Файл: Государственное образовательное учереждение высшего образования московской области государственный гуманитарнотехнологический.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основным инструментом работы по данной методике являются атрибуты кукольного театра: ширма, тряпичные куклы, маски. Они способствуют

самораскрытию маленьких актеров, «высвечиванию» патологических черт личности, определению патологической доминанты, то есть выполняют и диагностическую функцию.

Авторы акцентируют внимание на том, что сам по себе театральный антураж и, в частности, куклы не несут лечебного воздействия. Они лишь способствуют тому, чтобы ребенок получил возможность осознать свою проблему и решить ее без психического ущерба для себя. С нашей точки зрения, драматическая психоэлевация — интегрированный метод коррекционного воздействия, одной из составляющих которого является сказкотерапия: в сказкотерапии и в методе драматической психоэлевации особое внимание уделяется подготовке к спектаклю, изготовлению детьми кукол под руководством взрослых. Воплощая свои замыслы в жизнь, концентрируя внимание на деталях, характеризующих персонаж, ребенок приобретает возможность непосредственно увидеть результат своего творчества. Кроме того, самостоятельное изготовление кукол способствует развитию моторики, а также способности планировать свои действия и ориентироваться на конкретный результат.

Эда Ле Шан отмечает в своей книге «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума»: Родители часто не хотят признавать детские страхи, потому что боятся их закрепить и даже способствовать рождению новых. Это беспокойство можно понять, но нельзя признать его оправданным. Если допустить, что чувство страха существует и проявить настоящее сочувствие, то это будет лучший способ помочь ему исчезнуть. За все годы моей работы с родителями и детьми я не помню ни одного случая, когда сочувствие и понимание усилили бы детские страхи [21; с.128].

Обозначенные психо-коррекционные методики снижения тревожности и страхов у младших школьников может также использовать в своей работе школьный психолог.

Рекомендации родителям

Мы можем предложить следующие рекомендации родителям по


профилактике и коррекции страха и тревожности:

  1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей, не сравнивайте его с другими.

  2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

  3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

  4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

  5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

  6. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

  7. Не предъявляйте к ребенку завышенные требования.

  8. Не унижайте ребенка.

Также мы считаем возможным порекомендовать несколько игр, целью которых является повышение уверенности ребенка, развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног, снижение мышечного напряжения.

«Скульптура»

Цель: Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног, тела, снижению мышечного напряжения.

Дети разбиваются на пары. Один из них — скульптор, другой — скульптура. По заданию взрослого (или ведущего ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:

  1. ребенка, который ничего не боится;

  2. ребенка, который всем доволен;

  3. ребенка, который выполнил сложное задание и т. д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями.

Возможен вариант групповой скульптуры.

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую — нет. «Покатай куклу»

Цель: Игра способствует снятию зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка.

Содержание: Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях.

Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях) затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх.

Наше исследование проходило на базе МОУ СОШ № 20 г. Орехово-Зуево с учениками 4 «А» класса и его целью было выявление детских страхов и определение способов их коррекции. При выявлении страхов у младших школьников мы использовали следующие методики: методика выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективная методика изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой, «Тест школьной тревожности» Филлипса и тест «Шкала явной тревожности CMAS» (адаптация А.М.Прихожан).

Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что для младших школьников наиболее характерно проявление таких страхов, как страх собственной смерти и смерти своих родителей, боязнь войны, пожара и явлений стихии (наводнение, землетрясение), также страх нападения и животных.

Учитывая особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста, мы разработали рекомендации социальному педагогу и родителям по профилактике и коррекции тревожности и страхов у младших школьников, которые включают в себя: коррекцию посредством рисования; коррекцию посредством игротерапии; коррекцию посредством сказкотерапии; коррекцию посредством куклотерапии; коррекцию посредством улучшения детско-родительских отношений; коррекцию посредством индивидуально - групповых занятий.

