Файл: Содержание вопросы качества продукции, их эволюция.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 257

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- издана «Антология русского качества», где поднимаются вопросы роли качества, как настоятельной необходимости в современных условиях конкуренции, даются сведения об ученых в области проблем качества;

- обсуждаются вопросы социально-правового и нравственного значения качества, а также проблемы качества;

- разработана Концепция РФ в области качества и соответствующая Программа правительства;

- качество во всех аспектах стало национальной идеей;

- учебная дисциплина «Управление качеством» введена во многих вузах страны.

Задача курса состоит в том, чтобы студенты как будущие специалисты понимали значимость качества для страны в целом и сумели воплотить идеи качества в практическую работу.

Качество в таком многообразном понимании не может иметь стабильной оценки; любое количество показателей качества является относительным и существует на данный момент при данных целях в определении оценки качества. Основная проблема качества в России – неразвитый менталитет исполнителей, устаревшие технологии и оборудование.

Можно констатировать, что качество продукции (деятельности) находится в постоянном движении. Это - объективная реальность, с которой приходится иметь дело всем участникам рынка.

Понятие «хорошее качество» сегодня складывается из выполнения изделием своих функций, поддержания экономически оправданной цены и целесообразного уровня эксплуатационных расходов, защиты окружающей среды, безопасности изделия, обеспечения сбыта и послепродажного сервиса.


ЧТО НАМ ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ?

1. Серьезную и сложную операцию по анализу и синтезу двух больших систем - Качество и Менеджмент - в одну систему - Менеджмент качества.

2. Найти место системы менеджмента качества в общей системе менеджмента компании.

3. И, наконец, изучить и применить механизм постоянных изменений и совершенствования системы менеджмента компании, поскольку только это может гарантировать успех и процветание.


1.2. Показатели качества продукции
Они имеют количественную цифровую меру и единицу измерения. В отличие от показателей – понятие «свойство» товара – это характерная особенность, проявляющаяся при изготовлении, эксплуатации или потреблении товара. Если
показатели качества определяются в конкретных абсолютных единицах измерения – кг, ампер, метр, то свойства практически характеризуются прилагательными – модный, красивый, тяжелый, тонкий, прочный и т.д.

Классификация показателей довольно сильно различается по своим признакам у разных авторов. При классификации товара всегда следует называть признак классификации, а затем – то, что входит в указанный признак, его содержание.

1.2.1. По числу характеризуемых свойств различают единичные (структурные) показатели (толщина в см, длина в км, масса в кг); групповые показатели, затрагивающие определенный аспект качества продукции (надежность, эргономика, эстетика) – они определяются совокупностью единичных (например, эргономику можно характеризовать через показатели массы, различных видов проницаемости, через уровень шума в децибелах); комплексные показатели затрагивают все или почти все стороны качества продукции. При оценке комплексного показателя важно выбрать значимые свойства для данного вида продукции в данный момент, чтобы адекватно оценить качество. Комплексный показатель качества определяется как сумма оценки каждого показателя Аij, умноженной на коэффициент весомости Кв:



Определяемый различными методами и в различных аспектах, этот показатель пока остается одним из главных при определении качества и конкурентоспособности продукции.

1.2.2. По форме представления показатели подразделяют на:

- натуральные (кг, м, Вт, В и др.)

- стоимостные (руб.)

- относительные (в % или долях).

В долях определяют показатель уровня качества:



По своему содержанию уровень качества может быть в зависимости от количества рассмотренных свойств оцениваемой продукции:

- единичным (масса, предел прочности, линейные характеристики и др.);

- групповым (эстетические, функциональные, надежности и др.);

- комплексным (учитываются все показатели для данного изделия).

