детских страхов имеют все большее значение в виду их широкого распространения в детской среде. Данной ситуации все чаще возникает необходимость решать эти проблемы комплексно, общими усилиями специалистов, педагогов и родителями. В свете этого, роль социального – педагога в вопросах коррекции детских страхов является наиболее значительной. В его задачу входит и организация коррекционной работы с самим ребенком, и разработка методик, рекомендаций и моделей поведения для родителей. Основная цель социального – педагога это устранение психологических проблем у ребенка, стабилизация его жизнеприспособленности в рамках нашего общества.

Цель исследования – выявить детские страхи и определить способы их коррекции в младшем школьном возрасте.

Объект исследования – проявление детских страхов.

Предмет исследования – детские страхи в младшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме исследования;

2. Выявить особенности страхов у детей младшего школьного возраста;

3. Рассмотреть влияние страха на формирующуюся личность ребенка;

4. Определить способы коррекции страхов у детей младшего школьного возраста;

5. Разработать модель коррекционных занятий по преодолению страхов у детей младшего школьного возраста;

Методы исследования:

- теоретические – анализ и обобщения литературы по теме исследования;

- эмпирические – наблюдение, тестирование ( методика выявления детских страхов А.И.Захарова и М.А. Панфиловой « Страхи в домиках», проективная методика изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье « Рисунок семьи» В.К. Лосевой, « Тестк школьной тревожности» Филлипса и тест « Шкала явной тревожности CMAS» ( адаптация А.М. Прихожан), разработка рекомендаций.


База исследования: МОУ СОШ № 20 г. Орехово – Зуево

Значимость заключается в том, что проведена диагностика страхов у детей; выявлены особенности страхов у детей младшего школьного возраста; составлены рекомендации и коррекционные занятия по преодолению страхов у детей младшего школьного возраста. Результаты проведенного исследования могут быть использованы социальным педагогом, психологом, родителями для работы с детьми, испытывающими различного рода страхи.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения страхов у детей в младшем школьном возрасте.

  1. Изучение проблемы страхов у детей в младшем школьном возрасте в зарубежной и отечественной психологии

С 6 -7 лет ребёнок идёт в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это является одной из сил, формирующих нравственные стороны личности. К моменту поступления в школу у детей наблюдается уменьшение количества страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школьника, которая снижает эгоцентрическую направленность личности. Младший школьный возраст - это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха - это собственно страх как воспринимаемая угроза для жизни, в то время как социальные формы страха являются его интеллектуальной переработкой. Ведущий страх в данном возрасте - это страх «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, быть осуждённым и наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, т.е. обо всём том, что объединено в понятие «совесть», которое является центральным психологическим образованием данного возраста.

Многие зарубежные ученые-психологи занимались изучением проблемы детских страхов, такие как: Дж. Боулби, С. Рэчмен, 3.Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксон, А. Фромм, В. Леви и другие.

Дж. Боулби исследовал роль семьи в жизни ребенка, влияние разлуки с матерью на развитие ребенка, взаимосвязь отсутствия материнской любви и патологических отклонений, фазы протеста, отчаяния и отторжения, сепарационную тревогу, беспокойство, амбивалентность, депрессию, проблемы защиты, насилия, раскрыл причины детских страхов [6;с.117]


Наиболее глубоко психология детских страхов разработана в мировой психоаналитической теории. 3.Фрейд дал следующее определение страха: «Страх - это состояние аффекта, объединение определенных ощущений ряда удовольствие - неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также, вероятно и отражение определенного значимого события» [40; с.264]

Страх, по Фрейду, объясняется тем, «что в ряде невротических изменений подавленное сексуальное влечение превращается в страх; страх становится невротическим состоянием, эквивалентом целого ряда недостаточно удачно подавленных, вытесненных желаний ребенка» [40; с.266] Фрейд, осмысливая проблемы страха, провел различия между боязнью, испугом и страхом.

Боязнь - определенное состояние ожидания, опасности и приготовления к ней, даже если она неизвестна.

Испуг - состояние, возникающее при опасности, когда человек к ней не подготовлен. Защита человека от испуга - страх.

Страх - это объект боязни.

Захаров А.И. утверждал, «что страх у ребенка формируется как продукт и выявляющийся фактор семейных аномалий». В его трудах отмечается необходимость анализа страхов детей, проявившихся в контакте с родителями, прежде всего с матерью [14; с.153].

Один из наиболее видных представителей современного психоанализа Э. Эриксон соглашается с классическими положениями психоаналитической теории о достижении большей подвижности «Оно», терпимости «Сверх - Я» и способности «Я» к синтезу. Однако он утверждает, что анализ «Я» должен происходить в связи с историческими изменениями, доминировавшими в период детства и отроческих кризисов, и социальным приспособлением в зрелый период [144;с.224].

Как отмечает А. Фромм, у ребенка начинает накапливаться вражда к родителям, и, как следствие, чувство вины перед ними, что приводит к страху не только перед наказаниями и чувством вины, но и самой вражды [41;с.269].

В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: так сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Поскольку в условиях общества индивид пользуется защитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность к страху лишается приспособительного значения в самореализации и умению вести себя в обществе, и традиционно оцениваются негативно.

Сформированные реакции страха относительно стойки и способны сохранится даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направленно не на избавление от него, а на выработку умений владеть собой при его наличии.