Заключение

Многие психологи как зарубежные, так и отечественные занимались изучением проблемы детских страхов, и каждый из них дает свое определение «страх» и его причины. Главная причина детских страхов - нарушение внутрисемейных отношений. К основным причинам детских страхов можно отнести: эмоциональное состояние матери во время беременности; наследование типа нервной системы; семейные конфликты и неполные семьи; традиционализм отношений в семье; эмоциональный шантаж и предчувствия;
открытые посылы и прямые угрозы; нескромность родителей; отдаленность родителей; отсутствие привязанности внутри семьи и негативное отношение к престарелым.

Немалую роль в развитие личности младшего школьника имеет такой фактор, как личностная тревожность. Причинами ее возникновения могут быть противоречивые, завышенные и негативные требования к ребенку и стиль семейного воспитания. 3.Фрейд выделил 3 типа тревожности: объективную, невротическую и моральную. Невротическая тревожность отличается от объективной тем, что опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно не признается, и ее источником является боязнь потенциального вреда. К.Хорни выделила главной причиной детской тревожности неудовлетворенность потребностью в межличностной безопасности и надежности. Э.Фромм считал, что основным источником тревожности является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности.

Поэтому, необходимо помнить, что маленького ребенка следует учить преодолевать тревогу с раннего возраста, когда идет интенсивное становление психики ребенка и формирование базального доверия к окружающему миру, которое необходимо для преодоления детской тревожности.

Целью нашего исследования было выявление детских страхов, характерных для младшего школьного возраста и определение способов их коррекции.

Мы пришли к выводу, что понятие страх можно охарактеризовать следующим образом: страх — психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и др.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и т. д.). Существуют различные формы страха: испуг, боязнь, аффективный страх — самый сильный.

Изучив литературу по проблеме детской тревожности и страхов, мы выдвинули следующую гипотезу: в младшем школьном возрасте у детей преобладают такие страхи, как страх собственной смерти и смерти своих родителей, боязнь войны, пожара и явлений стихии (наводнение, землетрясение).

Для подтверждения данной гипотезы нами были изучены и подобраны методики для психодиагностического исследования страхов младших школьников. Нами были выбраны следующие методики:


  1. Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой и А.И.Захарова;

  2. «Тест школьной тревожности» Филипса;

  3. Тест «Шкала явной тревожности CMAS» (адаптация А.М.Прихожан);

  4. Проективная методика «Рисунок семьи» В.К. Лосевой.

Подбор методик производился с учетом возраста детей.

Проведя психодиагностическое исследование, мы нашли подтверждение выдвинутой нами гипотезе.

В любом классе есть тревожные дети или дети, которые испытывают страхи в различных областях деятельности. Учитель, работая с такими детьми, должен проводить работу по снятию школьной тревожности и страхов. Учитывая особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста, мы разработали рекомендации социальному педагогу и родителям по профилактике и коррекции тревожности и страхов у младших школьников, которые включают в себя: коррекцию посредством рисования; коррекцию посредством игротерапии; коррекцию посредством сказкотерапии; коррекцию посредством куклотерапии; коррекцию посредством улучшения детско-родительских отношений; коррекцию посредством индивидуально­групповых занятий. Работа по снижению тревожности и преодолению страхов у детей будет эффективна только при создании благоприятных условий в семье и школе, где поддерживается здоровая дружественная атмосфера и условия для мотивированной и успешной деятельности ребёнка.

Список использованной литературы:


  1. .Андрусенко, В.Н. Социальный страх / В.Н. Андрусенко.-Свердловск.: Издательский центр "Академия", 1991.-456 с.

  2. Андреева, А. Психологическая поддержка ребенка / А. Андреева // Воспитание школьников. - 2000. - № 3.

  3. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М., АСТ-ПРЕСС, 2009.

  4. Бердникова Ю. Мир ребенка. Развитие психики, страхи, социальная адаптация, ин-терпретация детского рисунка. – СПб.: Наука и Техника, 2007. – 288 с.

