Файл: Государственное образовательное учереждение высшего образования московской области государственный гуманитарнотехнологический.docx
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 230
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В. Леви, рассматривая все страхи, выделяет следующие их виды:
-
мистико-психический (страх порчи, наговора, суеверия, сглаза, кошмаров); -
социально-оценочные страхи (экзамена, выступления, ответственности, позора, быть некрасивым); -
общебытийные (одиночество, темноты, войны, старения, увядания); -
фортунофобии (страх перед судьбой, пространство выбора перед неизвестностью, случайностью); -
пространственные (высоты, движения); -
страх перед агрессией и превосходящей силы (агрессией физической, психической, взглядобоязни, страх перед начальством); -
зависимостные (нехватки еды, денег, алкоголя, табака); -
телесные (страх боли, крови, боязнь болезни) [24;с.109].
Таким образом, страх — психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоциональноволевая устойчивость и др.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и т. д.).
Существуют различные формы страха: испуг, боязнь, аффективный страх — самый сильный. Страх, возникающий из-за серьезного эмоционального неблагополучия, может иметь крайние формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение), затяжное, трудно преодолимое течение, полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на формирование характера, на отношения с окружающими и приспособление к внешнему миру.
Издавна психологи и психиатры Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская подчеркивали, что одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения [8; с.22].
Так, представители различных теоретических направлений О. Л.Зверева, В.С.Дерябин, А.С.Зобов, Г.М.Бреслав, А.Я. Варга, Е.О.Котова, А.Н.Ганичева, Н.П.Яковлева, Е.Степанова в психологии и педагогике, сходятся в признании негативного влияния нарушенных внутрисемейных отношений на психическое развитие ребенка.
Среди причин формирования и развития различных патологических черт характера и невротических симптомов, лежащих в области семьи, выделяют следующие: внутрисемейные конфликты; неадекватные воспитательские позиции родителей; нарушение контакта ребенка с родителями вследствие распада семьи или долгого отсутствия одного из родителей; ранняя изоляция ребенка от семейного окружения; личностные характеристики родителей и некоторые другие. Неадекватное родительское поведение приводит к разрушению эмоционального контакта с окружением, что в отечественной психологии рассматривается в качестве одного из механизмов формирования и развития личностных аномалий.
Среди отечественных психологов наиболее значительный вклад в изучение проблемы детских страхов внес А.И. Захаров. Он подробно исследовал этиологию и возрастную динамику страхов в детском возрасте и дает следующее определение страха и тревоги:
Страх - аффективное (эмоционально-заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека.
Тревога - это эмоционально-заостренное ощущение предстоящей угрозы [16;365].
-
Причины детских страхов и их природа.
Боязливость и страх в младшем школьном возрасте не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при адекватном к ним подходе со стороны взрослых. Тем не менее, важность активной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности. К.Д. Ушинский отмечал, что именно страх способен спровоцировать человека на низкий поступок, изуродовать его морально и убить душу.
Многие акушеры и психологи видят предрасположенность к детскому неврозу страха в эмоциональном состоянии матери во время беременности. Негативное влияние на ребенка оказывает угроза выкидыша. Беспокойство за собственное существование на гормональном уровне, испытанное младенцем в период внутриутробного развития, создает предпосылки для последующих проявлений тревожности на психологическом уровне. Такой ребенок в дальнейшем будет быстрее, глубже и острее ощущать страх. Также на появление детских страхов оказывает влияние протекание самих родов: осложнения, невозможность родить собственными силами, асфиксия.
Детский невроз страха может быть наследственным заболеванием, передающимся всем членам одной семьи. Здесь имеется в виду наследование типа нервной системы и ее особенностей, межполушарной асимметрии головного мозга. Например, случай когда в семье, где мать страдала навязчивым страхом загрязнений (мизофобия), постоянно мыла руки, без конца стирала белье, появилась дочь, которая несколько раз предпринимала попытки суицида в подростковом возрасте. А суицид — тоже страх, страх перед жизнью.
