Файл: Государственное образовательное учереждение высшего образования московской области государственный гуманитарнотехнологический.docx
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 232
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основным инструментом работы по данной методике являются атрибуты кукольного театра: ширма, тряпичные куклы, маски. Они способствуют
самораскрытию маленьких актеров, «высвечиванию» патологических черт личности, определению патологической доминанты, то есть выполняют и диагностическую функцию.
Авторы акцентируют внимание на том, что сам по себе театральный антураж и, в частности, куклы не несут лечебного воздействия. Они лишь способствуют тому, чтобы ребенок получил возможность осознать свою проблему и решить ее без психического ущерба для себя. С нашей точки зрения, драматическая психоэлевация — интегрированный метод коррекционного воздействия, одной из составляющих которого является сказкотерапия: в сказкотерапии и в методе драматической психоэлевации особое внимание уделяется подготовке к спектаклю, изготовлению детьми кукол под руководством взрослых. Воплощая свои замыслы в жизнь, концентрируя внимание на деталях, характеризующих персонаж, ребенок приобретает возможность непосредственно увидеть результат своего творчества. Кроме того, самостоятельное изготовление кукол способствует развитию моторики, а также способности планировать свои действия и ориентироваться на конкретный результат.
Эда Ле Шан отмечает в своей книге «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума»: Родители часто не хотят признавать детские страхи, потому что боятся их закрепить и даже способствовать рождению новых. Это беспокойство можно понять, но нельзя признать его оправданным. Если допустить, что чувство страха существует и проявить настоящее сочувствие, то это будет лучший способ помочь ему исчезнуть. За все годы моей работы с родителями и детьми я не помню ни одного случая, когда сочувствие и понимание усилили бы детские страхи [21; с.128].
Обозначенные психо-коррекционные методики снижения тревожности и страхов у младших школьников может также использовать в своей работе школьный психолог.
Рекомендации родителям
Мы можем предложить следующие рекомендации родителям по
профилактике и коррекции страха и тревожности:
-
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей, не сравнивайте его с другими. -
Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше. -
Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить. -
Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть. -
Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным. -
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. -
Не предъявляйте к ребенку завышенные требования. -
Не унижайте ребенка.
Также мы считаем возможным порекомендовать несколько игр, целью которых является повышение уверенности ребенка, развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног, снижение мышечного напряжения.
«Скульптура»
Цель: Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног, тела, снижению мышечного напряжения.
Дети разбиваются на пары. Один из них — скульптор, другой — скульптура. По заданию взрослого (или ведущего ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:
-
ребенка, который ничего не боится; -
ребенка, который всем доволен; -
ребенка, который выполнил сложное задание и т. д.
Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями.
Возможен вариант групповой скульптуры.
После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую — нет. «Покатай куклу»
Цель: Игра способствует снятию зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка.
Содержание: Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях.
Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях) затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх.
Наше исследование проходило на базе МОУ СОШ № 20 г. Орехово-Зуево с учениками 4 «А» класса и его целью было выявление детских страхов и определение способов их коррекции. При выявлении страхов у младших школьников мы использовали следующие методики: методика выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективная методика изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой, «Тест школьной тревожности» Филлипса и тест «Шкала явной тревожности CMAS» (адаптация А.М.Прихожан).
Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что для младших школьников наиболее характерно проявление таких страхов, как страх собственной смерти и смерти своих родителей, боязнь войны, пожара и явлений стихии (наводнение, землетрясение), также страх нападения и животных.
Учитывая особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста, мы разработали рекомендации социальному педагогу и родителям по профилактике и коррекции тревожности и страхов у младших школьников, которые включают в себя: коррекцию посредством рисования; коррекцию посредством игротерапии; коррекцию посредством сказкотерапии; коррекцию посредством куклотерапии; коррекцию посредством улучшения детско-родительских отношений; коррекцию посредством индивидуально - групповых занятий.