  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб: Питер, 2009, 400 с.

  6. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В В Старовойтова – 2е изд. – М.: Академический Проект, 2006. – 232 с.

  7. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. – М.: ИНФРА-М, 2002.

  8. Варга А .Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.- 278с.

  9. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

  10. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. – М., «Класс», 2011 – 93 с.

  11. Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.- 1991. - №4 - с.84-92.;

  12. Дилео Дж. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Пер. с англ. Е.Фатюшиной. – 3-е изд. – М.: Апрель Пресс, Психотерапия, 2009 . – 256 с.

  13. Жигарькова О. Время тревожных детей // Психологическая газета.- 2001.- №11.- с.6- 7.

  14. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2010 – 310 с

  15. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2010 – 310 с.

  16. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995

  17. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия,- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.

  18. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект, 1999.- 308с.;

  19. Изард К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ.- СПБ: Издательство «Питер», 2000.-560 с.

  20. Изард К.Э. Теория дифференциальных эмоций // Психология эмоций. - СПб., 2007. - 464 с.

  21. Ильин Е. П. Эмоции и чувства.- СПб: Питер, 2001. - 752 с.

  22. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. Пер. с англ.- М.: Педагогика, 1990.- 272с.

  23. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. – СПб.: Речь, 2006 – 332 с.

  24. Леви В.Л. Приручение страха.- М.: Издательство-Метафора, 2006 . - 162 с.

  25. Левис Ш. Ребенок и стресс. – С-Пб.: НЕВА, 2002.

  26. Макарова Е.Г. Преодолеть страх или искусство-терапия. – М.: Школа-Пресс, 2003.

  27. Марцинковская Т.Д. История детской психологии.- М., 1998. - 272 с.

  28. Методика и технология работы социального педагога/ Б.Н. Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др./ Под редакцией М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева.-М.:”Академия”, 2007- 188 с.

  29. Мэй Р. Смысл тревоги.– М.,Институт общегуманитарных исследований, 2011 – 401 с.

  30. Овчарова Р.В. Практическая психология. – М.: Сфера, 2004.

  31. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психологии. Пер. с англ., п/ред. Березина Ф.Б., Спиркиной Е.А., Соколовой Е.Д. – М., независимая фирма «Класс», 2007 – 334 с.

  32. Организация и содержание коррекционно-профилактической работы по преодолению страхов у детей старшего возраста // Развитие и современное состояние теоретических и прикладных социально- психологических и психолого-педагогических исследований в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иваново, 2004. 1.Акопян, Л.С. Атлас детских страхов / Л.С. Акопян. - Самара: Изд_во СГПУ, 2003. -172 с.

  33. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А.А.Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 651 с.

  34. Рикрофт Ч. Тревога и неврозы /Пер. с англ. В.М.Астапов, Ю.М.Кузнецова /Под .ед. В.М.Астапова – М.: ПЕР СЭ, 2008 – 142 с.

  35. Романов А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом.- М.: изд-во «Плэйт», 2003,- 58с.

  36. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология.-СПб.: Питер, 2001.- 224 с.

  37. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов,- М.: ,1988. - 198 с.

  38. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 4-е изд., перераб. и доп,- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 672 с.

  39. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство.- СПб.: Европейский дом, 2000. - 288с.

  40. Фрейд 3. Торможение, Симптом, Тревога Том 6. Истерия и страх.- М; 2006. - 320 с.

  41. Фромм А. Азбука для родителей,- Л., 1991. - 319 с.

  42. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза,- М.: Изд- во: Академический проект, 2007. - 224 с.

  43. Шапиро А.З. Психолого - гуманистические проблемы позитивно-негативных внутрисемейных отношений // Вопросы психологии.- 1994,- №4.- с.45-46.

  44. Эриксон Э.Г. Детство и общество. Изд. 2-е / Пер. с англ. - СПб.: Летний сад. - 2000. - 416 с.