Существуют внутрисемейные причины, способствующие формированию невротической личности: недовольство родителей полом своего ребенка; поздний ребенок; семейные конфликты; неполные семьи.
Часто обращаются за консультацией родители, недовольные полом ребенка. В таких случаях у ребенка высокий уровень тревожности: ему прививают качества, которые ему не должны быть свойственны.
Кроме этого, существует зависимость между возрастом матери и страхами у ребенка. Если мать в момент рождения ребенка была старше 35 лет, то его тревожность неминуемо повышается.
В конфликтных семьях очень часто недовольство между супругами выливается на ребенка. Подчас маленькое существо чувствует вину за эти конфликты, боится оказаться их причиной.
Как ни странно, но в семьях, где папа более активен, чем мама, у ребенка невроз страха практически никогда не развивается. И, напротив, в семьях, где активная мама, картина противоположная.
Тревожные дети могут быть в неполных семьях. Ребенку (как мальчику, так и девочке) не хватает образца поведения представителя мужского пола. Отсутствие стереотипа в данном случае влечет за собой страх, распространяющийся на всех мужчин. Поэтому ребенку для нормального развития обязательно необходим образец мужского поведения. В этом качестве может выступать дедушка, дядя или любой близкий родственник.
На появление детских неврозов страха влияет так называемый эгоизм родителей по отношению к ребенку, неоднократно описанный в литературе .
К данному распространенному явлению можно отнести следующие негативные аспекты воспитания:
-
Традиционализм отношений в семье
В этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан». Мальчик хочет играть на скрипке, а отец считает, что настоящий мужчина должен ходить в секцию бокса. Мальчик, по настоянию отца, занимается спортом, но друзья смеются над его неуклюжестью и нерасторопностью. Вместо того чтобы принимать свою уникальность, ребенок чувствует ущербность, страх не выполнить какое-либо упражнение. Комплекс неполноценности надежно закрепляется, распространяясь на все жизненные обстоятельства. Поистине прав был философ, сказав, что дорога в ад устлана благими намерениями.
-
Эмоциональный шантаж и предчувствия
«Смотри, как мне плохо, когда ты...» или «Таким поведением ты добьешься моей смерти» — знакомые многим слова. Нередко родители играют роли. Ворчливость, высмеивание ребенка на людях — типичный тому пример. В глубине души ребенок постоянно чувствует обиду на взрослых, злость, желание отомстить, страх, а вдруг беда действительно случится. Детская тревожность и страх не соответствовать родительским ожиданиям постепенно перерастают в агрессию, в подростковом возрасте эти дети убегают из дому, не уважают родителей.
-
Открытые посылы и прямые угрозы
Обычно в подобных семьях, что называется, за словом в карман не лезут, говоря ребенку: «Сейчас же иди...» или «Если ты не пойдешь в школу, то я...». Ребенок открыто боится, зажимается, потому и выполняет приказания родителей. Когда он делает что-либо неумело, то его строго наказывают. Невротичные дети с патологическим страхом наказания обычно мало улыбаются, вообще не смеются, ходят ссутулясь, мелко семеня ногами. Сталкиваясь с таким обращением с детьми, я говорю родителям, что намного проще приказывать и бранить, чем убеждать и направлять. Искусству общения, приносящему здоровье, необходимо учиться долго, иногда всю жизнь.
-
Нескромность родителей
Многие родители читают письма и записки детей, просматривают их карманы и портфели, что совершенно недопустимо. Принцип таких родителей — контроль, контроль и еще раз контроль. Ребенок уже давно вырос, а ему все еще указывают, с кем дружить. У такого ребенка вырабатывается страх перед собственной ответственностью. Он все время боится ошибиться, принять неверное решение, по несколько раз переспрашивает. Помните, что даже совсем маленькому существу необходима личная жизнь, собственное духовное и психологическое поле. Только тогда момент взросления, а соответственно избавления от тревожности и детских страхов пройдет нормально.