Заключение
Многие психологи как зарубежные, так и отечественные занимались изучением проблемы детских страхов, и каждый из них дает свое определение «страх» и его причины. Главная причина детских страхов - нарушение внутрисемейных отношений. К основным причинам детских страхов можно отнести: эмоциональное состояние матери во время беременности; наследование типа нервной системы; семейные конфликты и неполные семьи; традиционализм отношений в семье; эмоциональный шантаж и предчувствия;
открытые посылы и прямые угрозы; нескромность родителей; отдаленность родителей; отсутствие привязанности внутри семьи и негативное отношение к престарелым.
Немалую роль в развитие личности младшего школьника имеет такой фактор, как личностная тревожность. Причинами ее возникновения могут быть противоречивые, завышенные и негативные требования к ребенку и стиль семейного воспитания. 3.Фрейд выделил 3 типа тревожности: объективную, невротическую и моральную. Невротическая тревожность отличается от объективной тем, что опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно не признается, и ее источником является боязнь потенциального вреда. К.Хорни выделила главной причиной детской тревожности неудовлетворенность потребностью в межличностной безопасности и надежности. Э.Фромм считал, что основным источником тревожности является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности.
Поэтому, необходимо помнить, что маленького ребенка следует учить преодолевать тревогу с раннего возраста, когда идет интенсивное становление психики ребенка и формирование базального доверия к окружающему миру, которое необходимо для преодоления детской тревожности.
Целью нашего исследования было выявление детских страхов, характерных для младшего школьного возраста и определение способов их коррекции.
Мы пришли к выводу, что понятие страх можно охарактеризовать следующим образом: страх — психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и др.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и т. д.). Существуют различные формы страха: испуг, боязнь, аффективный страх — самый сильный.
Изучив литературу по проблеме детской тревожности и страхов, мы выдвинули следующую гипотезу: в младшем школьном возрасте у детей преобладают такие страхи, как страх собственной смерти и смерти своих родителей, боязнь войны, пожара и явлений стихии (наводнение, землетрясение).
Для подтверждения данной гипотезы нами были изучены и подобраны методики для психодиагностического исследования страхов младших школьников. Нами были выбраны следующие методики:
-
Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой и А.И.Захарова; -
«Тест школьной тревожности» Филипса; -
Тест «Шкала явной тревожности CMAS» (адаптация А.М.Прихожан); -
Проективная методика «Рисунок семьи» В.К. Лосевой.
Подбор методик производился с учетом возраста детей.
Проведя психодиагностическое исследование, мы нашли подтверждение выдвинутой нами гипотезе.
В любом классе есть тревожные дети или дети, которые испытывают страхи в различных областях деятельности. Учитель, работая с такими детьми, должен проводить работу по снятию школьной тревожности и страхов. Учитывая особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста, мы разработали рекомендации социальному педагогу и родителям по профилактике и коррекции тревожности и страхов у младших школьников, которые включают в себя: коррекцию посредством рисования; коррекцию посредством игротерапии; коррекцию посредством сказкотерапии; коррекцию посредством куклотерапии; коррекцию посредством улучшения детско-родительских отношений; коррекцию посредством индивидуальногрупповых занятий. Работа по снижению тревожности и преодолению страхов у детей будет эффективна только при создании благоприятных условий в семье и школе, где поддерживается здоровая дружественная атмосфера и условия для мотивированной и успешной деятельности ребёнка.
