Файл: Урока Алюминий, его физические и химические свойства, применение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так как температура плавления оксида алюминия составляет 20500С, поэтому разложить можно только с

помощью электрического тока. Этот процесс называется электролизом.

1) Электролиз Эл. ток 2Al2O3 = 4Al + 3O2

Но для проведения этой реакции необходимы большие затраты энергии. Технически доступным металлом алюминий стал после того, как в 1886 году американский и французский учёные Ч. Холл и П. Эру установили, оксид алюминия хорошо растворяется в расплавленном криолите Na3AIF6 с добавками фторидов кальция и алюминия. Этот расплав и применяют в

специальных установках на алюминиевых заводах.
Приложение 10

Дидактические задания

Уровень 1

Графический диктант(+ -)

Тест с взаимопроверкой «Какие утверждения верны?»

1.Алюминий встречается в природе только в виде соединений (+)

2.Алюминий взаимодействует с концентрированной азотной кислотой (-)

3. Атомы алюминия проявляют восстановительные свойства (+)

4. Алюминий плохо проводит электричество (-)

5. Алюминий может реагировать как с кислотами, так и со щелочами (+)

6. В случае избытка алюминий может представлять серьёзную опасность для здоровья (+)

7. Ион алюминия содержит 10 электронов (+)

8. Степень окисления алюминия +3 (+)

9.Алюминотермией можно получить такие металлы как железо, хром. (+)

10. При взаимодействии алюминия с гидроксидом натрия, как и при реакции с кислотой, выделяется водород. (+)

11. Алюминий получают электролизом бокситов(+)

12. Алюминиевую кастрюлю можно чистить средством содержащим щелочь (-)
Уровень 1

Графический диктант(+ -)

Вопрос « Алюминий - ответ

1 Встречается в свободном виде

2 Лёгкий металл

3 Реагирует с кислотами, и со щелочами

4 Подвергается коррозии

5 Восстанавливает металлы из оксидов

самопроверка

Вопрос « Алюминий - ответ

1 Встречается в свободном виде +

2 Лёгкий металл +

3 Реагирует с кислотами, и со щелочами +

4 Подвергается коррозии -

5 Восстанавливает металлы из оксидов +
Уровень 2

Тест

1. Степень окисления алюминия в соединениях:

а) + 2 б) +3 в) - 3 г) -2

2. Укажите название вещества, из которого состоит защитная пленка на поверхности алюминия

а) оксид алюминия б) гидроксид алюминия в) хлорид алюминия г) сульфид алюминия

3.Укажите число протонов в ядре атома алюминия:

а) 13 б) 14 в) 27 г) 3

4. Алюминий не реагирует

а) с кислородом б) с азотом в) с оксидом магния г) с раствором серной кислоты

5. Алюминий в природе по распространённости в земной коре занимает среди металлов:


а) первое место б) второе мест в) пятое место г) третье место

Самопроверка: 1б, 2а, 3а, 4в, 5а

Уровень 3

Уровень 3 – экспериментальная задача

В трёх пробирках находятся различные металлы: Al, Zn, Ag. Каким образом с помощью

концентрированных растворов азотной кислоты, гидроксида калия и хлороводородной кислоты

распознать, в какой пробирке находится порошок того или иного металла? Запишите уравнения

соответствующих реакций.
Приложение 11

1. Оцени свои знания, полученные на уроке.

а) на уроке я закрепил (а) знания _____________________________________________

__________________________________________________________________________

б) Сегодня на уроке я научил (ась) ся ________________________________________

в) После сегодняшнего урока я уже не сделаю ошибку __________________________

___________________________________________________________________________

2. Задай один вопрос, который остался неясным в ходе изучения материала урока___________________________
Учитель: Оказывает ли алюминий влияние на здоровье человека?
Приложение12

Сообщения учащихся «Биологическая и экологическая роль алюминия»

«Биологическая роль алюминия»

Содержание алюминия в организме человека массой 70 кг составляет 61 мг. Он находится во всех органах и тканях. Но больше всего его в печени, легких, костях и головном мозге. Алюминий принимает участие в построении эпителиальной и соединительной тканей и участвует в процессе регенерации костной ткани. Он активизирует действие пищеварительных ферментов и участвует в обмене фосфора.

Алюминий поступает в организм за счет продуктов питания, в нашем рационе в сутки может содержаться до 100 мг алюминия. Из всего алюминия, поступающего в организм, с продуктами питания в ЖКТ всасывается от 2-4%, но он может поступать и через легкие. С возрастом в легких и головном мозге его становится больше, а выводится он несколькими путями с потом, выдыхаемым воздухом, мочой, калом. Алюминий практически содержится во всех продуктах питания. Но в основном источниками содержания алюминия являются продукты растительного происхождения, в них алюминия в 50-100 раз больше чем в продуктах животного происхождения. Больше всего алюминия содержится в овсянке, горохе, пшенице, рисе, картофеле, авокадо. А в хлебе его много, потому что при выпечке используется алюминиевая посуда

Алюминий влияет на здоровье человека. При приготовлении пищи в такой посуде содержание алюминия в пищевых продуктах увеличивается вдвое, т.к. частички алюминия «соскребаются» со стенок кастрюли и постепенно в организм поступает немалое количество алюминия.



Внимание! Опасность!

Избыток алюминия приводит к нарушению минерального обмена. В больших концентрациях алюминий отрицательно действует на нервную систему и может вызвать судороги, снижение или потерю памяти, способствует развитию старческого атеросклероза, у детей замедляется развитие, поражается желудок, кишечник. В этом случае помогут крапива, хвощ полевой, препараты, содержащие янтарную кислоту.

При производстве алюминия негативное влияние на окружающую среду оказывают выделяющиеся вредные газы и отходы, так как алюминий относится к токсичным элементам. Безопасность природной среды может быть обеспечена, если будут разработаны новые технологии производства алюминия, очищаться сточные воды, строго контролироваться выбросы соединений алюминия.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

  Алюминий


информационный

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba7819-4185-11db-b0de-0800200c9a66/01.JPG

2.

Характеристика алюминия по положению в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева

контрольный

интерактив

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000036-1000-4ddd-9c4e-300046767db6/ch09_13_01.swf



3.

Применение алюминия и его соединений (I)

информационный

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000033-1000-4ddd-be5d-110046694c7a/ch09_13_16.jpg


4.

  Уравнения реакций алюминия с простыми и сложными веществами



контрольный

интерактив

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba781a-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_159.swf



Список используемой литературы:

  1. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

  2. Дидактические игры при обучении химии / Г.И. Штремплер, Г.А.Пичугина. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2005.

  3. Леенсон И.А. 100 вопросов и ответов по химии. Учебное пособие. М., ООО «Издательство АСТ», 2002.

  4. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чём не узнаешь на уроке химии. Ярославль: Академия развития, 2000.

  5. П. Бенеш и др. 111 вопросов по химии… для всех. Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1994

  6. Енякова Т.Н. Внеклассная работа по химии. М., Дрофа, 2004.

  7. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М., Дрофа, 2004.

  8. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. М.: 5 за знания, 2006.

  9. Учебник по химии 8, 9 класс О.С. Габриеляна