Файл: Урока Алюминий, его физические и химические свойства, применение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта урока «Алюминий, его физические и химические свойства, применение»

Бурбело Ирина Александровна

Преподаватель химии ГБПОУ «Колледж связи № 54» им. П.М. Вострухина города Москвы
Представленный урок - урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности с использованием системно-деятельностного подхода изучения химии и технологии проблемного обучения, что позволяет использовать активность ученика в решении проблемных ситуаций, поисковой деятельности, эвристической беседы, работе в группе. На уроке используются: исследовательская деятельность учащихся, ЭОР. В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные и личностные. Преподавание химии в 9 классе ведется по учебнику О.С. Габриеляна.

По учебному плану на изучения химии - отводится 2 часа в неделю, 64 часа в год. Данный урок является текущий в

Тема урока: «Алюминий, его физические и химические свойства, применение».

Цель урока: развитие предметных, информационных и коммуникативных компетенций у учащихся при формировании понятия алюминия как химического элемента и простого вещества.

Задачи урока:

  • учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • Формирование нравственных и эстетических представлений об окружающем мире и умения следовать общепринятым нормам поведения.

  • Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории.

  • учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Продолжить развивать умение определять цель, выдвигать гипотезу через выполнение исследовательской работы, генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии.

  • Организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками для работы в группе и индивидуально

  • Продолжить формировать и развивать компетентности в области ИКТ.

  • Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Изучить простое вещество алюминий и научиться творчески, применять полученные знания на практике.

  • Продолжить знакомство с особенностяминаучного исследования на основе установления причинно-следственной связи между строением, свойствами и применением на примере алюминия.


Оборудование урока: доска, проектор, компьютер, компьютерная презентация к уроку, ПСХЭ Д.И. Менделеева, коллекция «Алюминий и его соединения», задания на карточках, раздаточные материалы, карточки, лабораторное оборудование – алюминиевая фольга, алюминиевая проволока, алюминиевые ложка и кружка, штативы с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стакан с водой; бенгальский огонь, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, гранулы алюминия, сульфата алюминия.


№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Мотивационно-ориентировочный блок

1.1

Организационный

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

Личностные: смыслообразование

1.2

Этап

актуализации

Сегодня мы познакомимся с интересным металлом, и чтобы узнать тему урока выполните следующие задания.

1-группа – определяет из прочитанного стихотворения, о каком металле идет речь, выписывает характеристики. Приложение 1.

2-группа - читает отрывок из известного произведения (четвёртого сна Веры Павловны) Н. Чернышевского “Что делать?”

И определяет, о каком металле идет речь в произведении и выписывает его свойства. Приложение 2.

3- группа изучает карточку с фактами и определяет, о каком металле идет речь, записывает свойства. Приложение 3.

Задание всему классу: смотрим на картинки в презентации, и отвечает на вопрос: Что объединяет изображения? Составьте небольшой рассказ.

Читают стихотворение, отрывок из произведения, изучают карту с фактами, рассматривают изображения, составляют рассказ. Формулируют тему урока.

Используем презентацию.

Личностные: мотивация к учению, смыслообразование.

Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью,саморегуляция.

Коммуникативные:

умение формулировать высказывание и находить общее решение; умения слушать и слышать (сотрудничество в поиске и сборе информации).



1.3

Этап проблематизации

Раздаёт справочный материал «Общие химические свойства металлов». Задает вопросы: Что вы знаете об алюминии?

Почему алюминий, которого так много в природе, был в XIX веке очень дорогим металлом, а в XX веке стал повседневным? Почему алюминий имеет такое широкое применение в нашей жизни? С чем реагирует алюминий, как и другие металлы? Почему из алюминия изготовляют посуду?

Выделяется ли водород при кипячении воды в алюминиевой кастрюле и можно

ли готовить кислые щи в алюминиевой посуде?

Что ещё нужно узнать об алюминии?

Изучают таблицу «Общие химические свойства металлов» и пытаются самостоятельно ответить на поставленные вопросы. Выдвигают гипотезы об особенностях алюминия.

Учащиеся приходят к выводу о том, что еще необходимо узнать об алюминии.

Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Личностные: установить связь между целью учебной деятельности и её мотивом (для чего нужны получаемые знания и где их можно применить в повседневной жизни?

Готовность к самообразованию.

