Файл: Урока Алюминий, его физические и химические свойства, применение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так как температура плавления оксида алюминия составляет 20500С, поэтому разложить можно только с
помощью электрического тока. Этот процесс называется электролизом.
1) Электролиз Эл. ток 2Al2O3 = 4Al + 3O2
Но для проведения этой реакции необходимы большие затраты энергии. Технически доступным металлом алюминий стал после того, как в 1886 году американский и французский учёные Ч. Холл и П. Эру установили, оксид алюминия хорошо растворяется в расплавленном криолите Na3AIF6 с добавками фторидов кальция и алюминия. Этот расплав и применяют в
специальных установках на алюминиевых заводах.
Приложение 10
Дидактические задания
Уровень 1
Графический диктант(+ -)
Тест с взаимопроверкой «Какие утверждения верны?»
1.Алюминий встречается в природе только в виде соединений (+)
2.Алюминий взаимодействует с концентрированной азотной кислотой (-)
3. Атомы алюминия проявляют восстановительные свойства (+)
4. Алюминий плохо проводит электричество (-)
5. Алюминий может реагировать как с кислотами, так и со щелочами (+)
6. В случае избытка алюминий может представлять серьёзную опасность для здоровья (+)
7. Ион алюминия содержит 10 электронов (+)
8. Степень окисления алюминия +3 (+)
9.Алюминотермией можно получить такие металлы как железо, хром. (+)
10. При взаимодействии алюминия с гидроксидом натрия, как и при реакции с кислотой, выделяется водород. (+)
11. Алюминий получают электролизом бокситов(+)
12. Алюминиевую кастрюлю можно чистить средством содержащим щелочь (-)
Уровень 1
Графический диктант(+ -)
Вопрос « Алюминий - ответ
1 Встречается в свободном виде
2 Лёгкий металл
3 Реагирует с кислотами, и со щелочами
4 Подвергается коррозии
5 Восстанавливает металлы из оксидов
самопроверка
Вопрос « Алюминий - ответ
1 Встречается в свободном виде +
2 Лёгкий металл +
3 Реагирует с кислотами, и со щелочами +
4 Подвергается коррозии -
5 Восстанавливает металлы из оксидов +
Уровень 2
Тест
1. Степень окисления алюминия в соединениях:
а) + 2 б) +3 в) - 3 г) -2
2. Укажите название вещества, из которого состоит защитная пленка на поверхности алюминия
а) оксид алюминия б) гидроксид алюминия в) хлорид алюминия г) сульфид алюминия
3.Укажите число протонов в ядре атома алюминия:
а) 13 б) 14 в) 27 г) 3
4. Алюминий не реагирует
а) с кислородом б) с азотом в) с оксидом магния г) с раствором серной кислоты
5. Алюминий в природе по распространённости в земной коре занимает среди металлов:
а) первое место б) второе мест в) пятое место г) третье место
Самопроверка: 1б, 2а, 3а, 4в, 5а
Уровень 3
Уровень 3 – экспериментальная задача
В трёх пробирках находятся различные металлы: Al, Zn, Ag. Каким образом с помощью
концентрированных растворов азотной кислоты, гидроксида калия и хлороводородной кислоты
распознать, в какой пробирке находится порошок того или иного металла? Запишите уравнения
соответствующих реакций.
Приложение 11
1. Оцени свои знания, полученные на уроке.
а) на уроке я закрепил (а) знания _____________________________________________
__________________________________________________________________________
б) Сегодня на уроке я научил (ась) ся ________________________________________
в) После сегодняшнего урока я уже не сделаю ошибку __________________________
___________________________________________________________________________
2. Задай один вопрос, который остался неясным в ходе изучения материала урока___________________________
Учитель: Оказывает ли алюминий влияние на здоровье человека?
Приложение12
Сообщения учащихся «Биологическая и экологическая роль алюминия»
«Биологическая роль алюминия»
Содержание алюминия в организме человека массой 70 кг составляет 61 мг. Он находится во всех органах и тканях. Но больше всего его в печени, легких, костях и головном мозге. Алюминий принимает участие в построении эпителиальной и соединительной тканей и участвует в процессе регенерации костной ткани. Он активизирует действие пищеварительных ферментов и участвует в обмене фосфора.
Алюминий поступает в организм за счет продуктов питания, в нашем рационе в сутки может содержаться до 100 мг алюминия. Из всего алюминия, поступающего в организм, с продуктами питания в ЖКТ всасывается от 2-4%, но он может поступать и через легкие. С возрастом в легких и головном мозге его становится больше, а выводится он несколькими путями с потом, выдыхаемым воздухом, мочой, калом. Алюминий практически содержится во всех продуктах питания. Но в основном источниками содержания алюминия являются продукты растительного происхождения, в них алюминия в 50-100 раз больше чем в продуктах животного происхождения. Больше всего алюминия содержится в овсянке, горохе, пшенице, рисе, картофеле, авокадо. А в хлебе его много, потому что при выпечке используется алюминиевая посуда
Алюминий влияет на здоровье человека. При приготовлении пищи в такой посуде содержание алюминия в пищевых продуктах увеличивается вдвое, т.к. частички алюминия «соскребаются» со стенок кастрюли и постепенно в организм поступает немалое количество алюминия.
Внимание! Опасность!
Избыток алюминия приводит к нарушению минерального обмена. В больших концентрациях алюминий отрицательно действует на нервную систему и может вызвать судороги, снижение или потерю памяти, способствует развитию старческого атеросклероза, у детей замедляется развитие, поражается желудок, кишечник. В этом случае помогут крапива, хвощ полевой, препараты, содержащие янтарную кислоту.
При производстве алюминия негативное влияние на окружающую среду оказывают выделяющиеся вредные газы и отходы, так как алюминий относится к токсичным элементам. Безопасность природной среды может быть обеспечена, если будут разработаны новые технологии производства алюминия, очищаться сточные воды, строго контролироваться выбросы соединений алюминия.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Алюминий | информационный | иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba7819-4185-11db-b0de-0800200c9a66/01.JPG |
2. | Характеристика алюминия по положению в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева | контрольный | интерактив | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000036-1000-4ddd-9c4e-300046767db6/ch09_13_01.swf |
3. | Применение алюминия и его соединений (I) | информационный | иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000033-1000-4ddd-be5d-110046694c7a/ch09_13_16.jpg |
4. | Уравнения реакций алюминия с простыми и сложными веществами | контрольный | интерактив | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0aba781a-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x9_159.swf |
Список используемой литературы:
-
Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. -
Дидактические игры при обучении химии / Г.И. Штремплер, Г.А.Пичугина. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2005. -
Леенсон И.А. 100 вопросов и ответов по химии. Учебное пособие. М., ООО «Издательство АСТ», 2002. -
Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чём не узнаешь на уроке химии. Ярославль: Академия развития, 2000. -
П. Бенеш и др. 111 вопросов по химии… для всех. Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1994 -
Енякова Т.Н. Внеклассная работа по химии. М., Дрофа, 2004. -
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М., Дрофа, 2004. -
Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. М.: 5 за знания, 2006. -
Учебник по химии 8, 9 класс О.С. Габриеляна