В экономическом отношении более важен интегральный показатель (уровень) качества:

Интегральный показатель определяется отношением:

(1)

или:


(2)

В отличие от других показателей интегральные показатели учитывают экономические аспекты качества. Затраты на эксплуатацию включают в себя: ремонт, плату за электроэнергию, моющие средства для стирки и др. К сожалению, полезный эффект от пользования продукцией не всегда можно определить - это может быть количество отстиранного белья на стиральной машине; срок работы аппарата; количество сохраненных продуктов и др. Но такие показатели как формирование внешности, имиджа нельзя оценить в каких-то конкретных единицах, поэтому применяют вторую формулу.

1.2.3. По области применения (реализации), по отношению к субъектам оценки различают показатели:

1.2.3.1. потребительские показатели, важные для покупателя:

- показатели надежности (срок службы, безотказность и др.);

- эргономичности, гигиеничности;

- эстетичности;

- функциональности;

- социальные.

1.2.3.2. важные для изготовителя – это главным образом технические показатели - обычно параметры, учитываемые НД и технологическими картами, а также техническими заданиями (ТЗ). Кроме того, учитываются показатели: технологичности и экономного использования ресурсов в производстве; транспортабельности в логистике; стандартизации и унификации в технике; патентно-правовые в юриспруденции; экономические показатели; показатели безопасности во многих аспектах и др.

1.2.3.3. для разработчика продукции важны показатели современности, использования новейших достижений техники, учета требований потребителя, новизны.

- по природе (происхождению) показателей или свойств продукции различают: химические по составу и возможности реагирования с другими веществами; биологические по влиянию на человека; механические по определению прочности и долговечности; оптические по цвету прозрачности и т.п.; электрические по проводимости, пробивному напряжению и др.

- по влиянию на качество можно выделить позитивные (прямые) и негативные (обратные) показатели. В случае позитивного показателя его увеличение повышает качество (прямая зависимость). В случае негативного показателя увеличение его численного значения понижает качество (обратная зависимость).

- по времени нормирования и определения можно выделить текущие показатели (они чаще всего определены в НД) и перспективные (для будущих разработок).


- по методам определения - разработана определенная их классификация. Каждый метод имеет свои особенности по методикам, применяемым инструментам и определяемым свойствам:

Инструментальный (лабораторный) – объективный, определяет показатели надежности, годности продукции. Этим методом проводят химические, механические, оптические, биологические и другие испытания. Такие испытания проводятся в лабораториях крупных предприятий, в сертификационных и испытательных лабораториях. Результаты этого метода признаются при возникновении споров судами.

Экспертный метод заключается в том, что оценивается качество продукции экспертами-специалистами. Для этого определяется состав комиссии, оценка ведется по балльной системе оценок, результатом работы является сумма баллов или уровень качества для данного образца продукции. Экспертный метод применяется для оценки эстетических, эргономических, вкусовых показателей, которые нельзя определить на приборе.

Социологический - здесь выявляются предпочтения покупателей, то, что хочет иметь покупатель в товаре (цвет, форму, вкус, фирму и многое другое). Предпочтения не всегда идентичны с мотивациями, причинами сделанных приобретений (покупок) - если нет одной марки товара, то покупают другую, если нужно срочно и не предвидится найти предпочитаемое.

Мотивация покупок – причина, по которой куплен товар – это может быть желание обновить гардероб, поменять в связи с модой, с известной маркой, в подарок.

Р асчетный метод является определенным приложением к инструментальному методу (с применением формул). Например, нельзя на приборе определить модуль упругости материала, разрывное напряжение, стойкость к ударным нагрузкам и другие – эти показатели – опосредованные через показания приборов и соответствующие формулы.

Регистрационный метод довольно простой – фиксируется число случаев, событий, дефектов, цифры по экономической деятельности и др.

Органолептический метод широко применяется в промышленности и торговле при сортировке непродовольственной и части продовольственной продукции. Здесь используются органы чувств контролера – обоняние, осязание, слух, зрение, важную роль для объективности оценок играет квалификация, добросовестность и другие качества проверяющего.