-
Отдаленность родителей
Многие родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества. В дистанционных семьях у детей есть все предпосылки стать наркоманами. Они ищут друзей и эмоциональную поддержку на стороне, в кругу сверстников, однако при этом часто становятся объектом вымогательства и обмана. Наркотики, как и алкоголь, — это маскировка страхов, желание заглушить их, забыться на время, почувствовать себя сильным. Но это, конечно, лишь иллюзия.
-
Отсутствие привязанности внутри семьи
Это семьи, где каждый имеет свою частную жизнь. «Мама, я хочу с тобой поговорить о...» — говорит маленький мальчик. «Иди лучше к папе, он тебя выслушает», — отвечает ему мать. Обиженный ребенок идет к отцу, а отец отправляет его обратно. Вот так он и ходит по кругу, от одного родителя к другому, в поисках любви и понимания. Проблемы мальчика не разрешаются, а только накапливаются. Следует помнить, что любовь — это не врожденное чувство, а приобретенное в процессе жизни. Любовь — это универсальное средство от всех болезней, а особенно психологических. Поэтому если родители по разным причинам не могут уделить ребенку много времени, поговорить с ним о его проблемах, то следует хотя бы завести животное, чтобы ребенок реализовал свои нежные чувства, ухаживал за ним. Дружба и любовь — вот все, что нужно невротичному ребенку.
-
Негативное отношение к престарелым
В некоторых семьях старики становятся излишней обузой, на них выросшие дети срывают накопившееся зло. Необходимо помнить, что старики и маленькие дети психологически близки друг к другу и нередко объединяются в негласный внутрисемейный союз. Хотелось бы привести пример Максима (9 лет). Он был излишне возбужден, в школе плохо успевал по математике, а дома без конца дрался с братом, ругался с отцом. Главная психологическая проблема Максима связана с отношениями внутри семьи, но от прямых ответов на вопросы мальчик уклонялся. Тогда психолог попросила его нарисовать свою семью.
Его картинка выглядела следующим образом: в центре — мама, папа, он и его брат Никита, в правом верхнем углу — маленькая фигурка, съежившаяся на стуле возле огромного окна. «Кто это? — спросила психолог. — Наверное, это самый дорогой тебе человек?» Максим вдруг стал серьезным и тихо прошептал: «Это моя бабушка. Она очень добрая, но слабая. Ее все обижают, ругаются на нее. Никто не замечает, какая она хорошая и добрая. Я ее люблю, поэтому и защищаю. Ненавижу, когда Никитка ее обзывает, а отец не хочет, чтобы она сидела с нами за ужином».
На появление детских неврозов страха оказывают влияние травмирующий опыт и стрессовые ситуации. К ним можно отнести смерть матери или отца (особенно в
период дошкольного возраста), развод родителей, землетрясение, наводнение, переезд на другое место жительства, перевод в новую школу.
Классные руководители и начинающие психологи часто задают вопрос: что делать с детьми, у которых родители страдают алкоголизмом или наркоманией? Как ни странно, но количество страхов у детей из таких семей значительно снижено. Этот факт в данном случае не говорит о раннем взрослении таких детей, часто это связано с органическими нарушениями головного мозга. Поэтому в подобных случаях скорее необходимо психиатрическое, а не психологическое.
Детские страхи обычно имеют своеобразную «поддержку» со стороны родителей - обычно ребенок испытывает те же страхи, что и мать - в прошлом или настоящем. Дети очень чувствительны, поэтому, когда мать, интуитивно или сознательно, старается оградить их от ситуаций, которые ее пугали или пугают, в их душе поселяется тревога и, как следствие, - страх. Очень часто мать своим чрезмерно беспокойным поведением заражает ребенка страхом, например, ушибиться и заболеть.