Познавательные: действия постановки и решения проблем, логические действия – анализ таблицы «Общие химические свойства металлов».

1.4

Этап целепола-

гания

Совместно с учащимися формулирует цель урока.

На основе пройденного материала, формулируют цели предстоящей деятельности на уроке: дать характеристику алюминию как химическому элементу и как простому веществу, изучить его физические, химические свойства, применение.

Личностные:

смыслообразование

Познавательные: постановка проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, строить высказывание.

Регулятивные:

прогнозирование,

оценка, саморегуляция

2.

Организационно - деятельностный блок

2.1

Этап модели

рования

Учитель сообщает, что в результате работы учащиеся должны будут работать в группах, каждая группа получает задание. Во время работы каждая группа составляет свой опорный конспект. (Во время работы групп учитель оказывает помощь нуждающимся).

На подготовку ответов выделяется 10 минут.

Группы выполняют задания.

Группа 1.Рассмотрите положение алюминия в периодической системе химических элементов и строение его атома по предложенному плану. Объясните, почему алюминий проявляет переходные свойства? Приложение 5.

Группа 2.Рассмотрите алюминий как простое вещество и докажите его физические свойства на примере выданного вам образца. Объясните, почему алюминий имеет такое широкое применение в нашей жизни? Почему из алюминия изготовляют посуду?

(§13 стр. + Приложение 6)

Группа 3. Изучите химические свойства алюминия и составьте схему, отражающую общие химические свойства алюминия как металла. Объясните, почему алюминий в электрохимическом ряду напряжения металлов стоит сразу же после активных щелочных и щелочноземельных металлов? Приложение 7.

Группа 4. Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить не только кислые, но и щелочные растворы? Докажите опытным путём, что алюминий является переходным элементом. Делает вывод об амфотерности алюминия.

Приложение 8.

Группа 5. Изучите способ получения алюминия в промышленности и

объясните, почему алюминий, занимающий третье место по распространённости на земле,

в XIX веке стоил так дорого? (§13 + Приложение 9)

Учащиеся разбиваются на 5 групп по 4-5 человек. Распределяют роли в группе, получают задания. Выполняют работу в группе, обсуждают, проводят взаимооценку и приходят к общему результату.

ЭОР - Ресурс № 1

ЭОР - Ресурс № 4,5

ЭОР - Ресурс № 3



Познавательные:

Умение строить логическую цепь размышлений, устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск, выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: умение интегрироваться в группах, осуществлять продуктивное взаимодействие и с детьми и с взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнера, сотрудничать с партнерами.

Регулятивные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, владеть навыками процессуального и прогностического самоконтроля, определять последовательность действий.

Личностные: осознание личностной ответственности за будущий результат, понимание своих сильных и слабых сторон.

2.2

Этап конструирования

Предлагает записать опорные конспекты и заполнить отчеты. (Во время работы групп учитель оказывает помощь нуждающимся.)


Записывают результаты собственной работы в виде опорных конспектов и заполняют отчеты.

Познавательные: умение строить логическую цепь размышления, умение формировать анализ и синтез

Личностные: умение понимать личную ответственность за результат.

Регулятивные: умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

2.3

Этап презентации образовательных продуктов –


Слушает отчеты учащихся и корректирует результаты выполненных работ

Каковы же особенности металла

алюминия?

Какое строение имеет атом алюминия?

Как и почему он окрашен в периодической системе химических элементов?
Что собой представляет алюминий как простое вещество и почему алюминий имеет такое широкое применение в нашей

жизни.

Как вы думаете, почему алюминий в электрохимическом ряду напряжения металлов стоит сразу же после активных щелочных и щелочноземельных металлов?

(Заслушивает ответы учащихся)

Задание группам: Найдите

соответствие между реагентами и продуктами химической реакции.

Почему в алюминиевой посуде

нельзя квасить капусту и хранить также и щелочные растворы?

Задание классу: проверьте

правильность расставленных коэффициентов, рассмотрев второе уравнение как окислительно-восстановительную реакцию. Приложение

Итак, мы узнали, что алюминий активный металл, для него характерны как обычные, так и специфические свойства, но почему алюминий, занимающий третье место по распространённости на земле, в XIX веке стоил так дорого? (возвращение ккарточке с фактами, к иллюстрациям в презентации).

Итак, почему в XIX веке алюминий

так заинтересовал людей и почему он так

дорого стоил? Почему этот металл в XX веке стал вторым по значению металлом

продолжающегося железного века?