Список использованной литературы:
-
.Андрусенко, В.Н. Социальный страх / В.Н. Андрусенко.-Свердловск.: Издательский центр "Академия", 1991.-456 с. -
Андреева, А. Психологическая поддержка ребенка / А. Андреева // Воспитание школьников. - 2000. - № 3. -
Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М., АСТ-ПРЕСС, 2009. -
Бердникова Ю. Мир ребенка. Развитие психики, страхи, социальная адаптация, ин-терпретация детского рисунка. – СПб.: Наука и Техника, 2007. – 288 с. -
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб: Питер, 2009, 400 с. -
Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В В Старовойтова – 2е изд. – М.: Академический Проект, 2006. – 232 с. -
Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. – М.: ИНФРА-М, 2002. -
Варга А .Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.- 278с. -
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с. -
Винникотт Д.В. Разговор с родителями. – М., «Класс», 2011 – 93 с. -
Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.- 1991. - №4 - с.84-92.; -
Дилео Дж. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Пер. с англ. Е.Фатюшиной. – 3-е изд. – М.: Апрель Пресс, Психотерапия, 2009 . – 256 с. -
Жигарькова О. Время тревожных детей // Психологическая газета.- 2001.- №11.- с.6- 7. -
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2010 – 310 с -
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2010 – 310 с. -
Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995 -
Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия,- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с. -
Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект, 1999.- 308с.; -
Изард К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ.- СПБ: Издательство «Питер», 2000.-560 с. -
Изард К.Э. Теория дифференциальных эмоций // Психология эмоций. - СПб., 2007. - 464 с. -
Ильин Е. П. Эмоции и чувства.- СПб: Питер, 2001. - 752 с. -
Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. Пер. с англ.- М.: Педагогика, 1990.- 272с. -
Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. – СПб.: Речь, 2006 – 332 с. -
Леви В.Л. Приручение страха.- М.: Издательство-Метафора, 2006 . - 162 с. -
Левис Ш. Ребенок и стресс. – С-Пб.: НЕВА, 2002. -
Макарова Е.Г. Преодолеть страх или искусство-терапия. – М.: Школа-Пресс, 2003. -
Марцинковская Т.Д. История детской психологии.- М., 1998. - 272 с. -
Методика и технология работы социального педагога/ Б.Н. Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др./ Под редакцией М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева.-М.:”Академия”, 2007- 188 с. -
Мэй Р. Смысл тревоги.– М.,Институт общегуманитарных исследований, 2011 – 401 с. -
Овчарова Р.В. Практическая психология. – М.: Сфера, 2004. -
Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психологии. Пер. с англ., п/ред. Березина Ф.Б., Спиркиной Е.А., Соколовой Е.Д. – М., независимая фирма «Класс», 2007 – 334 с. -
Организация и содержание коррекционно-профилактической работы по преодолению страхов у детей старшего возраста // Развитие и современное состояние теоретических и прикладных социально- психологических и психолого-педагогических исследований в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иваново, 2004. 1.Акопян, Л.С. Атлас детских страхов / Л.С. Акопян. - Самара: Изд_во СГПУ, 2003. -172 с. -
Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А.А.Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 651 с. -
Рикрофт Ч. Тревога и неврозы /Пер. с англ. В.М.Астапов, Ю.М.Кузнецова /Под .ед. В.М.Астапова – М.: ПЕР СЭ, 2008 – 142 с. -
Романов А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом.- М.: изд-во «Плэйт», 2003,- 58с. -
Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология.-СПб.: Питер, 2001.- 224 с. -
Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов,- М.: ,1988. - 198 с. -
Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 4-е изд., перераб. и доп,- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 672 с. -
Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство.- СПб.: Европейский дом, 2000. - 288с. -
Фрейд 3. Торможение, Симптом, Тревога Том 6. Истерия и страх.- М; 2006. - 320 с. -
Фромм А. Азбука для родителей,- Л., 1991. - 319 с. -
Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза,- М.: Изд- во: Академический проект, 2007. - 224 с. -
Шапиро А.З. Психолого - гуманистические проблемы позитивно-негативных внутрисемейных отношений // Вопросы психологии.- 1994,- №4.- с.45-46. -
Эриксон Э.Г. Детство и общество. Изд. 2-е / Пер. с англ. - СПб.: Летний сад. - 2000. - 416 с.