Работа с разноуровневыми

заданиями. Приложение №10

Выступают с отчетами, обсуждают классом результат работы, высказывают свои суждения, исправляют и корректируют недочеты, сдают выполненную групповую работу и опорные конспекты.

Учащийся группы 1.

(Делает записи на доске) Приложение 5.1
Учащийся группы 2.

(Делает записи на доске) Приложение 6.1
Учащийся группы 3. Делает записи на доске, схема. Приложение 7.1 (Заслушивание ответов учащихся)

Учащийся группы 4. (Делает записи на доске). Приложение 8.1

(Демонстрация опыта обучающимся).

(Заслушивание ответов)

Учащихся

Учащийся группы 5. Один учащийся работает у доски, затем

Проверка. Приложение 9.1
Заслушивание ответов учащихся, обобщают сказанное, корректируют знания

Самостоятельная работа - самоконтроль

Личностные: умение обобщать, выделять главное, внести необходимые дополнения и коррективы, культура умственного труда, критичность мышления.

Регулятивные: умение сознавать что усвоено, а что подлежит усвоению, а также качество и уровень освоения.

3

Рефлексивно – оценочный блок







Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального

состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Обращается к учащимся, как вы оцениваете себя, просматривает тетради.

Учитель. Для проведения рефлексии обучающимся раздаются карточки, в которых предлагается ответить на

предложенные учителем вопросы. Приложение 11

Регулятивные оценка,

саморегуляция.

4.

Домашнее задание







Домашнее задание: §13

Сообщения учащихся «Биологическая и экологическая роль алюминия», могут ли соединения алюминия быть вредными для организма человека?

Составить синквейн про алюминий.

Составить рекламу про алюминий, представить на мини-плакате.

Учитель благодарит

школьников за урок.


Ученики выбирают задания и пишут себе рекомендации

«как мне успешно выполнить д/з).

Записывают тему сообщения и сайты, которыми можно воспользоваться для работы, для повышения уровня знаний.

Сайт все про алюминий http://www.aluminiumleader.com/facts/

Сайт фактов http://sitefaktov.ru/index.php/home/605-alumin

Личностные

(самоопределение)

Регулятивные (оценка,

саморегуляция)



Приложение 1
В тринадцатой квартире

Живёт известный в мире

Как проводник прекрасный,

Пластичен, серебрист.

Ещё по части сплавов

Завоевал он славу.

И в этом деле - специалист.

Вот мчится словно ветер

В космической ракете

По внешности он видный,

Хоть плёнкою оксидной покрыт,

Она ему прочная броня.

Он мягкий, лёгкий, ковкий,

Сверкает в упаковке.

Обёрнуты конфеты блестящею фольгой.

Для плиток шоколада

Его немало надо.

А раньше был он очень дорогой.
Приложение 2
Является сестра своих сестер, невеста своих женихов.

— Здравствуй, сестра, — говорит она царице, — здесь и ты, сестра? — говорит она Вере Павловне. — Ты хочешь видеть, как будут жить люди, когда царица, моя воспитанница, будет царствовать над всеми? Смотри.

Здание, громадное, громадное здание, каких теперь лишь по нескольку в самых больших столицах, — или нет, теперь ни одного такого! Оно стоит среди нив и лугов, садов и рощ… …………………. Но это здание, — что ж это, какой оно архитектуры? теперь нет такой; нет, уж есть один намек на нее, — дворец, который стоит на Сайденгамском холме: чугун и стекло, чугун и стекло — только. Нет, не только: это лишь оболочка здания, это его наружные стены; а там, внутри, уж настоящий дом, громаднейший дом: он покрыт этим чугунно-хрустальным зданием, как футляром; оно образует вокруг него широкие галереи по всем этажам. Какая легкая архитектура этого внутреннего дома, какие маленькие простенки между окнами, а окна огромные, широкие, во всю вышину этажей! его каменные стены — будто ряд пилястров, составляющих раму для окон, которые выходят на галерею. Но какие это полы и потолки? Из чего эти двери и рамы окон? Что это такое? серебро? платина? да и мебель почти вся такая же, — мебель из дерева тут лишь каприз, она только для разнообразия, но из чего ж вся остальная мебель, потолки и полы? «Попробуй подвинуть это кресло», — говорит старшая царица. Эта металлическая мебель легче нашей ореховой. Но что ж это за металл? Ах, знаю теперь, Саша показывал мне такую дощечку, она была легка, как стекло, и теперь уж есть такие серьги, брошки; да, Саша говорил, что, рано или поздно, ----------- заменит собою дерево, может быть, и камень. Но как же все это богато! Везде ­­­­____________ и ____________, и все промежутки окон одеты огромными зеркалами. И какие ковры на полу! Вот в этом зале половина пола открыта, тут и видно, что он из_____________. «Ты видишь, тут он матовый, чтобы не был слишком скользок, _____________тут играют дети, а вместе с ними и большие; вот и в том зале пол тоже без ковров, __________ для танцев». И повсюду южные деревья и цветы; весь дом ____________ громадный зимний сад.


Приложение 3

Карточка с фактами


  • Это третий по распространённости на земле элемент.

  • На его долю приходится более 8% земной коры.

  • В 1978 г. в породах Сибирской платформы обнаружен самородок этого. металла в виде нитевидных кристаллов длиной 0,5 мм.

  • Найден в лунном грунте.

  • Был открыт в 1825 г. и стоил в 1500 раз дороже золота.

  • Погремушку, изготовленную из этого металла, торжественно преподнесли сыну Наполеона III.

  • Первым изделием из этого металла были пуговицы на камзоле одного из последних королей Франции.

  • Только очень богатые люди могли позволить себе употреблять пищу из таких тарелок, изготовленных из этого металла.

  • Мастера, принёсшего в дар римскому императору Тиберию чашу из этого металла, казнили.

  • 1855 год, Парижская выставка – он демонстрировался как самый редкий и дорогой металл, который был почти в 10 раз дороже золота.



Приложение 4 «Что объединяет изображения?»



Приложение 5
Группа 1

Задание 1.

Рассмотрите положение алюминия в периодической системе химических элементов и строение его

атома по предложенному плану. Объясните, почему алюминий проявляет переходные свойства?

(Слайд 5)


Вставьте пропущенные слова

  1. Алюминий - элемент III периода, III группы, главной подгруппы.

  2. Заряд ядра атома алюминия равен +13.

  3. В ядре атома алюминия 13 протонов, 14 нейтронов.

  4. В атоме алюминия 13 электронов.

  5. Электронное строение алюминия 1s2 2s2 2p6 3s2 3p1

  6. На внешнем уровне в атоме 3 электронов.

  7. Степень окисления атома алюминия равна +3 .

  8. Простое вещество алюминия является металлом.

  9. Формула оксида алюминия Al2O3 , его характер амфотерный.

  10. Формула гидроксида алюминия Al(OH)3, его характер амфотерный.

Как и положено элементу 3-го периода, атомы алюминия имеют три энергетических уровня. На последнем уровне атомы алюминия содержат три электрона. Следовательно, распределение электронов по уровням в атомах алюминия таково: 13Al 2e-, 8e-, 3e-.

? Какие свойства (окислительные или восстановительные) проявляют атомы алюминия?

! Подобно всем металлам, атомы алюминия проявляют восстановительные свойства.

? Какую степень окисления при этом будет проявлять алюминий? (+3)

? К какому типу и классу относится элемент алюминий.

р-элемент, переходный элемент, соединения которого обладают амфотерными свойствами. Металл. Алюминий занимает промежуточное положение между металлами и неметаллами. Металлические свойства у него должны быть выражены слабее, чем у натрия и магния. Наличие у него 3 электронов на внешнем уровне и несколько меньший радиус атома обуславливает уменьшение химической активности алюминия по сравнению с соответствующими элементами I и II групп.

Приложение 5.1

Учащийся группы 1.

(Делает записи на доске) Алюминий находится в III периоде III А группе. В состав атома входит 13 протонов, 13 электронов и 14 нейтронов. На внешнем энергетическом уровне – три свободных электрона, за счёт перехода одного s – электрона на p –

энергетический подуровень. Так как у алюминия радиус атома больше, чем у бора, он отдаёт внешние электроны,

проявляя при этом восстановительные свойства. Почти во всех соединениях алюминий проявляет степень

окисления + 3.
Приложение 6

Группа 2.

Задание 2. Рассмотрите алюминий как простое вещество и докажите его физические свойства на примере выданного вам образца. Объясните, почему алюминий имеет такое широкое применение в нашей жизни? Почему из алюминия